Разделенная журналистика

Сможет ли в Казахстане «вторая древнейшая» стать «четвертой властью»?



Есть у нас ежегодный повод для обсуждения состояния дел в нашем профессиональном сообществе: это - 28 июня, День работников СМИ (так теперь официально именуется этот многострадальный праздник). Его, только придя к власти, июне 2019 года учредил президент Токаев, сказав при этом многообещающие слова: «За годы нашего суверенного развития вы внесли огромный вклад в формирование духа свободы у новых поколений. Я высоко ценю труд журналистов, являющихся золотым мостом между государством и обществом».

Согласен с президентом, особенно о «формировании свободного духа». Но для того чтобы такой дух сформировать, нужно и самой журналистике быть свободной. Увы, за 32 года Независимости мы не смогли создать по-настоящему свободную, не подцензурную журналистику.

Причина? Власть до сих пор воспринимает СМИ (ныне: Интернет, социальные сети и мессенджеры) по-ленински: как коллективного пропагандиста, коллективного агитатора и коллективного организатора, и как средство информации о своей деятельности.

И всякая власть, которой есть что скрывать, боится критики в свой адрес, разоблачения ее коррупционных и иных злодеяний, поэтому смотрит на свободные СМИ, как на врагов. Для этого в разные годы принимались одиозные поправки в законодательство о СМИ, которые позволяли власти жестко наказывать журналистов-правдолюбов.

Чего стоит былая законодательная инициатива о том, что перед тем, как опубликовать информацию о счетах и собственности чиновника, журналист должен получить от него письменное (?!) разрешение?!

Нынешние правовые новации, предлагаемые властью, которая не желает выпустить из своих цепких рук рычаги контроля и давления на СМИ, мешают полномасштабной реализации конституционного права на свободу слова.

Буквально вчера, поздравляя журналистов с профессиональным праздником, президент сказал: «Теперь настало время и отечественным СМИ заявить о себе на международном уровне. Для реализации этой задачи необходимы качественно новый медиа-менеджмент, высококвалифицированные специалисты, осуществляющие вещание из-за рубежа, передовые технологии и инфраструктура».

Я бы добавил, в первую очередь, свободу слова и ликвидацию де-факто существующей политической и иной цензуры.

Чтобы состояться на международном уровне журналист должен действовать по соответствующим стандартам. Иначе все сведется к гламурной пропаганде наших псевдоуспехов на международной арене.

Или в очередной раз обратим внимание на такую актуальную проблему, как распространение печатных изданий. Да, есть объективный фактор перехода читателей и зрителей к электронным источникам информации: гаджеты сделали свое дело. Но бумажные издания были и есть: даже в самых суперразвитых странах мира тиражи газет до сих пор исчисляются миллионами!

По словам специалистов, в Испании, Франции и Германии для печатных СМИ действуют льготные ставки налогообложения. В Финляндии и Швеции государство возмещает расходы на их транспортировку и распространение. В той же Германии существует программа бесплатной подписки на 30 журналов для учащихся школ, а Франция предоставляет такую возможность для молодежи. США и Великобритания предоставляют печатным изданиям одни из самых высоких субсидий на душу населения.

Мало того, что у нас же государственная поддержка системы распространения отсутствует - госорганы ведут непрекращающуюся войну со столь привычными и удобными для читающего населения газетными киосками, коих сегодня практически не осталось: вся система искусственным образом (руками чиновников!) уничтожена.

Такое впечатление, что у власти «зуб» на этот важнейший сегмент рынка, который долгие годы не только эффективно выполнял важную социальную, просветительскую функцию, в том числе, информируя граждан о государственной политике, но и создавал тысячи рабочих мест.

А во времена гибридных войн (в том числе, и информационных) и нарастающих внутренних и внешних угроз (в том числе, и идеологических) государство, которое способствует исчезновению сети распространения социально значимой печатной продукции просто обречено: такую страну и завоевывать танками и дронами не надо – одурманенная чужой идеологией она сама отдастся захватчикам.

Недавно на Национальном курултае президент заявил, что «только читающая нация может стать по-настоящему интеллектуальной». Но откуда в Казахстане такой нации взяться, если в той же южной столице я не могу в шаговой доступности найти газетный киоск, где должны продаваться не только газеты и журналы, но и иная печатная продукция, включая и книги?

Получается, президент говорит одно («надо читать!»), а его же подчиненные министры и акимы делают все, чтобы газеты, журналы и книги были не доступны для граждан?! Саботаж получается.

Одним словом, без восстановления системы распространения печатных изданий, которая была разрушена чересчур ретивыми министрами и акимами в борьбе с оппозиционными изданиями (есть такая версия), полноценного обеспечения граждан конституционным правом на получение информации не будет.

Хотя, один факт вселяет надежду - на днях материал на эту тему был опубликован в главном официозе - «Казправде», и это позволяет надеяться, что слова президента наконец-то воздействуют на его подчиненных.

Напоследок же - вишенка на праздничном торте. Накануне профессионального праздника 65 журналистов получили квартиры от имени президента Казахстана (так написано в официальном пресс-релизе).

Конечно, надо радоваться за коллег, которые обрели жилье. Но меня, как профессионального журналиста, смущают два обстоятельства.

Во-первых, заветные квартиры дали только сотрудникам РТРК «Qazaqstan», «Хабар», Телерадиокомплекса президента РК, «Qazcontent» и «Қазақ газеттері». И это очень похоже, даже не столько на покупку их лояльности, сколько на подкуп. И ставит их в полную зависимость от власти.

Во-вторых, эта акция отделяет главу государства от другой части профессионального сообщества - от тех, кто в других СМИ, работает на благо общества и государства, но не так лоялен к власти.

Президент же, в полном соответствии с Конституцией, должен быть равноудаленным ко всем гражданам, а тем более - к журналистам. Увы, в этот раз не получилось.

Задача же власти не раздаривать квартиры и иные материальные формы поощрения, а создать цивилизованные правовые и справедливые условия для того, чтобы журналисты, как полноправные граждане общества, могли достойно зарабатывать себе на жизнь, в том числе и на квартиры.

А пока у нас разделенная на два лагеря журналистика, которая формирует такую же разделенную аудиторию: зрительскую, читательскую, слушательскую. Отсюда и - разделенная нация.

Как же тогда быть с призывами президента к единству?