БУФФОНАДА АФМ

В деле экс-министра здравоохранения РК абсурдность аргументов следствия изумляет

В конце октября прошлого года казахстанские правоохранительные органы задержали и на неделю поместили в СИЗО экс-министра здравоохранения Елжана Биртанова, который незадолго до этого «подхватил» вирус COVID-19 и добровольно подал в отставку со своего поста.


Домашний арест


Биртанова заподозрили в хищении выделенных на цифровизацию отрасли средств. На его защиту встали вся медицинская элита Казахстана и общественные деятели. Спустя неделю суд определил ему другую меру пресечения — домашний арест.

Причиной уголовного преследования Биртанова стала автоматизированная информационная система «Платформа информатизации и интероперабельности информационных систем здравоохранения» (далее — «Платформа»), на установку которой правительство Казахстана заключило договор с хорватской фирмой Ericsson Nikola Tesla (ENT) много лет назад.

ENT — один из мировых лидеров в сфере информационных технологий: разработчик программного обеспечения и ведущий поставщик инновационных информационно-коммуникационных решений, связанных с здравоохранением, транспортом, государственным управлением, коммунальными услугами.

Аналогичную «Платформу» эта фирма внедрила в Хорватии и Армении и разрабатывает сейчас в Беларуси. Там дела пошли успешнее, чем у нас.

Впервые идея электронной паспортизации здоровья казахстанцев (далее - ЭПЗ) прозвучала в Концепции развития электронного здравоохранения на 2013-2020 годы. Концепция прошла открытое обсуждение в соответствии с законом.

К разработке стандартов и требований к ЭПЗ Минздрав приступил задолго до назначения министром здравоохранения Елжана Биртанова. То есть, вопреки утверждению агентства по финансовому мониторингу (далее — АФМ), он не мог оказать какое-либо влияние на выбор поставщика. Биртанов не заключал соглашения с ENT, не был в составе комиссий, принимавших «Платформу», не подписывал ни одного акта о выполненных работах и по их оплате.


«ПЛАТФОРМА РАЗДОРА»

 

Тут следует подчеркнуть: разработка и внедрение «Платформы» осуществлялись на основании Контракта от 17 декабря 2015 года. Выбор поставщика был сделан в соответствии с законодательством РК и по правилам Всемирного банка и в установленном порядке никем не был оспорен.

Разработка «Платформы» — часть общего проекта этого банка и софинансировалась из займа МБРР согласно заключенному Контракту между Минздравом РК и ENT в размере 17,8 млн долларов США. Эта сумма не менялась с начала проекта.

К концу 2018 года все основные элементы «Платформы» были разработаны и поставлены казахстанской стороне в соответствии с Контрактом.

Пошаговое тестирование системы в рамках пилотной эксплуатации проведено успешно. «Платформа» была работоспособна и готова к операционной приемке и последующей интеграции со сторонними информационными системами (ИС). Это мнение квалифицированных членов приемочной комиссии.

Операционная приемка — это подтверждение работоспособности и необходимое условие продолжения внедрения системы, которые должны подтвердить ее способность к интеграции с информационными системами (ИС) Минздрава и медицинских учреждений Республики Казахстан.

Фирма ENT и ее подрядчик полностью выполнили свои обязательства. Вся сумма по Контракту казахстанской стороной была выплачена.

Оставшиеся работы по внедрению «Платформы» зависели только от готовности казахстанских партнеров к интеграции, то есть, отечественных ведомств, владеющих соответствующими ИС, при координации Минздрава.

Важно отметить, что это сложнейший IТ-проект, когда-либо осуществлявшийся в масштабах нашей страны. Параллельно с разработкой «Платформы» в Казахстане довольно активно продвигался процесс цифровизации учреждений здравоохранения. В 2017-2019 годы происходил значительный рост количества медицинских ИС, и все медицинские учреждения страны ускоренными темпами переходили на безбумажные методы работы. Объединить разрозненные ИС, созданные в разное время разными разработчиками и для разных целей, имеющих системную несовместимость друг с другом и с «Платформой» — крайне непростая задача.

Нельзя сбрасывать со счетов и другой фактор. Внедрение «Платформы» проходило в разгар реализации крупномасштабного общенационального проекта обязательного медицинского страхования и совпало по времени с пандемией коронавируса, что по объективным причинам замедлило работы. Тем не менее, к январю 2020 года опытная эксплуатация «Платформы» была завершена, включая успешное тестирование интеграции с рядом ИС Минздрава.

К лету 2020 года казахстанская сторона завершила выполнение одного из своих основных «домашних заданий» — подготовку законодательной базы для интеграции ИС учреждений здравоохранения РК с «Платформой». В итоге, в июне 2020 года она была принята к вводу в промышленную эксплуатацию комиссией из числа сотрудников Минздрава и Министерства цифрового развития.


Ущербные цифры

 

Однако, в середине 2020 года пинкертоны АФМ заблокировали эксплуатацию «Платформы» под предлогом того, что она, якобы, неработоспособна, а бюджетные миллионы долларов похищены. Был задержан и помещен в следственный изолятор руководитель проекта, вице-министр здравоохранения Олжас Абишев. Позже, как уже было сказано, в СИЗО оказался и Елжан Биртанов.

Абсурдность аргументов следствия АФМ, мягко говоря, изумляет.

Во-первых, следователь Р. Ашенов, сославшись на отчет Комитета внутреннего государственного аудита, в рапорт о возбуждении уголовного расследования внес заведомо ложные сведения, что «Платформа» на территории РК не функционирует, хотя в этом отчете черным по белому написано, что «информационная система соответствует техническим требованиям, предусмотренным контрактом, замечания по функциональности не выявлены». В феврале 2021 года следствие, поняв свой прокол, изъяло заключение аудита из материалов дела.

Во-вторых, при рассмотрении в суде вопроса о продлении меры пресечения в отношении экс-министра следствие никак не могло определиться с суммой ущерба, который нанес государству Биртанов.

«В октябре 2020-го сумму ущерба следствие написало 128 миллионов тенге. В ходатайстве о продлении ареста от 19 апреля 2021 года сумму ущерба от невыполненных работ/услуг по платформе написали 526 миллионов тенге. А спустя 14 дней эта сумма выросла до 1 миллиарда 548 миллионов тенге (или 4,177 миллиона долларов США), - изумляется его адвокат Дмитрий Куряченко. - В ходатайстве, поддержанном прокурором 30 апреля, заявлено, что Абишев по указу Биртанова перечислил в компанию «Ericsson Nicola Tesla» 6,8 миллиона долларов в декабре за невыполненные работы, а это уже 2 миллиарда 495 миллионов тенге. И самое удивительное, что общая стоимость работ/услуг по «Платформе» на 12 декабря 2018 года составляла всего 3 822 053 долларов США. Как могла сумма ущерба стать больше стоимости работ? Ведь остальную стоимость контракта с «Ericsson Nicola Tesla» составили лицензии, по которым у следствия претензий нет».

В-третьих, с самого начала и до завершения следствия АФМ грубо игнорировал требования уголовно-процессуального законодательства о полноте и объективности следствия. Ходатайства подозреваемых и их защитников о проведении комплексной компьютерно-технической экспертизы «Платформы», подлежащие согласно УПК обязательному удовлетворению остались без внимания.

«Платформа» разработана по международным и казахстанским стандартам. Она при любых обстоятельствах требует исключительно профессиональной оценки независимых и авторитетных международных компаний в сфере IT-аудита с участием специалистов ENT, других организаций, участвующих в разработке «Платформы», и самого Минздрава.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом и международными стандартами, признанными и принятыми Республикой Казахстан, лица, осуществляющие уголовное преследование обязаны исследовать и проверять все доводы, независимо от того, выгодны они или не выгодны для лица, в отношении которого это уголовное преследование ведется .

В мае этого года адвокаты экс-министра обратились к помощнику главы государства, секретарю Совета безопасности РК Асету Исекешеву и сообщили не только о вопиющих фактах беззакония, но и о подтасовке следователем Ашеновым заключения Департамента внутреннего государственного аудита (ДВГА), что «Платформа» не работает. Это сделано только ради того, чтобы придать вид законности искусственно возбужденному уголовному делу, якобы Минздрав (читайте – Биртанов и Абишев) необоснованно переплатил хорватской компании 127 млн. бюджетных тенге.

Они также обратили его внимание, что следствие оказывало и оказывает беспрецедентное давление на свидетелей и независимых экспертов. Один из которых — Р. Кушеков, сначала дал заключение о том, что все сервисы «Платформы» функционируют нормально, а вскоре после соответствующего «собеседования» со следователем, отозвал свое экспертное заключение.

О правовом беспределе руководителя следственно-оперативной группы АФМ Т. Хасанова и о том, что орган уголовного преследования откровенно саботирует Конституцию страны, известил генерального прокурора РК другой адвокат Биртанова — Нурлан Бейсекеев. Он напомнил, что на мартовском совещании Касым-Жомарт Токаев поручил Генеральной прокуратуре выработать эффективный правовой механизм предотвращения незаконного уголовного преследования гражданских государственных служащих. Однако при расследовании уголовного дела в отношении Биртанова это поручение главы государства полностью проигнорировано.

Тем временем, срок гарантийного обслуживания «Платформы» истекает уже 5 ноября 2021 года. Блокирование ее работы наносит не только репутационный ущерб стране, но грозит дополнительными бюджетными затратами. Будет ли за это отвечать орган уголовного преследования в целом, или, кто конкретно из его служащих — вопрос без ответа.

А слепо-глухо-немое в «слышащем государстве» «государево око», вместо разработки эффективных правовых механизмов предотвращения незаконного уголовного преследования гражданских и государственных служащих, вместо надзора над соблюдение законности на следствии печется о сохранении имиджа стороны уголовного преследования, хотя, как утверждает защита, ни единого доказательства причастности Биртанова и Абишева к вменяемым им преступлениям, более, чем за год расследования, добыто не было.


Один подписывал, другой — сидит

 

Материалы уголовного дела в отношении экс-министра Елжана Биртанова и экс-вице-министра здравоохранения РК Олжаса Абишева насчитывают 133 тома, 16 коробок якобы, вещественных доказательств. Подозреваемые и их защитники приступили к знакомству с ними.

И вот что обнаружилось — на всех документах по «Платформе» подписи… нынешнего министра здравоохранения РК Алексея Цоя. В том числе и на тех, которые он, будучи вице-министром здравоохранения РК, отправлял в хорватскую компанию.

На конечном этапе реализации «Платформы» Цой передал бразды правления другому вице-министру — Абишеву, поскольку сам стал руководителем медицинского центра управделами президента. Абишев под следствием. Но какое отношение он имел или имеет к договорам, подписанным его предшественником — неизвестно. В «деле Биртанова» Цой проходит только как свидетель.

После 14 (четырнадцати!) месяцев, так называемого, «расследования», сценаристы буффонады вынуждены были признаться в своей профессиональной несостоятельности: орган уголовного преследования отказался от обвинения экс-министра здравоохранения Биртанова в хищении бюджетных средств.

Но шоу должно продолжаться. Новый акт буффонады называется «злоупотребление служебным положением». Отсутствие логики и доказательств — не препятствие.

Афиши — расклеены. To be continued…

Буффонада, простыми словами — гротеск, комическое действо. Но, почему-то очень грустно…