ИЗ ГАЗА ВОЗГОРИТСЯ ПЛАМЯ

Почему может случиться новый Жанаозен?




С воскресенья страну будоражат события в Жанаозене. Город, где 16 декабря 2011-года были расстреляны мирные граждане, снова переживает беспрецедентные потрясения, которые могут оказаться определяющими для будущности государства.

Главная причина стихийных выступлений граждан - монополизм отдельных групп влияния (сведущие люди говорят о конкретных членах семьи первого президента) в определении стратегии и тактики развития нефтегазовой отрасли.

Нефть и газ, как известно, добывают не только авторитарные режимы, но и самые развитые демократические страны. И у Казахстана в свое время был свой энергетический выбор: быть в общемировом тренде, когда нефтегазовые компании следуют прозрачным и публичным законам, будучи приверженными принципам открытости и честной конкуренции или же быть заложником закрытых от мира межклановых интересов и специфических отношений. Увы, власть оказалась продажной и приняла сторону широко известных в узких кругах персон, которые оказались конечными бенефициарами баснословно богатейших нефтегазовых ресурсов целого государства.

Эти монополисты, напрочь игнорируя рыночные законы, определяют цены на энергоносители как им заблагорассудится.

Несмотря на формальные заверения второго президента, налицо все тот же, оставшийся в наследство от елбасы монополизм правящей партии «Нур Отан» в политической жизни.

Диагноз таков: у возмущенных (в данном случае, повышением цен на сжиженный газ) граждан нет легитимной трибуны для выражения своего недовольства. Нет независимых профсоюзов, которые могли бы от имени человека Труда выступить в его защиту. Нет представителей гражданского общества в маслихатах и парламенте. Почти нет свободных СМИ, которые могли бы дать трибуну митингующим, положение спасают соцсети. Нет зарегистрированных политических партий, которые в правовом поле выражали бы интересы протестующих: неугодные организаций у нас не регистрируются. Одним словом, нет целого набора цивилизованных инструментов, которые позволили бы свободным гражданам защищать свои интересы без урона для Независимости, территориальной целостности и стабильности государства.

Весьма тревожно прозвучали слова президента Токаева, который, кстати, озвучил свою позицию в Твиттере, и не стал напрямую обращаться к нации. Задаюсь этим вопросом: как в таком случае послание президента могло дойти до митингующих, если в эти дни в мятежном Жанаозене и ряде других городов был отключен Интернет?

Президент дал поручение правительству срочно рассмотреть ситуацию в Жанаозене с учетом экономической целесообразности, в правовом поле, напомнив, что демонстранты имеют право публично высказывать требования к местным и центральным властям, но в соответствии с законом о мирных собраниях, не нарушая общественный порядок.

Мне кажется, что корни возможных нежелательных последствий кроются как раз в этом законодательном требовании. И мы можем получить самый настоящий политический кризис, когда граждане, как и в декабре 2011 года, будут мирно и без оружия выходить на митинги, а власть, в силу имеющихся законодательных ограничений, будет считать это нарушением Закона и даст силовой ответ. Тем более, ходят слухи, что в западноказахстанском регионе, используя протестные настроения граждан, появились проплаченные нашими обиженными олигархами, проживающими за рубежом, наймиты, провоцирующие эти конфликты, чтобы напакостить режиму.

А второй Жанаозен может стать началом конца действующей власти.