КВАЗИ - ПОКУШЕНИЕ

Очередная попытка героизации президента?



В любой другой стране такое резонансное событие, как задержание подозреваемого в покушении на главу государства должно было бы вызвать, как минимум, восхищение деятельностью соответствующих органов.

Но в Казахстане реакция общества на задержание киллера, который якобы готовил покушение на президента, была совсем другая. Хотя, казалось бы, законы жанра соблюдены, все приличествующие аксессуары имеются, даже имя несостоявшегося киллера названо.

В первую очередь, смущает, факт, что задумавший убийство киллер оказался многостаночником: он и адвокат, и блогер, и журналист. Видимо, не уважают нашего президента иностранные спецслужбы, которые, по словам следствия, и завербовали такого «спеца», по сравнению с которым Джеймс Бонд нервно курит в сторонке…

По уровню нелепости, вспоминается история, назначенного организатором убийства Алтынбека Сарсенбаева, Ержана Утембаева, который якобы для своей коварной цели взял кредит в банке.

Кстати, не названа страна, которая заслала в Казахстан такого голливудского «суперкиллера»: видимо, наши власти боятся, что она потребует реальных доказательств.

Бог с ним, с неудачливым киллером. Речь, о глубинных причинах такого, априори подозрительного и саркастического, восприятия обществом резонансного события.

Вспомним Январскую трагедию, которая потрясла страну. Прошло три месяца. А конкретики по ее организаторам из высших эшелонов власти до сих пор нет: все сумбурно с полунамеками.

Видимо, все еще присутствует фактор Назарбаева, отца семейства, основателя клана, представители которого и подозреваются в попытке госпереворота. Вряд ли назначение виновных за бойню 5 января идет без согласования с ним. Захочет ли елбасы «отрубить свою руку» («өз қолын өзі кесе ала ма?», так говорят казахи, когда человек должен сделать выбор между правдой и своим близким) и отдать в жертву своего родственника? А если за попыткой смещения Токаева стоит сам Назарбаев? Хватит ли политической воли у Токаев назвать имя того, кто дал ему возможность стать вторым президентом?

Вряд ли без открытого и беспристрастного суда, на котором всем сторонам будет предоставлена возможность доказать свои позиции (обвинения и невиновности) общество поверит в уже анонсированную версию событий.

Второй фактор весьма специфичен: несмотря на отставку знаковых фигур в руководстве силового блока, кадры на среднем и более низком уровне остались те же. А они — реальная сила! Не исключено, что некоторые из них участвовали в этой попытке госпереворота.

Народ видит нескромное желание окружения Токаева создать ему имидж «второго Назарбаева», эдакого отца нации, не совсем удачно, а порой и комично героизируя его образ (и ситуация с несостоявшимся киллером может быть из этой же серии).

Думаю, именно в этом — самая большая проблема второго президента: неверие словам и действиям Назарбаева как-то незаметно перешло в наследство к Токаеву: таков неожиданный результат, заявленной им в начале президентской карьеры, концепции преемственности, несмотря на его критику суперпрезиденства.

Есть только один выход из сложившейся ситуации: нужно честно разговаривать с собственным народом, а не заниматься популизмом, чтобы понравиться людям, налево и направо раздавая деньги, (так можно довести страну до дефолта), не нужно скрывать истинное положение дел и наводить глянец на действительность.

Народ мудр. Он все поймет и поддержит. Пример Зеленского – перед глазами.