НЦГНТЭ: вертикально-горизонтальное давление
- Подробности
- 2460
- 16.11.2022
- Адил ИБРАЕВ, президент АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы», заслуженный деятель РК
Закон может быть несовершенен, но пока он действует, ему нужно подчиняться, иначе – война всех против всех
20 ноября казахстанцы выберут своего президента на ближайшие 7 лет. Кто-то проголосует за стабильность, кто-то – за перемены, кто-то голосовать не пойдет, потому что у него есть такое право. Но большинство придет на избирательные участки с надеждой, что позитивные тренды, наметившиеся в последнее время, обретут ощутимый вес и значение. К этому большинству, я уверен, относятся и ученые, которые хорошо понимают необходимость перемен и важность проводимых реформ для будущего страны.
Три поручения Президента
Летом на юбилейной сессии Национальной академии наук РК президент поставил три задачи, которые предстоит реализовать Национальному центру государственной научно-технической экспертизы (НЦГНТЭ). Замечу, что наш коллектив все предыдущие годы работал в этом направлении и добился серьезных результатов, несмотря на то, что порой мы сталкивались с непониманием и даже противодействием со стороны исполнительных органов. Сейчас появился оптимизм, потому что Касым-Жомарт Токаев, по сути, нас поддержал.
Первая задача – дальнейшая цифровизация и развитие научной информационной системы. За последние пять лет НЦГНТЭ много сделал в этом направлении, причем, по собственной инициативе, без поддержки госорганов. Цифровая трансформация традиционно считается одним из наиболее затратных направлений реформ. На ней, как все видят, многие руководители попросту «сгорают». Но если без мрачных шуток, то создание IT-продуктов требует современных профессиональных знаний и нетривиальных подходов как к постановке, так и к решению задач.
Мы создали собственную информационную систему без единого бюджетного тиына. Многие учёные помнят, как еще совсем недавно для сдачи заявок на участие в конкурсах и отчетов о реализации научных проектов в наш центр со всей страны съезжались люди с мешками бумаг и буквально ночевали в нашем здании. С этой архаикой нужно было прощаться. Не буду долго распространяться о том, чего это нам стоило, но Автоматизированная информационная система (АИС) НЦГНТЭ создана, получила все необходимые сертификаты безопасности и успешно работает. А ведь можно было тянуть время, просить денег, показывать презентации или пригласить зарубежные компании и с ними разрабатывать систему, как делают некоторые «эффективные» менеджеры и ведомства.
Сегодня мы планируем и дальше совершенствовать АИС, чтобы ученым стало легче, а процесс экспертизы и принятия решений по финансированию проектов был еще более прозрачным. Планируем через автоматизацию приема и обработки документов сократить время и упростить процедуру подачи заявок; автоматизация поможет быстрее проверять заявки на соответствие требованиям, подбирать и назначать экспертов; все взаимоотношения с отечественными и зарубежными экспертами будут переведены в электронный формат. Это поможет оптимизировать документооборот, ускорить процесс принятия решений и исключить все еще возможные коррупционные риски.
Вторая задача, поставленная главой государства, – создание Национального центра научно-технической информации (НЦНТИ). В 2016 г. существовавший на тот момент НЦНТИ, который успешно справлялся со своими функциями, вошел в состав НЦГНТЭ, точнее функции первого были переданы второму. На тот момент в НЦНТИ были накоплены тысячи документов, на основе которых проводилась научно-исследовательская и аналитическая работа по оценке состояния отечественной науки, изучению направлений ее развития, тенденций формирования кадрового потенциала, выполнения научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Кроме того, на основе статистики казахстанского и зарубежного индексов цитирования оценивалась эффективность научных организаций, ученых, а также отечественных научно-технических изданий.
Прежнее руководство Министерства образования и науки, Комитета науки не оценило значение проводимой работы и с 2018 г. финансирование прекратилось, а нам было рекомендовало отказаться от «непрофильной деятельности». Это решение негативно повлияло не только на качество и доступность аналитических материалов в сфере науки, но и на развитие такого важного ресурса, как Казахстанская база цитирования, который содержится за счёт собственных средств НЦГНТЭ.
Понятно, что информационно-аналитическое обеспечение науки должно быть: или как отдельный центр, или же его функций будут возложены на НЦГНТЭ? Я бы посоветовал второе, так как в НЦГНТЭ есть квалифицированные кадры, сформирована система работы с информационно-аналитическими ресурсами и, самое главное, здесь собран основной массив данных о казахстанской науке, научных организациях, исследовательских коллективах. В аналитической работе быстрый доступ к качественным данным - одно из условий успеха.
В перспективе мы видим следующие направления деятельности: информационно-аналитическое сопровождение научной политики РК и экономической модернизации; подготовка Национального доклада «О науке» и аналитических материалов для определения приоритетных и перспективных направлений научных исследований; разработка интерактивной Карты науки Казахстана.
Третья задача - создание Казахстанского индекса научного цитирования. Фундамент для него заложен. Сейчас в Казахстанской базе цитирования (КазБЦ) 168 казахстанских журналов. Это казахстанские издания, которые отвечают всем необходимым требованиям к научным журналам. Вместе с тем есть существенные проблемы. Например, в нашей базе цитирования импакт-фактор рассчитывается по объективным причинам с опозданием – на данный момент человеческих, материальных и технических ресурсов хватает только на такой темп работы. В мире, где информационные потоки с каждым днём увеличиваются и ускоряется доставка информации к потенциальным потребителям, мы опаздываем как минимум на два года.
Кстати, наша КазБЦ вызывает большой интерес со стороны зарубежных коллег. Нам неоднократно поступали предложения продать этот ресурс или сделать его частью более крупной и «раскрученной» поисковой системы. Мы не рассматриваем такие варианты, так как считаем, что собранная информация - это интеллектуальное достояние Республики Казахстан и должна работать на нашу страну.
Как я уже писал в СМИ, Казахстанский индекс научного цитирования (КазИНЦ), должен объединить в одно целое систему научной библиотеки, куда поступают полные тексты всех научно-исследовательских работ, и КазБЦ, где систематизирована библиографическая и наукометрическая информация. Таким образом мы сможем охватить весь объем научной информации – журналы, монографии, сборники, материалы научных конференций.
Пора менять систему
Словом, задачи, поставленные главой государства, ложатся на хорошо подготовленную почву. Научное сообщество, в данном конкретном случае – НЦГНТЭ, понимает, что и как нужно делать, чтобы наша наука успешно развивалась и стала частью мировой науки, участником технологического и экономического прогресса государства.
Но существуют проблемы, которые не может решить отдельно взятая структура, вроде нашего НЦГНТЭ. Они – наши общие, я бы назвал их системными.
Одна из самых серьезных – неуважительное отношение к закону и нормам, регулирующим деятельность государственных органов. Любое мелкое нарушение, несоблюдение правил, прописанных в подзаконных актах, всегда ведет к более крупным ошибкам и просчетам. Я всегда стараюсь твердо придерживаться буквы закона, что нередко приводит к конфликтам и непониманию с отдельными руководителями и коллегами. Но как иначе? Невозможно быть сговорчивым, когда речь идет о сотнях миллиардов тенге, которые государство выделяет науке, а твоя структура должна так организовать процесс финансировании проектов, чтобы все было прозрачно, объективно и честно.
Да, такая позиция дорого обходится. Это постоянная война. Причем, если на войне, по словам Уинстона Черчилля, вас убивают один раз, то в нашем госуправлении, как и в политике – множество раз, и это обычное явление.
А ведь это так несложно – соблюдать закон. Как в дорожном движении, к примеру. ПДД – очень универсальное, логичное изобретение, в них, как я говорю, НАПИСАНО ВСЕ. Надо их просто знать и выполнять. Самое главное, они не противоречат практическому опыту.
Так же и в законах, регулирующих науку. В них предусмотрены правовые коллизии, которые могут возникнуть во взаимоотношениях государства с учеными. Допускаю, закон может быть несовершенен, но пока он действует, ему нужно подчиняться, иначе наступит хаос, как на дороге, когда никто не будет соблюдать ПДД – война всех против всех. При этом, необходимо продолжать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в науке, вносить свои предложения, обсуждать.
Благодаря принципиальной позиции наш коллектив выдерживает многочисленные проверки в режиме нон-стоп со стороны вышестоящих, правоохранительных, контрольных и прочих органов. А если и выявляются нарушения, то они в большинстве случаев касаются решений чиновников из вышестоящего органа, которые им удается продавливать, несмотря на мои активные возражения и сопротивление.
Свежий пример. Только что у нас завершилась проверка Агентства по противодействию коррупции и управления Инспекции труда г. Алматы. Оно признало нарушением действующего законодательства об акционерных обществах приказы прежнего руководителя Комитета науки о назначении вице-президентов АО НЦГНТЭ, которых до прошлой недели у нас было трое. Самое же удивительное и необъяснимое, что, уже имея на руках предписания контролирующих госорганов, уполномоченный орган не только не собирался устранять ошибки прежнего руководства, но по той же схеме пытался навязать мне четвертого заместителя!
Кроме постоянного давления «сверху», АО НЦГНТЭ ощущает и давление по горизонтали – ученые обижаются на экспертные оценки, не позволяющие им претендовать на госфинансирование. При этом, ни один сотрудник НЦГНТЭ, включая первого руководителя, не имеет права и возможности влиять на результаты экспертизы и решения Национальных научных советов.
Недовольные всегда есть и будут, но желанием во что бы то ни стало нравиться всем я никогда не страдал. Политика НЦГНТЭ – четко выполнять действующие законодательные и нормативные акты, не допускать аффилированности и коррупции на всех этапах экспертизы, мониторинга и оценки научных проектов. При возникновении любых подозрений на нечистоплотность своих сотрудников мы проводим внутреннее расследование, передаем материалы в антикор и увольняем.
Несмотря на отсутствие поддержки со стороны уполномоченного органа, нам удается воплощать в жизнь наши идеи – это уже названный выше КазИНЦ, это восстановление национальной системы научно-технической информации. И то, что наши инициативы вышли на уровень поручений Президента, вселяет надежду.
Касым-Жомарт Токаев в своей предвыборной программе четко определил задачи казахстанской науки. Нам вместе предстоит не только разработать новый Закон «О науке и технологической политике», но и сделать его основой для казахстанского технологического рывка, развития инновационного производства. Глава государства объявил сегодня в Алматы о создании при президенте РК Национального совета по вопросам науки и техники. Это предъявляет новые требования не только к тематике и качеству научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, но и к экспертизе, мониторингу, оценке проектов НИОКР, сбору и систематизации научно-технической информации.