Засланный в акимы?

Бэкграунд нового градоначальника южной столицы



Около 100 человек собрались 5 февраля в Алма-Ате возле здания Академии наук на разрешенный городской администрацией митинг. Они потребовали выборов акима и отставки новоиспеченного градоначальника Ерболата Досаева, называя его «ходячим протестом». Ему напомнили ситуацию с заражением детей ВИЧ в Шымкенте и земельные протесты шестилетней давности.

Это первый в истории Казахстана случай, когда аким разрешил проводить митинг против самого себя, отмечает Orda.kz.
Мы решили проследить трудовой путь нового руководителя южной столицы.


Таможня не дала добро


Друзья со школьной скамьи Нурлан Каппаров, Ерболат Досаев, Берик Каниев и Юрий Пак - одни из первых предпринимателей Казахстана. Они учредили ряд предприятий в 1990-е и в начале 2000-х годов, в том числе, Accept Corporation, которая в 1997-1999 годах компьютеризировала казахстанскую таможню.

По условиям договора, заключенного между компанией Accept Corporation и правительством Казахстана в марте-апреле 1997 года, казахстанская таможня выступила заказчиком, Accept Corporation — инвестором, а компания «Сервер» — разработчиком прикладного программного обеспечения. Инвестиции, по сведениям Zonakz.net («Время громких скандалов», Рысты САНЧИЕВ, от 27.05.2005 г.) были целиком обеспечены компанией Accept Corporation. Все оборудование заказывалось таможней и приобреталось в финансовый лизинг у компании Hewlett Packard без каких-либо гарантий со стороны государства. В обмен Accept Corporation получил эксклюзивное право на электронные копии таможенных деклараций сроком на 5 лет по цене не менее 56 долларов за экземпляр.

Однако, глава комитета по информатизации Абен Бектасов и глава Таможенного комитета РК Бердибек Сапарбаев доложили главе государства, что «система не работает на сто процентов». И в 1999 году контракт был расторгнут по инициативе государства.

20 мая 2005 года, напоминает Zonakz.net, на заседании Совета безопасности РК президент страны дал поручение главе правительства в трехмесячный срок разобраться с ситуацией и доложить о принятых мерах.

В числе тех, из тех, кто упоминался во взаимоотношениях таможни и компании Accept Corporation, был один из ее учредителей - Ерболат Досаев, в то время - министр здравоохранения РК. Поэтому, по мнению Zonakz.net, все выглядело так, что именно он - главный фигурант дела и может стать своего рода показательным примером борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти. Любопытен, на взгляд Zonakz.net, был выбор площадки для озвучивания претензий к Accept Corporation: как известно, пост секретаря Совета безопасности занимал тогда Булат Утемуратов, по слухам, близкий родственник Досаева, который, очевидно, не смог остановить «наезд» на него. «Судя по всему, закручивается интригующий и захватывающий сюжет, который «грозит» войти в копилку отечественных скандалов». - подытожила тогда Zonakz.net.

За этим скандалом последовали и другие, связанные с Ерболатом Досаевым в бытность его министром здравоохранения.


Кровь шымкентских бомжей


В 2005, году в ЮКО (ныне Туркестанская область) произошла вспышка внутрибольничной ВИЧ-инфекции среди младенцев, вспоминает K-News. Но родители узнали об этом только в 2006 году. Оказалось, что младенцам переливали плазму и кровь от 94 доноров. Проверенных 88 доноров признали здоровыми. Об оставшихся шести ничего не было известно. Спецкомиссии пришли к заключению, что в процедуре донорства был полный бардак. Журналисты тогда обнаружили, что медики брали кровь у шымкентских бомжей за бесценок, оформляли ее по установленному тарифу и присваивали себе разницу. Всего за полтора года 133 младенца были заражены ВИЧ-инфекцией, 10 из них умерли.

Этой трагедии предшествовал скандал с нецелевым и неэффективным использованием более 250 млн тенге бюджетных денег для закупки непригодных вакцин. А позже решением Досаева были упразднены факультеты педиатрии в медицинских вузах.


Агрессивный рост ссудного портфеля


Правда, главным врачом страны Досаев пробыл не долго - до сентября 2006 года, уже в декабре став председателем совета директоров АО «Казинвестбанк» и членом совета директоров, правда только до апреля 2007 года. Хотя акционером этого банка он оставался еще девять лет. Ему, по сведениям информационного портала Orda, принадлежали более 10% акций, которые он позже продал. Другими держателями пакета акций более 10% стали всё те же друзья детства: Берик Каниев, Юрий Пак и Нурлан Каппаров.

В декабре 2016 года, спустя всего восемь месяцев после продажи акций Досаевым, «Казинвестбанк» лишили лицензии, напоминает Orda: «По данным Нацбанка, финансовая организация проводила политику слишком агрессивного роста ссудного портфеля при слабом управлении рисками. По каким-то причинам росло количество кредитов, которые не обеспечивались реальными активами – более того, половину из них выдали с отсрочкой по платежам».

Активы и обязательства обанкротившегося «Казинвестбанка» перешли в Альфа-Банк (впервые в истории Казахстана была совершена подобная сделка), в котором совет директоров подозревал прежнее руководство в намеренном ухудшении состояния финансовой организации, обращает внимание Orda. Среди активов Альфа-банк получил деньги физических лиц и ЕНПФ. Всего по данным счётного комитета, в «Казинвестбанке» осталось 26 млрд тенге, из них 16 млрд – деньги Нацфонда.

«Мы в рамках рекомендаций международных аудиторов по итогам 2016 года провизии сформировали. Мы будем рассчитывать на работу «Альфа-Банка», с ними мы уже вступили в переговоры, свои дисконтные предложения им представили, сейчас идёт обсуждение с остальными кредиторами. Они должны сначала рассчитаться с физическими лицами и с ЕНПФ, и после этого пойдут юридические лица – кредиторы. И квазигосударственный сектор, и частный», – приводит объяснение Ерболата Досаева Orda и заостряет внимание на том, что он успел очень вовремя продать акции «Казинвестбанка».


Стрит-ритейл попал под «Перекресток»


В 2013 году информационный портал Qazaq Uni обратил внимание, что в Алма-Ате год от года возникает административная нелюбовь городских властей к нестационарным объектам розничной торговли, коим относятся и приостановочные. По мнению экспертов, субъекты уличной торговли, а по-современному – стрит-ритейла, могут исчезнуть как класс. По разным данным только в 2012 году в Казахстане было ликвидировано более 2 тысяч ларьков. Причем львиная доля этих сносов пришлась на Алма-Ату. «Но было бы ошибочным утверждать, что городские власти только и умеют сносить киоски и разгонять коммерсантов. Бывают и исключения. - замечает Qazaq Uni. - Удивительно, но, как только сносится очередная остановка, буквально на завтрашний день на ее месте как гриб вырастает другая, уже более современного вида, и принадлежит она компании «РТС Деко», ранее больше известный под названием «Перекресток». Возникает естественный вопрос: если идет повсеместный снос остановочных комплексов, то почему ни один из объектов этой компании не был ликвидирован?».

По информации KASE ( данные на ноябрь 2011 года) 50% АО «РТС Деко» владела Jcdecaux Asie Holding, 30% принадлежало АО Lancaster Group Kazakhstan (основные владельцы – Нурлан Каппаров и Ерболат Досаев) и по 10% контролировли Арман Кагаров и Даурен Блиев.

Малые форматы торговли служат основным каналом сбыта для небольших и средних производственных предприятий. При сокращении стрит-ритейла многие из них обречены на вымирание.

По подсчетам Qazaq Uni, если закрыть все каналы уличной торговли на остановочных комплексах, то за бортом окажется несколько тысяч человек, в основном женщины.

Попала под каток «Перекрестка» и самая крупная в Алма-Ате сеть распространения печатных изданий «Дауыс» (бывшая городская «Союзпечать»), руководителям которой было сделано предложение о ее продаже, от которого им не позволили отказаться.

Завладев основной частью этой сети, АО «РТС Деко», по-началу действительно (очень недолго) пыталось торговать газетами и журналами, но не справилось и сдало киоски в аренду частным распространителям за большую плату, которую те не потянули. К 2022 году от этой розничной сети не осталось и следа. В итоге печатная пресса лишилась и читателей, и, естественно, тиражей. По большому счету, это можно квалифицировать, как нарушение конституционного принципа об ограничении свободного доступа к информации.


Миллиарды Кашагана – в дырявую трубу


11 сентября 2013 года на Кашагане началась добыча нефти, но уже 24 сентября во время плановой проверки трубопровода обнаружили утечку сероводорода. В результате аварии, остаточный газ направили и сожгли на факельных установках наземного и морского комплексов. Работы по добыче нефти приостановили, вновь скважины открыли уже после ремонта – 6 октября. Но спустя три дня плановая проверка снова показала следы утечки газа. Добыча нефти вновь прекратилась. Причиной послужило растрескивание трубопровода под воздействием сульфидных соединений.

Месторождение не запустили ни в январе 2014-го, ни в феврале. Министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев опроверг причастность своей компании к аварии на Кашагане. Ещё одним ее владельцем был Нурлан Каппаров, на тот момент министр окружающей среды и водных ресурсов. На конфликт интересов никто не обратил внимания.

Их компания «Ерсай» («Ерсай Каспиан Контрактор») тесно связанная с итальянцами из Saipem (генподрядчиками по укладке и сварке трубопровода), где у последних половина доли, участвовала в нанесении защитного покрытия при строительстве трубопровода на Кашагане.

Об этом они в свое время официально сообщали на корпоративном сайте «Ерсай Каспиан Контрактор», в разделе «Ерсай, как часть компании «Сайпем»: «В рамках данного проекта (Кашаганского - КазТАГ) "Сайпем" (Saipem) - подрядная сторона в трех контрактах: сваи и факельные установки, магистральные трубопроводы и буровые работы. Частично работы по первому и второму контракту переданы субподрядной организации – «Ерсай» и предусматривают нанесение защитного покрытия на трубы. Трубопроводы будут, как предполагается, трех видов: газовая магистраль, нефтепровод и газотопливная линия.», - говорится в информации, приведенной КазТАГ.

В распоряжении редакции газеты «Ак жайык» появился один из последних по времени актов проверки Атырауского областного департамента экологии по аварии на Кашагане, где коллеги министра окружающей среды и водных ресурсов Каппарова прямо говорили о том, что еще 9 лет назад, в самом начале работ по трубопроводу, предупреждали о возможных негативных последствиях транспортировки высокосернистого газа.

«Согласно заключению государственной экологической экспертизы министерства охраны окружающей среды РК от 22 июня 2005 года, указанный газопровод предназначен для транспортировки дегидрированного высокосернистого газа с содержанием сероводорода и двуокиси углерода до 12,9%. Однако… критическое содержание сероводорода в попутном газе составляет более 16% и может привести к образованию микротрещин в металле», - говорится в акте.

Невероятно, но в феврале 2016 года КазТАГ сообщил, что компания Нурлана Каппарова и Ерболата Досаева вновь будут прокладывать скандальный трубопровод на месторождении Кашаган. Как сообщает еженедельник «Ак жайык», итальянская нефтесервисная компания Saipem через дочернюю компанию «Ерсай Каспиан Контрактор» выиграла тендер на работы по прокладке двух трубопроводов от острова D до завода «Болашак».

Новые дорогостоящие трубы, скорее всего, из сплавов никеля, заменят два трубопровода – один газовый и один нефтяной. По информации Ratel.kz, $50 млрд уже были потрачены, и перекладка труб будет означать дальнейшую задержку миллиардных денежных потоков, как для самого Казахстана, так и для таких нефтяных компаний, как Exxon Mobil и Shell, Eni и французский Total.


«Налог на роскошь»


Заняв в 2012 году пост министра экономического развития и торговли, Ерболат Досаев предложил повысить ряд налогов и акцизов, в том числе на транспорт и жилье. По информации ИА «NewTimes.kz», после споров в парламенте было решено заменить их, так называемым, «налогом на роскошь» — то есть, повышением налоговых ставок на авто и жилье, которые мы сегодня и имеем. «Роскошью» посчитал министр и питьевую воду, точнее, низкие расценки на нее.

Уход Досаева с поста министра нацэкономики напрямую связан с «земельными митингами», напоминает Orda. Согласно новой редакции Земельного кодекса, в 2016 году сельскохозяйственные земли могли брать в аренду на 25 лет казахстанцы, иностранцы и компании с иностранным участием. 1 июля 2016 года на аукционе должны были выставить 1,7 млн га земель сельхозназначения. Но в апреле возмущенный народ в разных частях страны начал выходить на несанкционированные митинги.

Нурсултан Назарбаев объявил о неполном служебном соответствии Ерболату Досаеву и министру сельского хозяйства Асылжану Мамытбекову. Досаев незамедлительно попросил отставку у главы государства. И тут же был назначен председателем холдинга «Байтерек», где как в «чёрной дыре», по наблюдению журналиста Ибраша Нусупбаева, стали исчезать миллиарды народных денег.

Забавно, подмечает Нусупбаев на своей странице в Фейсбуке, на всех постах Досаев больше двух лет не задерживался. В кабмин он позже вернулся уже в должности заместителя премьер-министра, где опять отвечал за экономический блок.


Жены не разрешили…


Позже, став председателем Нацбанка, Досаев разделил регулятора на два разных ведомства: монетарное регулирование оставили у Нацбанка, а финансовый надзор передали новому госоргану – Агентству по регулированию и развитию финансовых рынков. Кроме того, 18 февраля 2021 года президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал документ, детализирующий полномочия, порядок формирования и подчиненность Комитета по денежно-кредитной политике, предусмотренный в составе Национального банка РК. Появление такой структуры, не имеет особого смысла с точки зрения восстановления экономического роста в стране. Однако существенно повысило бюрократическую плавучесть главы Национального банка РК. То есть теперь, разъясняет KZ.media, при случае, Ерболат Досаев всегда может сослаться на то, что ничего не может поделать, например, с установлением базовой ставки и ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики, поскольку это исключительно компетенция Комитета по денежно-кредитной политике. Или, наоборот, свалить на него ответственность, если политическое руководство страны начнет искать виновных в том, что эти ставки завышены или занижены.

Также он сохранил режим «свободного плавания тенге» и при нём национальная валюта подешевела по отношению к валюте США примерно на 101 тенге.

«Новый глава казахстанского центрального банка уклонился от уплаты долгового требования в 2014 году благодаря правовой системе, которая не смогла защитить кредиторов от серьезных дефолтов и повторных кризисов. В 2014 году Ерболату Досаеву и трём его деловым партнерам была предоставлена отсрочка по выплате 1,9 млрд тенге, а затем и 13 млн долларов США, которые они лично гарантировали банку. Не ясно, был ли погашен этот долг», – писал Bloomberg после того как Досаева назначили председателем Нацбанка, имея ввиду, что он и его партнёры не выплатили почти два миллиарда тенге долга перед Qazkom: «Они выступали гарантами займа ТOO «GasMunayOnim» (сумма около 20 млн долларов). Долг перед банком остался в размере 13,2 млрд тенге. В 2014 году жёны бизнесменов подали в суд на банк, компанию и своих мужей. Они заявили, что не знали о гарантиях, предоставленных банку их супругами. По закону, если супруги не одобряют такие обременения, соглашение может быть аннулировано». –проливает свет на эту скандальную историю Orda.

«Досаев, один из самых богатых людей Казахстана, занимавший в то время пост министра экономики, смог избежать выплаты банку. Это символ проблем, с которыми сталкивается банковская система, которую он сейчас возрождает. Из-за рискованного кредитования и неэффективного взыскания задолженностей отрасль пережила десятилетний спад, который стоил государству, по крайней мере, 18 млрд долларов», – пояснил Bloomberg.

По иронии судьбы, не предполагая, что его назначат акимом Алма-Аты, Досаев, подставил родному городу финансовую подножку - инициировал переезд Нацбанка в столицу, несмотря на предупреждения Ассоциации финансистов Казахстана, что этот шаг окажет, негативное воздействие на экономические перспективы южной столицы, снизит ВВП мегаполиса и спрос на жильё, уменьшит налоговые поступления. Как бы теперь все это бумерангом не прилетело свежеиспеченному акиму.

Гадая почему чиновника с таким скандальным бэкграундом «кинули» на Алма-Ату, журналист Ибраш Нусупбаев саркастически предположил, что это «или наказание для горожан за массовые беспорядки в городе в начале января, или, возможно, для того, чтобы «правильно» направлять и распределять миллиардные потоки средств, выделенные из бюджета страны для восстановления города и возмещения нанесённого материального ущерба малому и среднему бизнесу».