Казахстанский транзит: момент истины

Будет ли Ашимбаев хранить верность старому сюзерену или, перешагнув через моральные переживания, постарается угодить новому?


Захват Сената можно считать свершившимся актом. Очевидное нарушение Касым-Жомартом Токаевым транзитных договоренностей должно было бы окончательно доказать городу и миру, что преемник не был марионеткой или, по меньшей мере, перестал таковой быть. Однако, вместо одного протухшего мифа о «промежуточном президенте», общественному мнению тут же навязывается новая конспирологическая конструкция.

Незаменимый вклад в мифотворчество вносят даже штатные ньюсмейкеры, упорно убеждающие нас, что увольнение Дариги Назарбаевой произошло по воле ее отца. Мол, старик сам был очень недоволен непомерными властными амбициями старшей дочери. И публику нисколько не смущает ни то, что сам Нурсултан Назарбаев эти амбиции поощрял и пестовал, ни то, что сейчас, в критический момент, он не подает никаких признаков своего существования.

Самонареченные «элитоведы» принялись копаться в биографиях, выискивая признаки принадлежности новоназначенных чиновников к Акорде или к Библиотеке, утверждая, через запятую, будто руководство страной, как никогда … монолитно. И в этих «аргументах» внимающая публика тоже не видит и толики логических противоречий.

Новый спикер Сената Маулен Ашимбаев, действительно, на поверхностный взгляд, выглядит фигурой если не навязанной Библиотекой, то, по крайней мере, консенсусной. Но какое практическое значение имеют извивы в его послужном списке? Представьте себе, что из Акорды в Сенат поступит установка сменить, допустим, Генерального прокурора, который, кстати, в прошлом году с прохладцей отнесся к поручению Токаева расследовать хищения миллиардов тенге на проекте строительства LRT в Астане. Будет ли Ашимбаев хранить верность старому сюзерену или, перешагнув через моральные переживания, постарается угодить новому?


Несомненно, новый председатель верхней палаты прекрасно отдает себе отчет, как действующий глава государства может поступить с сенаторами президентской квоты. А что может сделать с перебежчиком Назарбаев? Ничего.

Ашимбаев опытный аппаратчик. Согласившись занять место дочери елбасы, он сделал свой политический выбор. Именно поэтому свою речь при вступлении в должность он завершил словами: «Сенат Парламента будет делать все необходимое для качественного законодательного обеспечения политики главы государства». И первым его заданием в новом качестве станет скорейшее утверждение Сенатом поправок в закон о чрезвычайном положении, призванных легитимизировать сомнительные указы Токаева, подписанные после введения ЧП.

Все вышеизложенное в полной мере относится и к Даурену Абаеву. Находясь в штате президентской администрации он, отныне, обязан ежедневно подтверждать свою лояльность, которая измеряется объемом славословия в адрес решительного и прогрессивного Касым-Жомарта Кемелевича. Пройдет совсем немного времени, и текущие проблемы правления второго президента нужно будет объяснять системными ошибками его предшественника. И пропагандист Абаев приложит к этому все свои таланты. Шапраштинское происхождение не является тому препятствием.

Подобный выбор сделают все, кто соглашается принять назначения от действующего президента. Тщетно тешить себя надеждой избежать аутодафе, когда обстоятельства того потребуют. Пройти между струйками никому не удастся, как не удавалось остаться сухим и при прежнем режиме.

После падения Сената настанет очередь силовиков. У руководителей прокуратуры, МВД, КНБ нет больше никаких причин оглядываться на Библиотеку. В период чрезвычайного политического положения от нее лучше держать известную политическую дистанцию.





ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Президент Казахстана присвоил силовикам высокие воинские звания


Воинское звание генерал-лейтенанта получили: министр обороны Нурлан Ермекбаев, первый замминистра обороны – начальник Генштаба ВС РК
Мурат Бектанов, замминистра обороны Тимур Дандыбаев, глава Погранслужбы Дархан Дильманов.

Воинское звание генерал-майора присвоено: командующему Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск Вооруженных сил Аскару Жоламанову, начальнику штаба Регионального командования «Юг» ВС РК Асану Жусупову, заместителю министра внутренних дел Юрию Ильину.
Воинское звание генерал-майора получил замглавы Погранслужбы Серик Джазин.

Специальное звание генерал-лейтенанта национальной безопасности присвоено главе Комитета национальной безопасности Кариму Масимову. Специальное звание генерал-майора национальной безопасности получил заместитель начальника штаба антитеррористического центра КНБ РК Аскар Амерханов.

Специальное звание генерал-майора Службы государственной охраны Республики Казахстан присвоено начальнику Службы охраны президента Ермеку Сагимбаеву.