Кто включает рубильник?

Почему антиказахстанская (а также антикыргызская и антиузбекская) тема не уходит из повестки российских новостей




Несмотря на окончание предвыборной активности в России в сентябре 2021 года, и связанных с ней политических, информационных и пропагандистских проектов для привлечения внимания избирателей, тема национализма продолжает развиваться в интернет- и медиа-пространстве. Можно напомнить, что в пропаганде деятельности российских партий использовались различные недружественные темы в отношении Украины, и защиты России от западных агрессоров, в рамках идеологии «осажденной крепости».

Тема защиты русского языка, рост национализма в Казахстане и Кыргызстане так же стала одним из механизмов, обеспечивающих привлечение внимания людей к политическим партиям и лидерам, участвовавших на выборах в Думу и местные органы власти России.

Раз за разом, в период предвыборной кампании, практически все лидеры и некоторые депутаты от российских политических партий позиционировали себя «защитниками», «радетелями» русского языка и прав русскоязычных граждан стран Центральной Азии. Однако, несмотря на окончание предвыборной PR кампании, статей и комментариев по поводу защиты русского языка и роста национализма в странах Центральной Азии меньше не стало.

Однако, даже поверхностный обзор крупнейших информационных агентств и СМИ России показывает, что эта тема продолжает быть актуальной. И если лидеры российских политических партий и депутаты государственной Думы уже не так активно обсуждают, или вообще перестали обращать внимание на нее, то в российских СМИ вновь стали появляться новости и сообщения о, якобы, росте национализма, угрозе русскому языку, нападках на русскоязычных граждан, так же, как и утверждения, что «большевики создали из казахов нацию и подарили им государство… Государственность, культура и письменность — все это было создано из Москвы».

Можно задаться вопросом о причинах и необходимости дальнейшего педалирования темы защиты русского языка, прав русскоговорящих в иностранных государствах, приводя в качестве «серьезных» доказательств и примеров бытовые конфликты нетрезвых людей, драки между детьми и хайпы блогеров разных мастей. Подобные «конфликты» можно найти в любой стране, где проживают люди различного происхождения. В той же российской столице национализм, нетерпимость сплошь и рядом проявляются потому, что россияне не видят в друг друге соплеменников ни на улице, ни в метро.

Кто-то, как будто специально включает рубильник и добавляет к этой чувствительной теме новые штрихи. Если ранее, до выборов, говорилось о росте национализма, и о бездействии правоохранительных органов в ответ на нападки националистов, то новый, поствыборный период, характерен новыми выпадами, но уже в адрес конкретных лиц. Например, упоминаются имена помощника президента Е. Карина, министра образования Казахстана, одного из депутатов от партии Нур-Отан.

Удивляет не то, что российские СМИ позволяют себе необоснованно и безнаказанно критиковать казахстанских чиновников и депутатов, навешивая на них различные ярлыки, а отсутствие реакции наших официальных органов, которые обязаны пресекать подобные непозволительные инсинуации, сохраняя «лицо» Казахстану.

Кроме того, если ранее до выборов, фейки о нарушении прав русскоязычного населения и перспективах распространения русского языка обсуждались в российском медиа-пространстве на примерах из Кыргызстана и Казахстана, то в настоящее время в сферу их внимания попал и Узбекистан. Многие российские новостные агентства и интернет-СМИ дружно публикуют сообщения о том, что «в Узбекистане призвали отказаться от русского языка в пользу узбекского», или, что «в Ташкенте избили восьмилетнего мальчика из-за того, что он русский», предрекая тем самым повальный национализм, и последние дни существования «великого и могучего» в Узбекистане.

Простым объяснением этой истерии может быть эксплуатация «взрывных» тем и погоня за рейтингом российских СМИ, которые должны потокать запросам определенной части российского общества: этот вывод подтверждает количество просмотров и комментариев по теме ущемления людей по языковому признаку. Она на порталах «РИА новости», «Lenta.ru», «КР.ру», «МК.ру» набирает самые высокие проценты и привлекает наибольшее внимание читателей. Другие же центрально-азиатские новости: захват талибами власти в Афганистане, сотрудничество России с центрально-азиатскими государствами, проблемы ЕАЭС, взрывы боеприпасов в Казахстане - не вызвали ни широкого обсуждения, ни большого количества просмотров в интернет-пространстве. Даже попытки «МК.ру» объективно изучить решение Парламента Казахстана о вывесках на казахском языке, получают нездоровый высокий рейтинг, и это опасная тенденция.

Все говорит о том, что в России уже появилась социальная группа, у которой сформировался чёткий стереотип о Казахстане и Кыргызстане, как о странах, где явно и последовательно нарушаются права русскоязычного населения, и где русский язык, якобы, действительно испытывает проблемы с распространением.

И эта социальная группа (а может быть уже и слой) готова воспринимать информационные сообщения о Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане только в негативном ключе. Подобное восприятие может привести к еще большему укреплению стереотипа в отношении стран Центральной Азии, как о недружественных, где вовсю «свирепствует» национализм и неприятие всего «российского». И это очень опасная тенденция.