АССАМБЛЕЯ, ОТСТРАНЕННАЯ ОТ НАРОДА КАЗАХСТАНА

Почему елбасы передал руководство АНК президенту?


Елбасы, он же председатель Совбеза, он же лидер правящей партии, он же глава Ассамблеи народа Казахстана Нурсултан Назарбаев, передал одну из этих должностей (председательство в АНК) действующему президенту Касым-Жомарту Токаеву.

Сначала о самой АНК. Она была создана в 1995 году как орган, призванный сохранять межнациональное согласие в таком полиэтническом государстве, как Казахстан. Видимо, у власти была уверенность, что таким, сугубо бюрократическим путем можно будет регулировать сложнейшие процессы в этой сфере: создать квазигосударственный институт, определить квоты в центре и на местах и… все. На деле все оказалось намного сложнее.

Да, Казахстан избежал межнациональных распрей и катаклизмов. Но это заслуга отнюдь не власти или АНК: все это стало возможным благодаря толерантности самого общества и, прежде всего, казахов на своей исконной земле. АНК же не смогла стать эффективной и влиятельной организацией, к которой бы прислушивались граждане. Наоборот, она старалась замалчивать острые межнациональные вопросы. Ее не было видно во время локальных межэтнических конфликтов. По сути, она отстранилась от реальной, живой национальной политики. И, в результате, как политический институт, полностью себя дискредитировала. Вместо деятельного и способного реально влиять на межнациональные отношения органа, она превратилась в агентство по проведению показушных костюмированных концертов и инициированию столь нужных власти авторитарных политических инициатив, как, например, внеочередной референдум по продлению полномочий президента. Нарекания в обществе вызвает также полномочия АНК избирать депутатов Мажилиса вне рамок общенародных выборов: получается, что один гражданин голосует дважды!

Сложилась уникальная и щекотливая ситуация: критикуешь АНК, значит, ты против дружбы и согласия между народами, а захочешь похвалить… — а не за что, или же ты однозначно апологет власти!

Поэтому, мне кажется, елбасы решил отказаться от такого не очень привлекательного, хлопотного для него и токсичного в глазах общества актива. Попутно заслужив лавры властителя готового поделиться властью.

Теперь у Токаева два пути. Такой многонациональной стране, как Казахстан, скорее всего, необходим общественный орган, регулирующий межэтнические отношения. Но тогда нужно в корне изменить саму суть АНК, придав ей особый статус, возможно со своей эксклюзивной миротворческой функцией.

Есть и радикальный путь. При наличии полноценного парламента (к чему мы должны прийти), где априори будут сосредоточены все дискуссии по общественно важным проблемам, АНК становится лишним звеном. Но сомневаюсь, что, заявивший о преемственности курса елбасы, президент упразднит ее. Тем более, что у АНК конституционный статус.

Елбасы передал полномочия главы АНК Токаеву и тут же СМИ, эксперты и блогеры провластных мастей разродились хвалебными публикациями, общий смысл которых сводится к единому знаменателю: «Какое торжество казахстанского транзита! Наш мудрый елбасы реально расстается с рычагами власти и передает их второму президенту. Это и есть доказательство единства и нерушимости казахстанского тандема и гарантия успешности транзита! Ура!».

На первый взгляд, вроде бы, так и есть. Но важно понять: настоящий транзит у нас свершится тогда, когда реальная власть (а не бесполезная АНК) перейдет в руки избранного президента, над которым не будет дамоклова меча Совбеза и Нур-Отана. Когда все в стране будут знать, что есть только один центр принятия решений и находится он в Акорде.

Да, Токаеву не повезло. Одна пандемия, с многотысячными жертвами, непредвиденными расходами, коллапсом экономики и резким падением уровня жизни народа, чего стоит! И не нужно быть политическим Нострадамусом, чтобы предсказать, что растущие протестные настроения общества недоброжелатели президента могут использовать не против елбасы (он же формально не у дел, ни за что не отвечает, хотя активно раздает поручения и правительству, и парламенту), а именно против Токаева. Не зря то и дело в СМИ и социальных сетях начинают мелькать комментарий типа: «А при Назарбаеве такого не было».

Конфликт с непредсказуемыми последствиями может случиться, когда намерение елбасы «назначить» на высший пост «третьего президента» наткнется на желание Токаева пойти на второй срок, и, как формальный глава государства, он будет против предложенной елбасы кандидатуры. При всей обремененности Токаева определенными обязательствами перед Назарбаевым такой поворот событий нельзя исключать.