«Бородатые лица», «сын Шанхайского полка» и как жить без Нур-Султана

Новости из Центральной Азии сегодня перебивают чуть ли не всю мировую повестку дня



Продолжающийся третий день вооруженный конфликт между двумя государствами-членами ОДКБ, Таджикистаном и Кыргызстаном, идёт с применением гранатометов и минометов, упоминаются и работа РСЗО со стороны Таджикистана. Сообщается о десятках раненых, есть убитые.

По киргизскую сторону границы идёт эвакуация мирного населения.

Пограничная служба Кыргызстана сообщает, что «со стороны Таджикистана в боестолкновениях принимают участие люди в неизвестной форме одежды и без опознавательных знаков отличия о принадлежности к каким-либо вооруженным формированиям». Ранее в этих сводках упоминались «неустановленные бородатые лица в чёрной одежде». Выглядит ли это намеком на участие в боях каких-либо исламских боевиков, сказать трудно…

 Достигнутые соглашения о прекращении огня действуют не более нескольких часов. Консультации секретарей совбезов двух стран с участием российских силовиков, а также контакты министров иностранных дел Кыргызстана и Таджикистана, находящихся на саммите ШОС в Самарканде, заметного успеха не имеют. Пока ничего не известно о встрече президентов конфликтующих соседних государств, Рахмона и Жапарова, принимающих сегодня участие во встрече лидеров ШОС в узком составе.

Впрочем, и ранее их встречи на высшем уровне оказывались малоэффективны. Выводы из этого могут быть разные, - либо президенты не владеют ситуацией в пограничных регионах, и решения на местах принимают местные «авторитеты», контролирующие, в частности, межграничную контрабанду и наркотрафик, либо продолжается тестирование слабых мест на границе двух государств в целях подготовки вторжения боевиков из Афганистана.




Дестабилизация в регионе выглядит особенно показательной на фоне проходящего совсем рядом самаркандского саммита Шанхайской Организации, лидеры которой, Россия и Китай, претендуют на установление нового мирового порядка взамен того, который основан коллективным Западом…

Вторая новость появилась из столицы Казахстана Нур-Султана, которая, возможно, последние дни доживает с именем первого президента страны Назарбаева. Сегодня казахстанский парламент принял решение о возвращении столице прежнего названия, - Астана. Таким образом, дезавуируется решение нынешнего президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, принятое им в 2019 году при получении президентских полномочий от Назарбаева. Решение парламента принималось, разумеется, с согласия самого Токаева и, можно не сомневаться, по его же инициативе, поскольку имя бывшего елбасы в названии столицы не могло не тормозить неминуемое в будущем его разоблачение в качестве инициатора январского заговора по смещению Токаева с поста президента, приведшего к сотням жертв…

Также парламент утвердил решение о внесении поправки в конституцию об однократном избрании президента на 7-летний срок без права переизбрания. Это поправка, очевидно, будет относиться к внеочередным президентским выборам, объявленным Токаевым, которые пройдут в конце ноября- начале декабря нынешнего года. Это означает, что победа нынешнего главы государства, в которой никто не сомневается, утвердит его собственную, независимую от Назарбаева легитимность и предоставит ему президентские полномочия до конца 2029 года. И, как многие в стране надеются, даст ему возможность осуществить глубокую политическую модернизацию Казахстана, программу которой он обещает, - это было бы логично - изложить своему народу ещё до выборов.

Ну и конечно, парламент принял свои исторические решения в отсутствие президента в стране, - Токаев в Самарканде,- это должно демонстрировать независимость ветви власти, которой предстоит ощутить свою значимость в результате перехода от президентской к парламентско-президентской системе правления. Тут без шуток…



И, наконец, я считаю, чуть ли не главная новость из Центральной Азии: на саммите ШОС принято решение о начале процедуры по принятию далекой Беларуси в члены Организации. Александр Лукашенко, приглашенный в Самарканд и начисто игнорируемый коллективным Западом, как бы усыновляется восточным сообществом, становится «сыном Шанхайского полка».

Другой бы сказал, в добрый час…