В голове — сплошная Маша

Мария Захарова нахамила Казахстану из-за присутствия в республике неугодного Москве украинского посла. Казахстан в ответ тоже молчать не стал



В конце августа в Астане проходило публичное мероприятие с участием посла Украины в Казахстане Петра Врублевского. В разгар мероприятия к нему подошел блогер Диас Кузаиров и спросил «по поводу войны в Украине». Ответ Врублевского звучал следующим образом:

«Стараемся убить их как можно больше. Чем больше мы убьем русских сейчас, тем меньше придется убивать нашим детям».



Врублевский имел в виду конкретно российских военных, с которыми его страна ведет войну. Однако неудачная формулировка фразы спровоцировала большой скандал в самом Казахстане. Ассамблея народа Казахстана — много лет пребывающий в анабиозе общественный орган страны, созданный для демонстрации межнационального согласия, — внезапно очнулась и решительно осудила слова посла Врублевского. Посол был вызван в МИД Казахстана, где принес извинения за неудачные фразы, после чего отбыл в отпуск.

Обычно такие дипломатические инциденты решаются достаточно просто: посол уезжает на родину, а на его место присылают нового человека. Именно так и договорились между собой Казахстан и Украина, но до поры до времени официальная позиция заключалась в том, что Врублевский всё-таки вернется в Казахстан, как минимум на какое-то время. Именно это и произошло в начале октября: старому послу нужно было собрать вещи и дождаться, пока Киев назначит нового человека на его место.



Это привело в неописуемое бешенство Москву и особенно официального представителя МИД Марию Захарову. Раздраженное тем, что Врублевский в принципе вернулся обратно, российское внешнеполитическое ведомство вызвало к себе казахстанского посла Ермека Кошербаева. В каком тоне с ним там разговаривали — неизвестно, но официальное заявление Захаровой на сайте МИДа может дать некоторое представление об этом:

«К глубочайшему сожалению, заверения о том, что этот бандеровский эмиссар «никогда не вернется» в Астану, не выполнены. Данный персонаж вновь объявился в столице Казахстана, причем явно не для того, чтобы «просто собрать вещи и забрать семью». Не таясь, он посещает дипломатические приемы в качестве главы дипмиссии. Ввиду вышеуказанных обстоятельств 4 октября с. г. в МИД России был вызван посол Республики Казахстан Е. Б. Кошербаев, которому было заявлено о категорической неприемлемости подобной ситуации. Рассчитываем, что казахстанская сторона, следуя не только духу союзнических отношений с Россией, но и букве собственного законодательства (статья 174 Уголовного кодекса Республики Казахстан предусматривает до 7 лет лишения свободы за разжигание национальной розни), не станет идти на поводу у неонацистского режима в Киеве и примет меры к скорейшей окончательной высылке этого одиозного националиста».

Год назад казахстанский МИД если не взял бы под козырек, то не стал бы сильно возражать. Позиции российских дипломатов в республике были настолько сильны, что они могли позвонить в местные газеты и наорать на редакторов, если те вдруг написали не так, как угодно Москве, рассказывает «Новой газете. Европа» руководитель одного из изданий. Но с тех пор случилась война, после чего Казахстан начал работать на уменьшение влияния Москвы в стране. А еще официальная Астана и президент Касым-Жомарт Токаев сильно окрепли на международной арене и начали публично говорить то, что думают: война в официальной риторике называется войной, а ЛДНР Казахстан признавать отказался категорически.

Так что такого хамства Казахстан терпеть больше не стал. Кошербаева вызвали в российский МИД вечером 4 октября, а уже утром 5 октября российского посла вызвали по аналогичному адресу в Астане. Официально Казахстан воздержался от ответных оскорблений, но ответил крайне ядовито. «Хотел бы отметить, что тональность ее заявления, на наш взгляд, диссонирует с характером союзнических взаимоотношений Казахстана и России как равноправных стратегических партнеров», — заявил официальный представитель МИД республики Айбек Смадияров. Он также отметил, что попытка России указывать другой стране, кого и по какой статье судить, — пример юридической безграмотности, ведь Врублевский имеет дипломатическую неприкосновенность. Да и не стоит России лезть не в свое дело, так и сквозило в словах казахстанских дипломатов.



Ситуация дошла до того, что отозвались даже депутаты казахстанского парламента. «В целом, мы понимаем, что такая тональность связана с войной, которая происходит между Россией и Украиной, но Казахстан ни с кем не воюет, поэтому мы требуем уважать наших представителей, уважать нашу государственность», — цитирует радио «Азаттык» лидера парламентской партии «Ак жол» Азата Перуашева. Это первое публичное упоминание о недовольстве Казахстана истерикой, которую закатывает Россия в последние недели не только в лице МИДа, но и через депутатов вроде Константина Затулина и Сергея Миронова. Последний вообще фактически обвинил Астану в «русофобии» из-за того, что в республике преследуют людей, демонстрирующих символику Z и V. «Не стоит много говорить, насколько важны для России добрые отношения с нашим южным соседом. По этой же причине любые проявления русофобии в Казахстане вызывают острую реакцию в нашем обществе. Другая причина — трагический опыт Украины, где всё началось с того, что выходцы из советской партхозноменклатуры Кравчук и Кучма принялись заигрывать с радикалами, потихоньку разгонять антироссийскую пропаганду. Чем это закончилось, мы все знаем», — прямо пригрозил Миронов.

А до Миронова был Зюганов со словами о необходимости «денацификации» северных областей Казахстана и множество других политиков более мелкого пошиба. «Новая газета. Европа» уже писала о том, что Астана разочарована действиями Москвы во внешней политике, поскольку это отражается и на республике — в виде экономических проблем и геополитических рисков (и это — не считая почти полутора сотен тысяч беглецов из России в Казахстан). Новый скандал показывает, что даже у лояльной все последние годы к причудам Кремля республики терпение на исходе.

А еще МИД России показывает полнейшую некомпетентность в том, чем дипломаты в принципе должны заниматься по службе. Ведь этот выпад со стороны Захаровой и всего ведомства привел к тому, что многие жители республики стали еще больше сочувствовать Петру Врублевскому, а также задумываться о том, кто на самом деле спровоцировал Россию ввязаться в скандал с уже отозванным послом. Вполне возможно, это те, кто имел отношение к изначальному шуму вокруг высказываний Врублевского, — и авторитетности этим людям сотрудничество с Москвой внутри Казахстана явно не добавит.