Президент обязан будет колебаться вместе с линией партии

Нурсултан Назарбаев не преминет использовать заседание Бюро Политсовета Нур Отан для навязывания члену Политсовета Токаеву своего политического курса


Очередное, казалось бы, рутинное заседание Бюро Политсовета партии Нур Отан имеет свои, едва различимые бюрократические особенности. Обычно это мероприятие лишь формальная процедура, предшествующая помпезному заседанию самого Политсовета. Нынче о предстоящем Политсовете почему-то помалкивают. Повестка дня, ради которой собирается партийный ареопаг, не оглашена, что тоже странно. Кроме того, в этот раз заседание Бюро было смещено с 24 сначала на 25, а потом первый зампред председателя партии Нур Отан Бауржан Байбека сообщил об очередном его переносе на 28 августа. Все это уже изрядно напоминает водевиль, в котором желанная свадьба непрестанно откладывается по самым абсурдным причинам.

Перенос мог случиться по разным поводам, но осмелюсь предположить, что, скорее всего, связан он с горячим желанием елбасы видеть на Бюро своего визави.

Совещания в правящей партии в эпоху двоевластия имеют важную отличительную черту. Раньше, при старом режиме, партию возглавлял глава государства. Теперь глава государства не более чем рядовой член Бюро Политсовета. Политизированная публика каждый раз бурно реагирует на очередной нуротановский синклит, где президент Касым-Жомарт Токаев понуро внимает увещеваниям партийного босса. Разумеется, принимать очередную порцию публичного унижения второй президент не спешит.

Вместе с тем, уклониться от участия Токаев не может ( «Касым-Жомартовские иды», «Новая» — Казахстан» от 4 марта 2020 г.), поскольку Нурсултан Назарбаев запросто подстроится под его президентский график. Ссылки на занятость или недомогание могут только отложить моральную экзекуцию. Даже введение режима ЧП, накануне заседания Политсовета Нур Отана в марте, дало действующему главе государства передышку только на несколько месяцев. Любой карантин рано или поздно заканчивается. Для того чтобы избавиться от уничижительной опеки первого президента, у второго есть только один выход — приостановить свое членство в Нур Отане.


Но помимо репутационных издержек есть проблема гораздо существенней. Дело в том, что Назарбаев не преминет использовать Нур Отан для навязывания члену Политсовета Токаеву своего политического курса. Бюро, как руководящий орган, может принять резолюцию, а президент Токаев, как член партии, обязан будет ее придерживаться.

Весьма вероятно, что елбасы возобновил политическую активность накануне оглашения очередного токаевского президентского послания с каким-то вполне конкретным умыслом.

В лучшей книге моего детства «Остров сокровищ» есть незабываемая сцена, когда слепой нищий передает отставному пирату Билли Бонсу «черную метку». Именно она вспомнилась мне при чтении твиттера Бауржана Байбека. Он пишет: «Елбасы, председатель партии Н.А.Назарбаев … поручил члену Бюро, премьер-министру А.У.Мамину усилить меры по социальному обеспечению …»

На первый взгляд может показаться, что Назарбаев в очередной раз проявляет свою всегдашнюю заботу о простом народе. Однако в тексте этого сообщения стоит обратить внимание на несколько важных деталей. Назарбаев титулован не только елбасы, но и председателем партии. Он не просто обращает внимание премьер-министра Аскара Мамина на какую-то проблему, а дает ему поручение. Причем как члену Бюро.

Президент Касым-Жомарт Токаев также — член Бюро. Елбасы явно указывает на то, что партия Нур Отан, которую он возглавляет, имеет весьма существенное значение в политической системе Казахстана. Игнорировать это не стоит никому. Даже главе государства.

Интрига вокруг присутствия Токаева на Бюро закручивается. И развязка должна состояться до 1 сентября, когда он выступит с очередным президентским посланием.