СЫРДАРЬИНСКАЯ МЕЛЬ

Трагедия реки, о которой надо бить в набат!



«Жүз рет естігенше, бір рет көр!» («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать») гласит казахская (по-моему, не только наша) поговорка. Побывал на неделе в Кызылорде (когда-то столице Казахстана). Там природная катастрофа. Некогда полноводная, поившая и кормившая весь регион, величественная Сырдарья превратилась в… речку! Она сейчас настолько мелка, что ее может перейти даже ребенок. И это почти в пятиста километрах от Арала, который и подпитывался водами Сырдарьи. Иного источника сохранения статус-кво у экс-моря нет.

О трагедии Арала знают все, даже на самом высоком международном уровне: проводятся различные форумы, конференции, симпозиумы («Новая» - Казахстан» недавно опубликовала два материала на эту тему: «Крик Арала» от 29.11.2020 г. и «Аральцы. В плену у времени и моря», от 28.03.2021 г.), но они не наполняют Сырдарью водой. Если только словесной.

Беспрецедентное обмеление уже приводит к страшным последствиям. В разговоре один из жителей Казалинска произнес фразу «жұт» («джут»). Из-за небывалой засухи падеж скота стал обыденным явлением: нет воды — нет кормов. Фермеры вынуждены за бесценок распродавать свой скот, но его никто не покупает, просто боятся, что такой захудалый скот не выживет. Мелеет не только большая река и Арал: вода в озерах Приаралья, которые кормят рыбой здешний люд, тоже уже уходит от берегов на сотни метров. Начал мелеть и Касспий, это тоже надо учитывать.

В разговоре с жителями региона я почувствовал особое беспокойство по поводу бурного развития соседнего Туркестана. Как сказал мой собеседник: «Не за счет ли и так скудных вод Сырдарьи создана тамошняя «Венеция»?». Ведь для жизнеобеспечения нового мегаполиса нужно немало воды, а кроме Сырдарьи там реки нет. И раньше специалисты спорили о целесообразности строительства в Туркестанской области Коксарайского водохранилища объёмом в 3 миллиарда кубометров. Не отразятся ли эти изменения на состоянии общей для всех казахов реки и благополучии проживающих в ее устье жителей? Акорда должна знать, что в конце 90-х, когда вбухивали народные миллиарды в Астану, люди в городах и весях Казахстана задавались вопросом: «А почему не нашему региону такие преференций?». И теперь подобного рода вопросы задаются относительно Туркестана. Неужели, все дело в том, что там желает найти вечное упокоение елбасы?

Я вовсе не хочу хайповать на этой теме. Необходимо создавать государственную комиссию по спасению Сырдарьи и Арала с участием самих жителей региона. Для начала провести переговоры со странами, через которые течет двухтысячекилометровая река. Это — Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан. Сырдарья в этих странах полноводная и очень важно, чтобы и Казахстан, который находится в ее устье, не был обделен водой. Я удивлен, почему до сих пор эта проблема не урегулирована? Где наша хваленая казахстанская дипломатия и наш, не менее хваленый, авторитет в Центрально-Азиатском регионе? Надо определить объемы использования сырдарьинской воды на нашей территории, оптимизировать размеры хлопковых и рисовых плантаций, чтобы в погоне за центнерами не потерять саму реку! Особо надо говорить об ответственности соответствующих ведомств, призванных мониторить и прогнозировать состояние водного хозяйства страны. Почему они проморгали такое бедствие?

Во власти немало неглупых людей, они ведут переговоры, советуются со специалистами, принимают решения. Но, в большинстве своем общество (включая и жителей многострадального кзылординского региона) ни сном, ни духом не ведает, что происходит на властных этажах. Такая закрытость, в свою очередь, ведет к дезинформированности населения. А в наших специфических условиях, когда народ давно уже на пределе, любая фейковая спичка может спровоцировать взрыв. И не только социальный.