Казахстан съелбасы

Культ личности Нурсултана Назарбаева не пережил январь 2022 года



Бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выстраивал культ личности более 30 лет и всеми силами пытался вписать свое имя в историю. Но январские события, которые привели к гибели сотен людей и вводу иностранных войск в страну, заставили его пропасть почти на 20 дней и потерять пост главы Совбеза. После долгого молчания Назарбаев выступил с обращением к казахстанцам, которое напоминало скорее акт капитуляции, и никак не говорило о сохранении статуса отца казахстанской независимости и всей нации. Тем временем у родни первого президента постепенно отнимают должности и источники заработка, а его имя и цитаты стараются ретушировать. «Медиазона» вспоминает как формировался культ личности Елбасы и как теперь проходит деназарбаевизация Казахстана.


Культ


Нурсултан Назарбаев руководил Казахстаном более 30 лет и, даже уйдя с поста президента в 2019 году, он еще два года оставался главой Совета безопасности страны, партии Nur Otan и Ассамблеи народа Казахстана. Сразу же после отставки его преемник Касым-Жомарт Токаев переименовал столицу Казахстана Астану в Нур-Султан. Сделано это было без общественного обсуждения и референдума. Во всех крупных городах страны центральные улицы также получили имя бывшего президента.

Но переименования в честь Назарбаева начались еще в его бытность главой государства. Например, в далеком 1998 году Малоалматинский пик Заилийского Алатау был переименован в Нур-Султан. Позже в стране появились школы, культурные и спортивные центры, библиотеки имени Назарбаева, в его честь был назван и один из самых престижных университетов страны, расположенный в Астане. Правда, Назарбаев и был инициатором его создания.



В июне 2010 года парламент Казахстана принял поправки в пакет законопроектов, которые наделили Назарбаева неприкосновенностью и статусом «Первый Президент — Елбасы». Сам Назарбаев отказался подписывать документ, но не стал накладывать на него вето, из-за чего закон, не подписанный, но и не возвращенный в парламент, начал действовать спустя 30 дней после решения депутатов. Поправки застраховали Назарбаева от задержаний, арестов, обысков, допросов и досмотров, а также обеспечили ему банковскую тайну и неприкосновенность счетов.

В уголовном кодексе также появилась статья о посягательстве на жизнь Назарбаева, о его публичном оскорблении и посягательстве на честь и достоинство, а также о нарушении гарантий неприкосновенности.

В июле 2021 года министерство информации Казахстана потребовало от редакции «Медиазоны» удалить из новости фотографию мурала Елбасы с клоунским носом, напомнив об уголовной ответственности по статье о публичном оскорблении и ином посягательстве на честь и достоинство Нурсултана Назарбаева.

По этой статье также были осуждены множество активистов и оппозиционеров, выступавших против Назарбаева.

Первый памятник Нурсултану Назарбаеву был установлен в 2011 году в Алма-Ате в парке, также названном в его честь. В 2016 году в Талдыкоргане появился второй монумент бывшему президенту — его поставили на Аллее государственных символов Республики Казахстан. В Астане также имеются два памятника бывшему президенту, на одном из них он изображен в военной форме, хотя в армии елбасы никогда не служил и воинского звания у него не было, кроме полагавшегося по статусу главы государства. Один из последних памятников Назарбаеву был установлен в Туркестане в июле 2021 года.

В 2012 году мажилис внес поправки в закон «О праздниках в Республике Казахстан», которые учредили ежегодный персональный праздник Нурсултана Назарбаева — «День первого президента — Елбасы» и назначили его на 1 декабря. И это с учетом того, что день столицы уже праздновался в день рождения Назарбаева — 6 июля.

«Люди сегодня правильно говорят: он не человек года, он человек века! Наш первый президент, благословенный Всевышним! Наверное, у него сердце в мозгу, в голове! Поэтому все его дела очень глубоко продуманы. Ни в коем случае нельзя усомниться в мудрости принимаемых им решений», — говорил в преддверии «праздника» в 2012 году бывший депутат от партии Nur Otan Владимир Нехорошев на конференции «Роль лидера нации в становлении парламентаризма в Казахстане».

Под авторством Назарбаева выпущены более 30 книг, посвященных истории независимости Казахстана и его роли в этом процессе. Есть и автобиографии, по которым государственная киностудия «Казахфильм» сняла пять художественных фильмов. Ежегодно про первого президента снимались документальные фильмы и большие интервью, приуроченные ко Дню первого президента.

Писали про Елбасы и детские книги. Так, например, в книге Розы Акбулатовой «Ак патша» описывается рождение Назарбаева: «Молодая роженица вышла в поле, где моросил дождь и вдруг, набирая скорость, с неба пошел парной летний ливень, сверкнула молния, гром. На мгновение вдруг все утихло, и по небу поплыл молодой месяц, сверкая в степи. Раздался громкий плач младенца, зашумели травы, засверкали звезды, небо было распахано крупными большими звездами, словно бриллиантами. Это был сказочный чудо-парад самой вселенной». В другой сказке того же автора утверждается, что Назарбаев все же служил в армии и даже приводятся детали — там, где Елбасы стоял «в дозоре», было много снега и дети катались на лыжах.



В 2009 году бывший британский парламентарий Джонатан Айткен написал книгу «Назарбаев и сотворение Казахстана: от коммунизма к капитализму». Спустя 12 лет стало известно, что за ее написание было заплачено 166 тысяч фунтов через офшорные счета. В 2021 году был выпущен многосерийный документальный фильм «Qazaq. История Золотого человека», снятый американским режиссером Оливером Стоуном. За два года до этого создатель «Прирожденных убийц» отметился аналогичным проектом про президента России Владимира Путина.

Во многом культ личности Назарбаева сравнивали со стилем правления бывшего туркменского президента Сапармурата Ниязова, умершего в 2006 году. Он носил титул Туркменбаши, Сердар и Вечно Великий Сапармурат Туркменбаши. С 1999 года был официально признан пожизненным президентом Туркменистана. Ниязовский период характеризуется абсолютной личной диктаторской властью. Похожая ситуация сейчас складывается и с его преемником Гурбангулы Бердымухамедовым.

В Таджикистане также существует культ личности президента Эмомали Рахмона. В 2015 году ему был присвоен официальный титул «Основатель мира и национального единства — Лидер нации». Чиновники и лояльные к Рахмону граждане называют его «Ваше величество», «Ваше превосходительство», «Лидер нации», «Наш спаситель». Во всех государственных учреждениях в обязательном порядке висят портреты таджикистанского президента, а на улицах развешаны его изображения и цитаты.

При этом власти не стеснялись утверждать, что никакого культа личности в Казахстане нет, а происходящее в стране восхваление Назарбаева объяснялось либо природой самих казахстанцев, либо всенародной любовью к президенту и его незаменимостью. В качестве одного из аргументов в пользу последнего довода часто приводились результаты президентских выборов, на которых Назарбаев лишь в 1999 году набрал 79,8% голосов, а в остальные годы его показатель не опускался ниже 90%.

В годы президентства Назарбаев не забывал и о своей семье. Например, его старшая дочь Дарига Назарбаева была спикером сената, а после того, как Токаев отправил ее в отставку, стала депутатом парламента от партии Nur Otan. Известно, что она и ее сын Нурали Алиев покупали элитную недвижимость в Лондоне и Москве.

Средняя дочь Динара Кулибаева считается одной из самых богатых женщин в стране, она акционер Народного банка Казахстана. Журнал Forbes оценивает ее личное состояние в 2,8 млрд долларов. Она замужем за миллиардером Тимуром Кулибаевым.



Младшая дочь Алия Назарбаева работала в администрации бывшего президента, входила в советы директоров крупных казахстанских компаний, она снимает кино и пишет книги. По данным британского издания Telegraph, Алия Назарбаева вывела из Казахстана более 300 млн долларов на покупку недвижимости в Лондоне и Дубае. Мужья дочерей, их сыновья и племянники также связаны с крупными денежными активами, до последнего времени все они работали либо в госструктурах, либо в квазигосударственном или банковском секторе.

При этом люди, открыто выступавшие против Назарбаева и его семьи, либо преследовались, либо погибали, как например это произошло с Алтынбеком Сарсенбаевым или Заманбеком Нуркадиловым. В годы президентства и после отставки Назарбаева критиковавшие его активисты и оппозиционеры подвергались давлению и слежке. Во время немногочисленных митингов, на которых озвучивались претензии к Елбасы, власти глушили интернет, разгоняли и задерживали протестующих.


«Шал, кет» и пропажа


В начале января одним из главных лозунгов протестующих был «Шал, кет» — эти слова звучали на митингах в ЖанаозенеАктауАтырауУральскеКызылордеАстанеКарагандеШымкентеАлматы и других городах Казахстана. Вышедшие на улицы люди больше не хотели видеть в руководстве страны «человека века», который на тот момент еще оставался главой Совбеза.



В Алма-Ате после волнений на проспекте, переименованном в честь бывшего президента, были разбиты практически все висящие на домах таблички с названием улицы. Митингующие обрывали баннеры с цитатами Назарбаева, снимали дорожные указатели с его именем, а также вывески у здания Фонда первого президента. В городе было разграблено и подожжено здание филиала правящей партии Nur Otan. Изначально она называлась просто «Отан», но потом ему решили добавить для созвучности «светлую» приставку.

В Талдыкоргане протестующие снесли один из первых поставленных Назарбаеву при жизни памятников и подвесили его за шею у входа в областной акимат.



Во время этих событий сам Нурсултан Назарбаев затаился — последний раз его видели на публике 28 декабря. Он никак не комментировал происходящее, молчала и его пресс-служба. Ходили слухи о смерти бывшего президента или же о его отъезде вместе с семьей в Китай или Дубай, но МИД КНР и посольство Казахстана в ОАЭ это опровергали.


«Упреки» того, чье имя нельзя называть


5 января во время самого пика волнений по всей стране Касым-Жомарт Токаев обратился к народу Казахстана и объявил себя главой Совета Безопасности вместо Нурсултана Назарбаева — это был последний пост, который оставался у бывшего президента.

Лишь спустя три дня пресс-секретарь Назарбаева Айдос Укибай написал в твиттере, что Елбасы в полном здравии и никуда не уезжал из Астаны. Первый президент якобы проводит встречи и поддерживает «прямую связь» с Токаевым. Тогда же Укибай объяснил, что Нурсултан Назарбаев сам передал пост главы Совбеза своему преемнику.

«Ситуация складывалась весьма сложно и поэтому Елбасы сам принял решение передать пост Председателя Совета безопасности президенту, так как хорошо осознавал, что беспорядки и террор требовали оперативного, жесткого и бескомпромиссного ответа от руководства страны», — утверждал Укибай.

По его словам, Назарбаев и Токаев всегда были «по одну сторону баррикад», и в эти дни «они вновь продемонстрировали монолитность государственной власти».

17 января британское издание Guardian, ссылаясь на свои источники, опубликовало материал, в котором утверждалось, что после январских событий Назарбаев находился в Астане и вел с Токаевым «яростные переговоры» о перераспределении активов и влияния.

По версии Guardian, Токаев использовал репрессии, чтобы лишить Назарбаева и его семью власти. «Борьба за власть продолжается. Нет никаких гарантий, что все закончится гладко», — утверждалось в заметке.

Бывший советник Назарбаева Ермухамет Ертысбаев также настаивал, что он находился в Казахстане. «Переговоры продолжаются, но ясно, что эра Назарбаева закончилась», — говорил политик. Ертысбаев назвал «консервативные силы назарбаевского клана» ответственными за насилие в дни протестов.

Уже 11 января Касым-Жомарт Токаев провел расширенное заседание парламента и выступил с речью, в которой косвенно упрекнул Назарбаева в том, что из-за него в Казахстане «появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка людей богатых даже по международным меркам». По мнению Токаева, этим людям пришло время «отдать должное народу Казахстана и помогать ему на системной и регулярной основе».

13 января Токаев впервые с начала протестов приехал в Алма-Ату, где провел заседание оперативного штаба — оно состоялось в одном из кабинетов в здании полиции с цитатой Назарбаева на стене. Но пользователи соцсетей заметили, что раньше под цитатой было указано авторство бывшего президента, а 13 января подпись со стены убрали.

После январских событий два зятя Нурсултана Назарбаева Кайрат Шарипбаев и Димаш Досанов покинули посты председателей правления нацкомпаний QazaqGtaz и «КазТрансОйл».

17 января Токаев подписал указ об освобождении племянника Нурсултана Назарбаева Самата Абиша от должности первого зампредседателя КНБ, а Тимур Кулибаев, муж средней дочери бывшего президента, решил уйти с поста главы нацпалаты предпринимателей «Атамекен».

19 января правительство Казахстана лишило компанию, связанную с Алией Назарбаевой, права на утилизационный сбор. С 2016 года по этой линии было собрано почти 1,6 млрд долларов.

Также известно, что младший брат Назарбаева Болат, ставший за последние 30 лет крупным бизнесменом, покинул страну через казахско-кыргызскую границу и вылетел в Дубаи. При этом старшая дочь бывшего президента Дарига Назарбаева находится на больничном с начала волнений и не появляется на заседаниях законодательного собрания.

Позже в социальных сетях появились фотографии, на которых в столичном Национальном музее в угол был задвинут очередной памятник Назарбаеву, по композиции напоминающий монумент Аврааму Линкольну в Вашингтоне. Но представители музея опровергли эту информацию, засняв видео на фоне памятника. Однако цитата Назарбаева, которая красовалась на стене за монументом, все же пропала.



С 10 по 16 января телеканалы «Хабар 24», «Казахстан» и «Первый канал Евразия» ни разу не упомянули имя Нурсултана Назарбаева в выпусках своих итоговых новостей — к такому заключению пришла редакция «Нового репортера», которая провела мониторинг новостных программ.

20 января в эфире гостелеканала «Хабар 24» проспекту Нурсултана Назарбаева в Алма-Ате вернули прежнее название — телеведущая назвала его проспектом Фурманова. Правда, позже представители канала объяснили произошедшее технической ошибкой.

«Издержки конвейерного информационного производства. Мы не уполномочены переименовывать улицы. Редакция выяснит, как это произошло, и сделает работу над ошибками», — говорилось в заявлении канала.

18 января издание Мalim.kz опубликовало интервью с известным казахстанским композитором Шамилем Абильтаем, который рассказал, что сжег свой кюй под названием «Елбасы», который он посвятил Нурсултану Назарбаеву.

«Мы думали, что в такое тяжелое время Елбасы будет с народом. Но после такого я решил уничтожить произведение, которое я посвятил ему в свое время. Когда-то Бетховен тоже посвятил композицию Наполеону, говорят, после он сильно жалел об этом. У меня такое же состояние сейчас. Я сжег не только ноты, но и вычеркнул из памяти этот кюй, все, нет его нигде. Мы сейчас в печали все, скорбим», — рассказал он.

По его словам, речь Касым-Жомарта Токаева 7 января вдохновила его на написание нового кюя под названием «Қаңтар қырғыны».



Ошибки пенсионера


Ближе к обеду 18 января на публике впервые с начала года появился первый заместитель председателя партии Nur Otan Бауыржан Байбек — утверждалось, что все это время он был на больничном из-за коронавируса. Во время своего выступления перед всеми региональными филиалами партии он отдельно остановился на критике в адрес Nur Otan и Нурсултана Назарбаева. По словам Байбека, исторические заслуги бывшего президента «будут достойно оценены в национальной истории», хоть и не обошлось без ошибок.

«Конечно, всегда есть и ошибки, которые необходимо исправлять. В этом и суть реформ, объявленных нашим президентом. Обвинять сегодня Нурсултана Назарбаева во всех грехах после ухода с поста главы государства — это низко и не красит отдельных граждан», — сказал представитель Nur Otan.

Вечером того же дня, 18 января, Нурсултан Назарбаев выступил с обращением к казахстанцам впервые после массовых митингов и вооруженных столкновений. На четырехминутном видео он сидел за совершенно пустым столом в одном из кабинетов Библиотеки первого президента в Астане.

«Я в 2019 году передал полномочия президента Касым-Жомарту Токаеву и с тех пор являюсь пенсионером, и в настоящее время нахожусь на заслуженном отдыхе в столице Казахстана и никуда не уезжал», — сказал Назарбаев, добавив, что Токаев «обладает всей полнотой власти» и скоро займет место председателя партии Nur Otan вместо него.



«Никакого конфликта или противостояния в элите нет. Слухи на эту тему абсолютно беспочвенны», — утверждал Назарбаев.

В ролике с обращением бывшего президента было множество склеек, на которые обратили внимание зрители. Это говорило, как минимум о том, что видео снималось далеко не за один дубль. В соцсетях казахстанцы предположили, что такое количество склеек объясняется тем, что «пенсионеру», вероятно, тяжело сосредоточиться и читать с суфлера из-за болезни или просто в силу возраста — в прошлом году Елбасы отметил 81-летие.

На следующий день после обращения, 19 января, мажилис принял поправки об отмене пожизненного председательства Назарбаева в Совете безопасности и Ассамблее народа Казахстана.

«В Сенат отправлены все необходимые поправки в Конституционные законы о "Первом Президенте РК — Елбасы", "Об Ассамблее народа Казахстана" и "О Совете Безопасности РК" в части того, что теперь председательство в АНК и СБ по праву принадлежит президенту по должности, а не по личности», — рассказал депутат Канат Нуров.

После январских событий часть казахстанцев также выступила за переименование столицы Казахстана обратно в Астану. Запущенная 11 января петиция набрала более 222 тысяч подписей.

18 января была опубликована еще одна петиция, но уже за отмену закона «О первом президенте», который наделяет Нурсултана Назарбаева особым статусом и неприкосновенностью. Под действие закона также попадают и члены его семьи. На 24 января петицию подписали более 44 тысяч человек.