Неэстетичная сделка
- Подробности
- 1972
- 05.07.2020
- Алибек ШАЛИЕВ, The Insider
Почему в Казахстане внезапно простили беглого коррупционера
В середине июня стало известно, что Верховный суд Казахстана по запросу Генпрокуратуры неожиданно постановил вернуть часть конфискованного имущества семье Бергея Рыскалиева, беглого акима Атырауской области в 2006–2012 годах, которого заочно приговорили к 17 годам тюремного заключения. В этот список входят десятки земельных участков, доли в разных фирмах в Атырау и Актобе, а также разные объекты недвижимости вроде жилых домов или квартир. Генпрокурор Гизат Нурдаулетов объяснил такую гуманность тем, что, несмотря на доказанную вину братьев Рыскалиевых — Бергея и Аманжана, часть имущества была конфискована судом неверно: от этого якобы пострадали жёны и родственники осужденных. В Казахстане эта новость была воспринята общественностью с удивлением. Любые крупные фигуры, которых преследует государство, обычно считаются его политическими оппонентами, и братья Рыскалиевы в этом смысле встают в один ряд с опальным олигархом Мухтаром Аблязовым или бывшим акимом Алма-Аты Виктором Храпуновым. Впрочем, Бергей Рыскалиев впервые проявил себя как политический оппонент власти лишь в прошлом году. До этого он считался хоть и крупным, но все же стандартным коррупционером. Так или иначе, уступка верховной власти (генпрокурор ни за что по своей инициативе такой запрос бы не внес) выглядит очень странно — ни по отношению к политическим врагам, ни к уголовникам ранее государство гуманизм не проявляло. Одной из гипотез, объясняющих этот внезапный либерализм властей, стал накопленный Рыскалиевым компромат на первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Взлет и падение Рыскалиева
Трудовая биография Бергея Рыскалиева — классический пример человека, совершившего рывок в начале 90-х годов. Еще в 1991 году 24-летний Рыскалиев был всего лишь простым прорабом в энергетическом гиганте «Запказэнерго», но всего за десять лет, транзитом через несколько кресел заместителя директора в разных фирмах (водочных и нефтяных), Рыскалиев резко выскочил на самые верхние позиции, став членом совета директоров крупнейшего игрока на рынке нефти в западном Казахстане — ОАО «CNPC-Актобемунайгаз». Тогда же, в 2001 году, началась его политическая карьера: сначала в дисциплинарном совете Актюбинской области, а затем уже в органах власти Атырауской области. Везде Рыскалиева и его семью за собой водил Аслан Мусин — тогдашний аким Атырауской области и, пожалуй, хозяин всего Запада. Мусину, вспоминают работавшие в то время в Актобе и Атырау бизнесмены, очень нравилась «предприимчивость» молодого улыбчивого карьериста. Рыскалиев не стеснялся пользоваться таким расположением. Уже в 2006 году он по протекции Мусина становится акимом Атырау — одного из ключевых городов по добыче нефти во всей стране — и в этом же году переходит на должность акима всей области после того, как его патрона забирают в Астану министром экономики и бюджетного планирования.
В Атырауской области Рыскалиева любили. Во-первых, он родом из тех мест, а это в Казахстане считается крайне важным фактором во взаимоотношениях между региональным руководителем и населением. Во-вторых, при нем в регионе активно строилась вся инфраструктура — новые микрорайоны, крупные объекты торговли и быта. При этом критики Рыскалиева (весьма немногочисленные и, как правило, не выступавшие открыто) уже тогда указывали на то, что его семья неприлично для государственного служащего богата, даже с учетом бизнес-бэкграунда (его брат Аманжан был депутатом Мажилиса — и это лишь усиливало подозрения в нечестном характере нажитого имущества).
Крупные неприятности у Рыскалиева начались под конец его государственной политической карьеры. В августе 2012 года Нурсултан Назарбаев заменил его на Бактыкожу Измухамбетова на посту акима Атырауской области. Эксперты связали это тогда с резким ослаблением позиций Аслана Мусина (осенью 2012 года Мусин был снят с поста руководителя администрации президента и отправлен в комитет по контролю за бюджетом, а потом и вовсе послом в Хорватию). Внешне отставка Рыскалиева при этом выглядела странно: 15 августа Назарбаев объявил, что аким Атырауской области переходит на другую работу, а уже на следующий день появилась версия о том, что Рыскалиев болен, поэтому не может продолжать руководить регионом. Практически мгновенно по сигналу из Акорды в области была инициирована проверка всей деятельности Рыскалиева и его родственников и знакомых. Зимой 2012–2013 годов было возбуждено уголовное дело по обвинению Рыскалиева и его соратников в хищении как минимум 70 млрд тенге (примерно $175 млн). Сам Рыскалиев и девять ближайших к нему людей, включая брата, бесследно исчезли. Высказывались разные версии его судьбы: от эмиграции в Лондон до гибели от пули покровителей.
Через год Бергей Рыскалиев заочно получил 17 лет лишения свободы, а суд конфисковал 185 объектов недвижимости, принадлежащих экс-акиму. Тогда же журналист-расследователь Геннадий Бендицкий (скончался в 2017 году) заявил, что Рыскалиев организовал лагерь боевиков-провокаторов, которые в 2011 году устроили печально известные беспорядки в Жанаозене, в ходе которых полиция открыла огонь по протестующим нефтяникам (по официальным данным, погибло 17 человек). По версии Бендицкого, это была попытка ослабить позиции президентского зятя Тимура Кулибаева и забрать у него таким образом крупный нефтяной актив «Казмунайгаз» — хотя никаких доказательств журналист не представил.
Оппозиционер
Долгие годы о Бергее Рыскалиеве ничего не было известно, однако в 2018 году он внезапно возник в совершенно неожиданном месте, вместе с бывшим премьером Акежаном Кажегельдиным создав общественное движение «Жана Казахстан» («Новый Казахстан»). «Жана Казахстан» собрал под своим крылом представителей несистемной оппозиции, но не радикальных. Одновременно с этим свое движение «Демократический выбор Казахстана», запрещенное в Казахстане, развивал опальный банкир Мухтар Аблязов, и его сторонники сразу назвали движение Кажегельдина-Рыскалиева «фейковым», призванным заспойлерить деятельность ДВК. Одним из активных участников «Жана Казахстан» при этом стал политик Амиржан Косанов, который в 2019 году, после ухода Нурсултана Назарбаева с поста президента, выдвинул свою кандидатуру на этот пост. На выборах 9 июня Косанов набрал 15% по официальным данным и больше четверти — по данным независимых наблюдателей. Сразу после выборов движение «Жана Казахстан» объявило о самороспуске. При этом в мае 2019 года в Париже состоялась конференция оппозиционных сил, а ее организаторами стали те же Рыскалиев и Кажегельдин.
Информационный гром грянул спустя примерно полгода — и не в Париже, а в Казахстане. Руководитель общественно-политической газеты «Дат» (в выходных данных он зовет себя «главным читателем») и председатель Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) «Акикат» Ермурат Бапи во время внутрипартийных склок, в результате которых он лишился своего поста, заявил, что при прежнем руководителе ОСДП Жармахане Туякбае партия задолжала всем почти $200 тысяч. Все эти долги, по утверждению Бапи, погасил Рыскалиев, он и является «хозяином партии» на самом деле. Бапи после этого из партии изгнали, однако и сама ОСДП практически исчезла из общественно-политической повестки.
Шантажист
Впрочем, даже если Рыскалиев и создавал спойлеры для компрометирования оппозиции, этого маловато для того, чтобы вернуть ему значительную часть имущества, конфискованного по суду. Тем более, несмотря на то, что в мире преследование Рыскалиева признано политически мотивированным, на родине к этому общество отнеслось достаточно спокойно, руководствуясь давней логикой Назарбаева «я каждого могу взять за руку и отвести к прокурору». Так зачем нужно было инициировать процесс возврата конфискованной собственности — да еще и со стороны прокурора?
Косвенный ответ прозвучал на днях от Айдоса Сарыма, внештатного советника нынешнего президента Касым-Жомарта Токаева. «Власти договариваются с Бергеем Рыскалиевым, который финансировал несколько проектов в последние годы. Судя по всему, сделка состоялась. И дело здесь не только в чьем-то шантаже и убойном компромате. Это циничная, крайне прагматичная сделка, которая закрыла еще одну историю раскола. Да, это все невкусно, неэстетично. Но в политику не идут эстеты, которые падают в обморок от цинизма и обмана других», — заявил Сарым в большом интервью.
Замечание про «шантаж» — очень к месту. На той же пресс-конференции, где было объявлено о спонсировании Рыскалиевыми партии ОСДП, Ермурат Бапи заявил также, что семейство Рыскалиевых шантажирует Нурсултана Назарбаева. В сентябре 2019 года в сети появилось видео, на котором видно, как Нурсултан Назарбаев прогуливается в Лондоне в сопровождении миллиардеров Владимира Кима, Булата Утемуратова и бывшего посла Казахстана в Англии Ерлана Идрисова. Сам факт появления такого видео — уже скандал, не говоря уже о том, что Назарбаев на нем еще и выглядит неважно.
После того как Назарбаев скрылся в резиденции Кима (и был вынужден отменить намечавшуюся встречу с Алишером Усмановым), дом заблокировали сторонники Бергея Рыскалиева. Они потребовали возвращения активов Рыскалиева ему в собственность. К пикетчикам вышел Идрисов и вроде как пообещал, что Рыскалиеву все вернут.
После этих шагов Рыскалиев, по данным СМИ, получил денежную компенсацию от Назарбаева за то, чтобы это видео не попало в широкий доступ. Кроме того, был срочно заменен начальник Службы госохраны — им стал Калмуханбет Касымов, тот самый человек, который, будучи главой МВД, официально отдавал приказ о расстреле демонстрантов в Жанаозене. «Новая газета» - Казахстан» со ссылкой на kz.media предполагает также, что «ОПГ Рыскалиевых имеет документы, способные сильно подпортить международный имидж елбасы и Казахстана в целом, касающиеся расстрела в Жанаозене в 2012 году, который стал завершением беспорядков, спровоцированных самими Рыскалиевыми, а их непосредственным дирижером был тогда руководитель администрации президента РК Аслан Мусин». Это и может быть самая большая тайна, официального раскрытия которой очень опасается первый президент Казахстана. Если это так, то степень влияния человека с богатым коррупционным прошлым на политическую верхушку современного Казахстана куда больше, чем можно себе представить.