ХАМЕЛЕОНЫ
- Подробности
- 1936
- 04.05.2022
- Амиржан КОСАНОВ, специально для «Новой» — Казахстан»
О морали в политике транзитного периода
Я хочу поговорить о такой изрядно подзабытой категории, как… мораль в ее политическом аспекте. Хотя уважаемый читатель может парировать: «Откуда в политике мораль?! Это дело рук грязных, аморальных, беспринципных, циничных людей!».
Парирую: вышеназванные нехорошие люди присутствуют и в других сферах человеческой деятельности. Везде есть свои молодцы и свои подлецы. И политика, как часть нашего бытия, не исключение. Единственная ее «вина» - она на виду и посему привлекает большее внимание со стороны озабоченного, в большинстве своем критически настроенного к всему общества. Да и когда у нас любили действующих политиков: смешны те, кто пытается угодить всем слоям общества, всегда найдут недовольные и даже если Пророка избрать президентом, уверен - у него будет своя оппозиция, свои недоброжелатели и завистники.
Тем не менее, в последнее время в так называемой элите Казахстана, произошли, в принципе ожидаемые (правда не до такой степени), метаморфозы: вчерашние адепты и фанаты Нурсултана Назарбаева в мгновение ока прозрели и, ничуть не смущаясь, костерят вчерашнего кумира, не оставляя от него камня на камне.
Хотя, мало кто из них состоялся без лести Назарбаеву и клятвенного заверения ему в вечной верности и преданности.
Особенно мерзко смотреть, как танцуют на костях все еще живого кумира те, кто благодаря гибкости позвоночника сделал чиновничью карьеру, заполучил прибыльный бизнес, добился иных, милых сердцу, преференций от елбасы.
И никто из них не сказал: «да, я тоже был в хоре льстецов и причастен к возвеличиванию елбасы, за что и прошу прощения у почтенных граждан».
Как следствие этой беспринципности, дежавю: сегодня, как и во времена господства елбасы, любое начинание второго президента без всяких обсуждений в обществе априори и мгновенно приветствуется и поддерживается этой льстивой челядью.
Уверен, начать строительство нового надо бы с принципиального отказа от самых уродливых моральных проявлений старого: культа личности, лести и лизоблюдства, повального (и потому фатального) поддакивания всем начинаниям любимого руководителя.
В те времена были не только миллионы просто равнодушных, из-за которых и процветало беззаконие и попрание прав граждан, но и тысячи тех, кто был напрямую (бюрократически-политически) причастен к преступлениям и нарушениям законов. Не настало ли начать адресную люстрацию?
Для начала всем, кто был во власти и пользовался несправедливым распределением благ нужно, как минимум, покаяться за деяния (не один же Назарбаев творил беззаконие).
А пока смешно смотреть, как ни в чем не бывало, вчерашние преступники рядятся в тогу прорабов Нового Казахстана, и с ангельскими лицами клеймят прошлое и славят сегодняшнего руководителя.
Большей дискредитации идеи Нового, незапятнанного грязными помыслами, справедливого Казахстана — не могу себе даже представить.
Конечно, хорошо, что наступила своеобразная оттепель и люди смеют говорить правду, пусть даже пока только о прошлом. Но достигнет ли эта либерализация политической жизни такого уровня, когда можно будет, без всяких последствий для себя, также открыто высказывать свое мнение и о втором президенте? Станет ли выдвинутый им, вполне актуальный, тезис «разные взгляды, единая нация» реальностью?
Поживем и скоро увидим.