Кум в горле

Служба безопасности Украины предала гласности часть признательных показаний кума Путина Виктора Медведчука против экс-президента Порошенко



На днях Кремль дал понять Киеву: менять одну из ключевых фигур «русского мира» в Украине — сопредседателя ныне запрещенной «ОПЗЖ» Виктора Медведчука на пленных бойцов «Азова» не будут.

Политика, который сбежал из-под домашнего ареста, поймали 12 апреля, в День космонавтики. Выглядел он на оперативной съемке настолько непохожим на себя прежнего, что у зрителей — сюжет показали по телевидению — даже возникли сомнения. Растрепанный пожилой дядька в «пикселе» ВСУ и многолетний серый кардинал украинской политики, лощеный, снисходительный, надменный, в дорогих костюмах — одно и то же лицо?

С мая 2021-го Виктор Медведчук, согласно решению суда, жил в собственном особняке с «браслетом» на ноге — до самого начала широкомасштабного вторжения России в Украину. Можно лишь вообразить, как ждал этого события «узник особняка»! Побег удался, расчет оказался верным: стало не до него, плюс фактор подкупа стражей никто не отменял. Удача отвернулась лишь на финальном этапе: добраться до «своих» беглец не успел.

Напомню: Медведчука подозревают в государственной измене и покушении на разграбление национальных ресурсов, а также в содействии террористической организации, то есть «ДНР–ЛНР». Как известно, с 2015 года политик принимал участие в консультациях по проведению переговоров в Минском формате, отвечал за освобождение заложников и за гуманитарные аспекты в целом. Впрочем, и тогда уже публично говорили: Медведчук занял должность по поручению Путина, а не президента Порошенко.

И нужен он был, прежде всего, в качестве посредника-медиатора в общении глав государств, находящихся в состоянии необъявленной войны.

Пятый президент Украины Порошенко, тоже, как известно, находится под уголовными статьями. Ему инкриминируют государственную измену, выразившуюся в организации поставок угля с оккупированных территорий Донбасса, где связка с Медведчуком — один из самых токсичных моментов для Порошенко как лидера оппозиционной партии «Европейская солидарность». Оппозиция и лично Петр Алексеевич не раз категорически отвергали подозрения. «Дело против Порошенко сфабриковано лично по указанию Зеленского, который хочет уничтожить главного конкурента на будущих выборах», — заявляли в ЕС.



После 24 февраля, когда главной задачей стало отражение российской агрессии, тема ушла из топа. Власть и оппозиция как бы подписали договор о взаимном ненападении, до лучших времен, чтобы не раскалывать и не ослаблять гражданское общество. Теперь, видимо, обстоятельства сложились таким образом, что одним махом можно было навести порядок в «изменах».

И СБУ предала гласности видеозапись показаний Виктора Медведчука, где он детально, и, сказала бы, с предельной тщательностью описывал, как работала схема вывода из государственной собственности части магистрального нефтепродуктопровода «Самара — Западное направление» для дальнейшей прокачки через него дизельного топлива.

Роль Петра Порошенко в организации этого процесса подследственный обрисовал особенно ярко. Мол, пятый президент не просто обратился к нему как к посреднику, чтобы связаться с руководством РФ, но и лично обеспечивал принятие необходимых решений во всех украинских инстанциях. Все это — на фоне боевых действий на Донбассе. Не забыл и о бухгалтерии: мол, за год трубопровод заработал для своих новых владельцев (читай — Порошенко) 42 миллиона долларов. То есть, в два раза больше, чем было вложено в выкуп «трубы». И лишь с мая 2019 года, то есть после очередных президентских выборов и, соответственно, прекращения полномочий Порошенко, прокачка дизельного топлива через трубопровод прекратилась.

«Трубой я начал заниматься по просьбе Порошенко. И если бы сказали, что это — труба Порошенко, это бы больше подходило», — не сдерживал себя в язвительности Медведчук. Опытный игрок, он всегда понимал, когда лучше увильнуть, а когда — раскрыть карты.

Понимание того, что кум в Кремле не станет заниматься спасением «солдатика в «пикселе», оставило ему в сложившейся ситуации лишь один путь:

помочь Зеленскому посадить Порошенко и хоть за такую услугу просить снисхождения к себе.

«В 2016-м президент Порошенко обратился ко мне с просьбой о покупке трубы… Чтобы я переговорил с президентом РФ Владимиром Путиным. Чтобы «Транснефть» могла продать эту трубу и чтобы ее можно было выкупить, как потом выяснилось, господином Порошенко», — делился он. Медведчук предпочел «допрашиваться» не на украинском, а на русском, что не спасло его от откровенно корявых фраз.



Не менее детальный — с фамилиями — отчет о проделанной работе прозвучал в виде показаний и о механизме закупки угля Украиной на неподконтрольных территориях Донбасса в 2014-15-м годах. Формально у главарей боевиков, фактически — у Кремля, который контролировал марионеток. Медведчук не забыл роль и участие в процессе всей верхушки государственного аппарата — от президента Порошенко до министров, руководителей Национального банка, ряда народных депутатов, генерального прокурора, шефа МВД и так далее.

Его, Медведчука, функция сводилась к посредничеству:

«Порошенко обратился ко мне с просьбой организовать поставки угля с территорий, которые не были контролируемы Украиной. Просьба заключалась в том, что есть необходимость переговорить с президентом РФ Путиным, чтобы он повлиял на возможность таких поставок», — рассказывал Медведчук.

Свою миссию он снова выполнил в полном объеме, но теперь, не без злорадства, в деталях докладывал, как именно обходили закон:

«В Украине была четко выстроена система закупки угля в непризнанных «ЛДНР»… Гонтарева (в ту пору глава Национального банка Украины, — О.М.) сыграла на руку тому, что через инкассирование денег было «легче» рассчитаться.

Так как «безнал» исключал, а «нал» был направлен на наполнение коррупционной составляющей».

Уже есть реакция «Европейской солидарности» на СБУ-шный допрос Виктора Медведчука. «Все «заявления» Медведчука в адрес Петра Порошенко — очевидная информационная диверсия в интересах страны-агрессора, потому что нарушение внутриполитического единства сегодня будет работать не на украинские интересы. Медведчук, спасающий свою шкуру от ответственности за антиукраинскую деятельность, готов «заявлять» что угодно против кого угодно… Порошенко не враг, враг — Путин. Война ясно показала, кто есть кто: кто боролся и борется за Украину, а кто хочет повторения вечных исторических сценариев раскола Украины изнутри», — считают единомышленники Порошенко.

«Европейская солидарность» также заявила, что СБУ в условиях войны монтирует яркие политически мотивированные ролики с «псевдосвидетельствами» Медведчука вместо расследований дел об «очевидной коллаборации с врагом некоторых генералов СБУ и депутатов Рады».

Фамилии последних, впрочем, названы не были. Но глава Службы безопасности Иван Баканов получил от «Европейской безопасности» обвинение во «вредительских действиях».