БУФФОНАДА АФМ: НИ ШАГУ НАЗАД

Следственный орган не мытьём так катаньем хочет упрятать экс-министра здравоохранения Казахстана Елжана Биртанова и его заместителя Олжаса Абишева за решетку




30 октября 2021 года исполнился ровно год, как был задержан экс-министр здравоохранения Казахстана Елжан Биртанов и сразу помещен в следственный изолятор, где уже находился его заместитель Олжас Абишев. «Новая»-Казахстан» неоднократно обращалась к этой теме («БУФФОНАДА АФМ» от 01. 09.2021 г. и «БУФФОНАДА АФМ ПРОДОЛЖИЛАСЬ В СУДЕ» от 22.09.2021 г.).



… СТАТЬЯ НАЙДЕТСЯ


Затем следственный суд отправил экс-министра под домашний арест, который неоднократно продлевался до 14 ноября этого года.

Все ходатайства подозреваемого и его защиты о незаконности возбуждения уголовного дела против Биртанова и незаконности этой меры пресечения и замене ее на подписку о невыезде, следственный суд оставил без удовлетворения.

Агентство по финансовому мониторингу (АФМ), которое тогда было комитетом в составе Минфина, заподозрило Елжана Биртанова вместе с известной компанией «ERIСSSON NIKOLA TESLA» (ENТ) в растрате средств в крупном размере при внедрении цифровой платформы (Платформа) здравоохранения из-за того, что Платформа будто бы не работает и Минздрав заплатил ENТ за якобы невыполненные работы.

Биртанов отрицает обвинения и утверждает, что функционал Платформы был в полном порядке, ENТ выполнило свои контрактные обязательства, но следствие заблокировало работы над Платформой.

Весной этого года стало ясно, что доказательств у следственной группы нет и дело разваливается: экс-министр Биртанов не украл у государства ни одного тенге из более чем 17 млн долларов США, выделенных республиканским бюджетом на реализацию Платформы.

Но АФМ, действуя по принципу «был бы человек, а статья найдется», переквалифицировало это дело на злоупотребление служебными полномочиями, обвинив Биртанова в том, что он воспользовался судном санитарной авиации, чтобы вернуться из Тараза в столицу.

Напомню: министр здравоохранения летал в командировку в Жамбылскую область в составе рабочей группы правительства с премьер-министром Маминым, в пик обострения доселе неизвестной миру пандемии под названием КОВИД-19.

Подхватил там коронавирус, что подтвердили потом анализы в Нур – Султане, и вернулся назад на работу отдельно, чтобы не заразить коллег. Разрешение на использование им воздушного судна было санкционировано Премьер-министром Аскаром Маминым.

Досудебное расследование АФМ завершено 7 июля 2021 года. Материалы уголовного дела: 133 тома, 16 коробок якобы вещдоков и более чем 150 часов аудио- и видеозаписей - переданы стороне защиты для ознакомления.

АФМ явно нервничает. Торопится передать дело в суд. Даже разработало график ознакомления с материалами дела. Хотя объем материалов дела, представленных для ознакомления, не предполагает даже намека на умышленное затягивание ознакомления подозреваемыми и их адвокатами.

В этом случае, по закону, следственный орган не имеет права ограничивать подозреваемых и их защитников во времени ознакомления с материалами дела.

Эта стадия предоставляет стороне защиты возможность найти и представить доказательства и аргументы о незаконности уголовного преследования, сделать необходимые запросы в соответствующие органы и заявить ходатайства о неполноте следствия.

А если имеются доказательства отсутствия состава и (или) события преступления, то сторона защиты обязана потребовать от органа уголовного преследования прекратить дело, не доводя его до судебного разбирательства.


ТАЙНЫ СЛЕДСТВИЯ


На днях официальный представитель АФМ Гаухар Сапарбаева сделала примечательное заявление: «В СМИ и социальных сетях распространяются сведения о затягивании сроков расследования уголовного дела в отношении бывшего министра здравоохранения Биртанова, якобы, в связи с отсутствием у следствия доказательств его вины. Сообщаем, что данная информация не соответствует действительности и направлена на формирование у общественности ошибочного представления о текущей ситуации».

Как известно, уголовное дело было возбуждено следственным департаментом АФМ задолго до задержания экс-министра Елжана Биртанова. В целом, досудебное расследование длится больше года.

Тот факт, что следствие было вынуждено отказаться от обвинений Биртанова и Абишева в хищении и растрате, но переквалифицировало их на другую статью не закрыв дело, свидетельствует о том, что на протяжении всего этого времени оно одержимо неудержимым желанием уличить их в совершении хоть каких-то преступлений.

«Парадокс в том, что Агентство по финмониторингу подчиняется непосредственно президенту Токаеву. И он не может не видеть этого абсурда. Значит, те, кто продвигает этот абсурд, сильнее президента? - обращает внимание на своей странице в Фейсбуке журналист Вадим Борейко, и напоминает сенсационную фразу, которую Токаев произнёс в июне: «Если госслужащий ошибся при принятии решения, при этом не преследуя злого умысла похитить бюджетные средства или незаконно обогатиться за счет взятки, он не должен привлекаться к уголовной ответственности. В противном случае мы парализуем госаппарат». Позже, по словам Борейко, один осведомлённый человек сказал ему, что президент имел в виду как раз дело Биртанова, и что, якобы, все присутствовавшие на заседании всё поняли. «К сожалению, - сокрушается Вадим Борейко, - слова инсайдера к делу не пришьёшь. Подтвердить их мне нечем».


КРУГОВАЯ ПОРУКА


Хочу напомнить, что недавно, выступая на международном круглом столе, за которым обсуждались судебные реформы, Председатель Верховного суда РК Жакип Асанов отметил, что для любой страны и для любого общества важно, как раскрывается преступление, как собираются улики.

Исходя из этого посыла, хотелось бы понять, как он коррелируется с практикой. В частности, с постановлением апелляционной коллегии по уголовным делам столичного горсуда под председательством судьи Э. Унгарсыновой.

Заседание проходило в системе Zoom 28 октября 2021 года по жалобе адвоката экс-министра Нурлана Бейсекеева. Ранее решением от 18 октября 2021 года следственный судья спецмежрайонного следственного суда столицы Т.Акшабаев, сославшись на недопустимость разглашения данных досудебного производства, отказал в удовлетворении ходатайства о выдаче запрошенных у Минздрава РК документов и сведений. Защита Биртанова запросила весьма важный, имеющий прямое отношение к делу документ - отчет компании ENТ о техническом состоянии Платформы по итогам визита ее экспертов в Нур-Султан в июле 2021 года. Этого документа нет в материалах дела, так как на тот момент АФМ уже завершило свое расследование.

Судья Унгарсынова провела это заседание в закрытом режиме, отправив всех ранее аккредитованных журналистов за кадр. И эта правовая коллизия, тоже добавила вопросы к открытости и прозрачности «дела Биртанова». В частности, почему рассмотрение апелляционной жалобы адвоката, не затрагивающей никаких государственных секретов, окутано завесой тайны и для СМИ, и общественности?

Может быть, не случайно в обществе прочно укоренилось мнение, что наши следователи, прокуроры и судьи так повязаны друг с другом, что не разорвать?

Поэтому не удивительно, что судья Унгарсынова, поддержав невразумительные доводы прокурора Жараспаева, отказала в удовлетворении жалобы адвоката Бейсекеева.


СКАНДАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ


Напомню, что 5 ноября 2021 года истекает гарантийный срок обслуживания Платформы хорватами.

Что дальше? Если Платформа действительно неработающая, как уверяло АФМ, то с кого Минздрав РК должен взыскать почти 18 млн. долларов? С членов приемочной комиссии? Или все-таки с ENТ, как поставщика нерабочей Платформы?

Кто подписывал документы по приемке якобы неработающей Платформы? Биртанов их не подписывал.

Зато под многими документами стоит подпись тогдашнего вице-министра и нынешнего министра здравоохранения РК Алексея Цоя. Тогда почему он, и другие подписанты приемки, вне подозрений? И почему к досудебному расследованию не привлекается фирма ENT, действиям которой АФМ почему-то не дало юридическую оценку?

В ходе длительного следствия было достаточно времени, чтобы потребовать работоспособности Платформы по гарантии, истекающей в конце этой недели. Или всё-таки Платформа работоспособна и требовать нечего?

Если казахстанское правительство до сих пор не обратилось и не намерено обращаться в международный арбитраж, значит, фирма ENТ все-таки выполнила свои обязательства.

Тогда что делают на скамье подозреваемых Биртанов с Абишевым?

Уголовное дело, возбужденное в отношении экс-министра здравоохранения и его зама, выходит далеко за рамки, к сожалению, уже привычных для казахстанцев скандальных дел его очевидной предвзятостью и необоснованностью.

Оно прямым образом затрагивает международную репутацию Казахстана, его инвестиционную привлекательность.

Без честной, объективной информации, которую сегодня пытаются скрыть от общественности правоохранительные органы, невозможно добиться ни верховенства Закона, ни защитить репутацию страны.