КРОВЬ И ПОТ АБДИЖАМИЛЯ НУРПЕИСОВА
- Подробности
- 2388
- 09.02.2022
- Амиржан КОСАНОВ, специально для «Новой» — Казахстан»
Ушел из жизни 97-летний классик мировой литературы.
Еще недавно, после прочтения наиболее интересной (на его взгляд) моей колонки в «Новой газете» — Казахстан» он обязательно набирал мой номер телефона и в своем фирменном стиле, неторопливо, четко расставляя слова и акценты, доносил свое мнение. Иногда оно было комплиментарным, иногда — критическим, но никогда — несправедливым. Иногда его звонок посвящался не целой статье или теме, а… одному слову или словосочетанию, по которому у него было свое мнение.
Абе, несмотря на пережитые им тяжелые годы и сложные перипетии творческой, общественной и личной жизни, счастливый человек. И дело не только в том, что он прожил почти век, а в том, что он до последнего своего вздоха был востребован народом, становясь публицистом и трибуном.
В трагические дни Жанаозенской трагедии 2011 года на одном из круглых столов, организованных демократическими силами Казахстана, он в сердцах воскликнул: «Я видел войну. Даже фашисты не стреляли в безоружных мирных людей!».
Абе показал нашим конформистски настроенным деятелям культуры, что и в тоталитарных условиях можно сохранять достоинство.
Он родился и вырос возле Аральского моря, которое стало символом экологической катастрофы, бездушного и потребительского отношения человека к природе, к земле предков. В капле аральской воды, отразились наиболее характерные и общие для всех наций экономические, социальные, духовные, гуманитарные проблемы и противоречия. Именно Абе было суждено через призму Аральского бедствия поднять эти проблемы на мировой уровень в романе «Сен», в книге «Долг» (1987 г.) о земляках-рыбаках, о тяжёлой судьбе Аральского моря и в дилогии «Последний долг» (1999 г.)
Он родился в 1924 году. Застал правление Сталина, Хрущева, Брежнева, Черненко, Андропова, Горбачева, Назарбаева, теперь и Токаева. Где они, сошедшие с властного пьедестала вчерашние политические кумиры? Куда подевался их искусственно созданный культ личности? Кстати, многие из них тоже писали, а кое-кто даже был лауреатом престижнейшей в СССР Ленинской премии. А Абдижамиль Нурпеисов до сих пор почитаем своим народом наравне с Абаем и Мухтаром Ауэзовым. С последним и Жубаном Молдагалиевым (всего три казаха), он был удостоен Государственной премии СССР по литературе.
На похороны Абе собрались стар и млад, власть и оппозиция. В этом проявилась объединяющая роль его художественного Слова. Так зачем искать другие формы, сплачивающие нацию?
«Аве» в переводе с латыни значит «здравствовать». Можно ли так обращаться к тому, кто ушел из жизни?
Можно: великий Абай писал: «Өлді деуге бола ма, айтыңдаршы, өлмейтұғын артында сөз қалдырған» («разве можно считать умершим того, кто после себя оставил бессмертное слово»).
Редакция «Новой газеты» —Казахстан» скорбит по поводу кончины выдающегося писателя Абдижамиля Нурпеисова и выражает глубокие и искренние соболезнования его родным и близким.