В ПРОТИВОВЕС «НУР-ОТАНУ»?

Зачем Токаеву закон о парламентской оппозиции


По сообщениям из Акорды Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнений в Закон Республики Казахстан «О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан» по вопросам парламентской оппозиции».

Этот документ предусматривает появление в казахстанском Парламенте оппозиции. Депутатов партий, представляющих парламентскую оппозицию, наделили правом не только выступать на парламентских слушаниях и на совместных заседаниях Палат, но и инициировать тематику парламентских слушаний. На пленарном заседании Сената Парламента, представляя проект этого закона, депутат Мажилиса Азат Перуашев заметил, что основная его новелла в том, что в правовое поле вносится слово «оппозиция»: «Мы посчитали правильным, что в Парламенте должна существовать парламентская оппозиция, которая будет выражать мнение народа и поднимать вопросы, волнующие все население», — констатировал депутат.

«Оказывается, плохую, гадкую, ужасную и опасную «оппозицию» теперь как икону Богородицы повесят в углу Парламента и начнут на нее молиться», — так на своей странице в Фейсбуке отреагировала на эту новость журналист и общественный деятель Гульжан Ергалиева.

А раз он узаконил только парламентскую оппозицию, значит, в жизни и реалиях нет оппозиции и оппозиционных партий — делает вывод Ергалиева: теперь в Парламенте, по ее мнению, будет оппозиция, которую назначат как младшую жену после свадьбы, в смысле после выборов.

«То есть в Парламент будут пропускать лояльных, а там уже как в инкубаторе выращивать «оппозицию»? Но ведь они не избирались народом, как оппозиционные партии, которые стремятся захватить власть конституционным путем, они же голосуют только «за» и никогда «против» — какая это оппозиция? Как же, теперь назначенная оппозиция может выступать на парламентских слушаниях, возражать на заседаниях комиссий и вообще защищать интересы простого народа ? А, например, зарубить бюджет и не пропускать его без согласия парламентской оппозиции или инициировать импичмент президенту, правительству и т.д. — могут? — задается вопросами Ергалиева. — Или это уже будет расцениваться, как экстремизм и попытка государственного переворота?»

Известный сетевой ньюсмейкер Мурат Телибеков тоже недоумевает на своей странице в Фейсбуке: « Неужели для того, чтобы депутату парламента иметь принципиальную, честную позицию непременно нужно приобрести статус оппозиции?! К примеру, я не считаю себя оппозицией. Тем не менее, считаю своим долгом указывать на ошибки правительства. А когда президент критикует отдельные ведомства, он тоже в этот момент называется оппозицией?!».

Однако, многие эксперты сходятся во мнении, что закон о парламентской оппозиции понадобился Токаеву для того, чтобы размыть монолит партии «Нур-Отан» в Мажилисе — этом последнем властном оплоте елбасы.