Золотая «хромая утка»

Конгресс выделил Украине денег и вооружений даже больше, чем просил Байден



Буквально в последний момент — в канун Рождества — американскому Конгрессу удалось согласовать бюджет на 2023 финансовый год. Это означает, что федеральных служащих больше не ждет сокращенная рабочая неделя, вынужденный отпуск и временная остановка министерств и агентств — из-за недофинансирования. Соглашение по бюджету, как это обычно происходит в Америке, было достигнуто в результате компромисса законодателей из двух партий. Это была последняя сессия нынешнего состава Конгресса, ее называют «сессией хромой утки».

«Хромая утка», тем не менее, выполнила свою законодательную миссию. Для Украины конгресс выделил 800 миллионов долларов военной помощи в рамках рекордного военного бюджета в почти 848 млрд долларов (на 45 млрд больше, чем запрашивала у законодателей админиcтрация Байдена). Это примерно на 10 процентов выше, чем прошлогодний бюджет Пентагона и программ других ведомств, связанных с безопасностью (министерств энергетики, внутренней безопасности, государственного департамента и разведсообщества). Кроме того, в общем госбюджете-2023, который составляет 1,7 трлн долларов, в помощь Украине и ее союзникам выделено почти 45 млрд долларов, что на 8 миллиардов долларов больше, чем еще в прошлом месяце запрашивала администрация Байдена.

45 млрд долларов — сумма, которая проговаривалась в ходе недавнего визита президента Зеленского в Вашингтон. Помимо «фактора Зеленского», которого восторженно встречали в американской столице, а выступление перед обеими палатами Конгресса сравнили с речью Уинстона Черчилля в декабре 1941 года, выделение дополнительных фондов для Украины стало возможно благодаря поддержке части республиканских законодателей. В том числе — благодаря главе сенатского меньшинства Митча Макконнелла, который последовательно выступал за увеличение помощи Киеву.

«Мы хотим убедиться, что у нас сложились такие отношения, в результате которых они (украинцы) могут защитить себя и отразить самую уродливую агрессию со времен Второй мировой войны. Многое поставлено на карту», — заявил президент Байден.

Конгресс оказался согласен. По вопросам обороны непримиримые оппоненты — демократы и республиканцы — держат консенсус. Не в последнюю очередь их объединили действия Кремля, начавшего «СВО в Украине». Об исключениях из правила — чуть позже.

Как отмечает вашингтонское издание the Hill, бюджетные средства включают в себя:

  • около 11,9 млрд долларов на пополнение арсеналов оружия в США, которые поставляли вооружения в Украину, чтобы «поддержать осажденную страну»;
  • 9 миллиардов долларов на программу обучения, оснащения и оказания разведывательной поддержки украинским вооруженным силам;
  • еще 6,98 миллиарда долларов пойдут на миссию Европейского командования США;
  • 300 миллионов долларов предназначены «на усовершенствованные ядерные реакторы и топливо» для повышения энергетической безопасности и независимости Украины, поскольку Россия продолжает наносить «частые удары по ее энергетической инфраструктуре»;
  • 126,3 миллиона долларов помогут «подготовиться к потенциальным ядерным и радиационным инцидентам в Украине и отреагировать на них». Это реакция на угрозы из Кремля применить ядерное оружие и на ситуацию вокруг Запорожской АЭС;
  • еще 2,47 миллиарда долларов пойдут на гуманитарные нужды;
  • 13,37 млрд выделены на экономическую помощь;
  • 2,4 млрд — на переселение украинцев и других беженцев, пострадавших в ходе этого военного конфликта в США.

800 миллионов в военном бюджете-2023 выделены в рамках программы «Инициатива содействия безопасности Украины». Эта программа разрешает теперь Соединенным Штатам закупать оружие напрямую у оборонных подрядчиков от имени правительства Украины. Раньше действовало ограничение, которое позволяло передачу оружия Киеву только из запасов американского министерства обороны. По словам министра обороны США Ллойда Остина, «Украина нуждается в нашей помощи, чтобы победить сегодня, и она по-прежнему будет нуждаться в нашей помощи, когда война закончится».

Как тратятся деньги американских налогоплательщиков? Согласно пресс-релизу Пентагона, сентябрьский пакет помощи Украине стоимостью в 1,1 миллиарда долларов включал в себя:

  • 18 высокомобильных артиллерийских ракетных систем (HIMARS) и связанные с ними боеприпасы;
  • 150 бронированных высокомобильных многоцелевых колесных машин (HMMWV);
  • 150 тактических машин для буксировки вооружения;
  • 40 грузовиков и 80 прицепов для перевозки тяжелой техники;
  • 2 радара для беспилотных летательных аппаратов;
  • 20 многоцелевых радаров;
  • Противобеспилотные воздушные системы;
  • Тактические защищенные системы связи, системы наблюдения и оптику;
  • Оборудование для обезвреживания взрывоопасных предметов;
  • Бронежилеты и другое полевое снаряжение;
  • Финансирование обучения, технического обслуживания и поддержки.

Издание «Arms Control Today» пишет, что в общей сложности Соединенные Штаты в 2022-м финансовом году предоставили Украине оборонную помощь в размере 28 миллиардов долларов.

The Hill уточняет: если прибавить деньги на экономическую, гуманитарную помощь и будущие расходы, внесенные в бюджет, общая сумма помощи Киеву составит 110 млрд.

«Только этого мало». В день визита Зеленского в Вашингтон администрация Байдена объявила о том, что Киеву будет предоставлена батарея «Пэтриот», обучение украинских военнослужащих будет проходить в «третьей стране» — Германии. Как сообщили изданию Politico источники, «знакомые с содержанием переговоров в Белом доме», Зеленский запросил больше: армейский тактический ракетный комплекс большой дальности (ATACMS), а также беспилотники Grey Eagle и Reaper. Но Байден, как подтвердил его ответ украинской журналистке на итоговой пресс-конференции, готов выделять военную помощь Киеву «дозированно», чтобы не допустить эскалации конфликта и проблем для союзников по НАТО.



Ультраправые законодатели из республиканской партии стремились сорвать любую дополнительную помощь Украине. Среди самых громких был сенатор Джош Хоули (республиканец от штата Миссури), который ранее в этом месяце призвал США уделить первоочередное внимание отправке оружия для защиты от Китая (Тайваню), а не помощи Украине в борьбе с Россией. Он также проголосовал против двухпартийных законопроектов об отправке дополнительных пакетов помощи Украине. А лидер меньшинства в Палате представителей Кевин Маккарти (республиканец от штата Калифорния), который не участвовал в переговорах по согласованию бюджета, настаивал на том, чтобы его коллеги отложили финансирование помощи Украине, заявив, что он не поддержит «карт-бланш». Маккарти — кандидат на место спикера нового состава палаты предствителей. Республиканцы хотят в новом году провести тщательную проверку: с какой эффективностью были потрачены миллиарды помощи Киеву из средств американских налогоплательщиков. Их требование полной отчетности о каждом потраченном на Украину долларе нашло отражение в принятом законе о бюджете. Единственной законодательницей-демократкой, проголосовавшей против принятия бюджета, стала член палаты представителей из Нью-Йорка Александра Окасио-Кортес, подтвердив политический парадокс, согласно которому ультраконсерваторы и ультралибералы могут голосовать одинаково.

Тем не менее, помощь Украине, можно сказать, была гарантирована заранее. Она была «пристегнута» к закону о бюджете, который должен быть принят обязательно. Демократы позаботились, чтобы данная сумма была утверждена и не могла быть немедленно пересмотрена будущим составом Конгресса, который начнет работу в начале января, когда у республиканцев будет большинство в палате представителей.

Военный бюджет предусматривает выделение более 6 млрд долларов на сдерживание России в Европе. Следует уточнить, что эта сумма выделяется на программу, существующую с 2014 года, — задолго до событий 24 февраля нынешнего года, потрясших мир. Она была принята через 3 месяца после аннексии Крыма и первоначально называлась «Инициатива по заверению Европы в поддержке» (другой перевод — «по успокоению»). Теперь это — «Европейская инициатива по сдерживанию». После событий в Крыму США предсказуемо увеличили свое присутствие в странах Европы. В прошлом финансовом году программа финасировала нахождение в Старом Свете 10 тысяч американских военнослужащих. Одна из целей программы «сдерживания» (цитата): «Продолжать повышать потенциал и готовность вооруженных сил США, союзников по НАТО и региональных партнеров США для более быстрого реагирования на любую агрессию в Европе и транснациональные угрозы со стороны регионального противника против суверенной территории стран НАТО».

Расходы на «сдерживание России» растут как грибы после дождя: вначале — 1 млрд долларов, в 2017-м — 3,4 млрд, сейчас — уже 6.

Закон о бюджете также предписывает добиваться исключения России из ряда международных организаций, в частности, «большой двадцатки» (G-20), введения санкций за участие в золотовалютных операциях с Россией, запрещает обмениваться с Москвой информацией о противоракетной обороне, вводит запрет сроком на 5 лет на военное сотрудничество. Одновременно допускается сотрудничество двух стран по вопросам безопасности. Как обычно, всё будет решать не буква, прописанная в документе, а реальные шаги политиков двух стран.

Всё познается в сравнении: на военную помощь Тайваню Пентагону и другим ведомствам выделено 10 млрд долларов — больше, чем на «противодействие РФ». Угрозе Тайваню со стороны Китая здесь уделяют больше внимания (на 4 млрд), чем потенциальной угрозе РФ Европе.



Сторонники увеличения расходов на оборону утверждают, что «исторические, рекордные» уровни расходов оправданы и, по мнению некоторых законодателей, еще недостаточны. Соединенные Штаты действуют в новой стратегической среде, говорят они, с двумя почти равными стратегическими соперниками в лице России и Китая; постоянные угрозы несут Северная Корея, Иран и прокси-террористические группы; новые технологии и «новые области ведения войны».

Неудивительно, что 24 февраля стало «спусковым крючком» и законодатели призвали к немедленному увеличению оборонного бюджета США. А угрозы применить ядерное оружие, как пишут здешние СМИ, «послужили кормом для американских ядерных ястребов», которые хотели бы, чтобы ядерный арсенал США увеличивался и в количестве, и в потенциале. Пентагон стремится заменить баллистические подводные лодки класса «Огайо» новой подводной лодкой класса «Колумбия», общая стоимость которой выросла более чем на 3,4 миллиарда долларов. Суммарный бюджет планов поддержки и модернизации ядерного оружия США может составить 1,5–2 триллиона долларов в течение 30 лет.

Как пишет эксперт по контролю за вооружениями Моника Монтгомери, в американском конгрессе нет недостатка в предложениях по сокращению автоматического раздувания оборонного бюджета и превращению Пентагона в более финансово ответственную и эффективную структуру, но в нынешних условиях «войны Путина с Украиной» «ястребы» доминируют над «голубями» и используют СВО как «легкое оправдание» для вливания дополнительных денег в каждую действующую программу американского министерства обороны. У «голубей» нет шансов, пока в Украине продолжает массово литься кровь.