Власть идет в народ только по большой нужде

В сакральном для казахов месте – Улытау прошел Нацональный Курултай, инициированный президентом Токаевым



Несмотря на скепсис традиционной оппозиции по поводу этого мероприятия, накануне форума я выступил в СМИ и поддержал саму идею НК, ибо, каким бы жестким критиком власти я не был, всегда выступал за разумный диалог и компромиссы. И если второй президент желает предпринять хоть один шаг в сторону от елбасизма, надо его поддерживать. Остальное все: или от непонимания общей ситуации, или от личной неприязни к Токаеву, или от того, что кого-то не пригласили на этот праздник новой политической жизни.

Президент, в принципе, сказал правильные слова о необходимости консолидации нации вокруг общих идей. Высказался о текущей ситуации. Все это широко освещено в СМИ, поэтому не буду повторяться. Скажу лишь о тенденциях.

Власть пытается привлечь плюралистическое общество к построению Нового Казахстана. Ибо понимает, что без его участия, любые демократические начинания будут мертворожденными. Посему стремление вовлечь в этот нелегкий процесс представителей гражданского общества (а их уже 117), можно только приветствовать - как говорится, все познается в сравнении. А при Назарбаеве ничего похожего не было.

Однако, остаются вопросы. Кто и по какому принципу определяет состав участников НК? Были нарекания региональных активистов о том, что отбор участников в некоторых регионах прошел келейно. А это дискредитирует идею НК.

Для меня же открытым остается вопрос о статусе НК? Что это? Расширенный вариант НСОД? Орган, принимающий конкретные решения или банальная говорильня? Если НК представляет общество, то кого тогда представляет Мажилис? Чем он отличается от других квазиобщественных республиканских объединений?

Думаю, если бы у нас был честно избранный, многопартийный парламент, не было бы надобности в такой структуре, как НК.

Любая структура, претендующая на общенациональный статус, будет рассматриваться плюралистическим обществом исключительно через призму участия (или неучастия) в ней представителей политической оппозиции. Да, наша оппозиция (и те, кто себя таковыми именует) не однородна: там есть и левые, и правые, и центристы, и среди них нет взаимопонимания. Но, согласитесь, приглашение к работе в НК той части оппозиции, которая выступает за эволюционные реформы, не отказываясь от диалога с властью, несомненно, придало бы НК политическую солидность. Но власть не решилась на такой шаг.

Вывод: Новый Казахстан будет строиться по старым лекалам: все то же неприязненное отношение к своим критикам, и нежелание выслушивать противную (в прямом и переносном смысле) сторону.

А власть-то хотела позиционировать НК как форум, представляющий всю палитру мнений плюралистического общества. Или я ошибаюсь?

Оппозиция (я имею ввиду, ее вменяемую, государствоориентированную, часть) понимает необходимость сохранения Независимости, стабильности и территориальной целостности.

А для этого необходима политическая конкуренция, свободное выражение своего мнения, включая, и поддержку здравых инициатив власти, и критику ее одиозных решений. И не нужно тех, кто критикует власть считать врагами государства и лично Токаева.

Если же эта часть общества, которая из-за ухудшающейся в стране ситуации, становится все больше, не будет допущена к легальной трибуне, то она выйдет на улицы и создаст там свой курултай.