Мячом в голову прилетело

Футбольный тренер Леонид Слуцкий и нападающий Артем Дзюба запустили свое ютуб-шоу. Там один обсуждает мастурбацию другого, а вместе они оскорбляют вообще всех


Очень вероятно, что вы что-то видели или слышали о бромансе бывшего главного тренера сборной России и ЦСКА Леонида Слуцкого и супергероя чемпионата мира — 2018 Артема Дзюбы. Последняя вспышка — их перформанс в «Большом шоу» Азамата Мусагалиева: в нем Слуцкий с насосом и мячом спародировал видео Дзюбы с мастурбацией, а Дзюба появился в костюме с торчащим из подгузника бананом.

Всего с начала 2023-го Дзюба и Слуцкий побывали в «Ошуительном хоу» у Гарика Харламова, «Плюшках» Богдана Лисевского, «Большом шоу» Азамата Мусагалиева, но главное — запустили еще более прямолинейную футбольную вариацию «Что было дальше» на канале «Коммент.Шоу» под названием «Так нельзя,###».



Во всех проектах они эксплуатируют два приема:

  1. разносят гостей и ведущих шутками про их рост (Илья Соболев), внешность (Денис Дорохов), интеллект (тоже Дорохов), безызвестность (Денис Кукояка, автор ютуб-канала на 1,5 миллиона подписчиков);
  2. снова и снова повторяют самые очевидные мемы про себя: счет шуток про мастурбацию Дзюбы, провал Слуцкого как тренера и его любовь к фастфуду идет на сотни.

Иногда эти неожиданные темы смешиваются: например, такой диалог состоялся в их самостоятельном проекте.

Артем Дзюба: Леонид Викторович, вы так и не ответили на интересный вопрос. Вы пробовали, как это называется, сейчас вышло, Сань (обращается к Александру Самедову), Биг…

Александр Самедов: «Биг Мак»? А, «Биг Хит».

Леонид Слуцкий: Нет, не пробовал. Серьезно.

Артем Дзюба: Опять###### (врет), да что ж такое.

Леонид Слуцкий: А как без этого?

Артем Дзюба: А я не дрочу тогда,##### (блин). Мы,##### (блин), долго будем продолжать####### (врать) здесь? Я не могу,##### (блин), один тут тащу. Не ел он «Биг Мак». Хотя только что всё лицо было в этом салате. Да что ж такое-то?

От таких перформансов не в восторге даже постоянные зрители развлекательных ютуб-шоу.

Большинство спортивных спикеров тоже в полном недоумении. Особенно достается Слуцкому: «Это путь к Онлифанс, но там вряд ли будет долгий успех. Шоумейкеры, прекратите его эксплуатировать», — написал в телеграм-канале Василий Уткин. Комментатор «Матч ТВ» Тимур Журавель считает, что российский футбол для Слуцкого закрылся, «он заплыл за буйки, кажется».

В то же время другой комментатор «Матч ТВ» Константин Генич поддержал Слуцкого: «Он рвет шаблоны и кайфует — мне нравится. Все считают, как надо, а не как ему хочется». А сольное шоу дуэта — самый успешный по просмотрам проект на канале «Коммент.Шоу», где помимо шоу выходят интервью, репортажи и обзоры с самыми известными спортивными комментаторами России.

Чтобы разобраться, как Дзюба и Слуцкий сдружились и почему ушли в крайне специфичный юмор, мы кратко разобрали особый путь обоих героев.

Леонид Слуцкий: пожертвовал семьей ради карьеры. Но остался ни с чем


Просто включите это интервью Александру Головину со Sports.ru. Оно вышло всего три года назад, но в нем совершенно другой Слуцкий: «Если у тренера затухает костер внутри, то это уже не тренер, это хозяйственник». Так он, один из самых успешных российских тренеров XXI века, — три чемпионства с ЦСКА, выход в четвертьфинал ЛЧ — объяснял свой отъезд из России и работу в «Халле» (2-й английский дивизион) и «Витессе» (высшая лига Нидерландов).

Тогда смелость Слуцкого поддерживал весь российский футбольный мир: отечественные тренеры крайне редко пробуют себя за рубежом. Ему респектовали и люди, далекие от футбола: Слуцкий осторожно поддерживал протестующих из-за недопуска независимых кандидатов в Мосгордуму, построил детскую академию и стадион в родном Волгограде, следил за Юрием Дудем и Ириной Шихман.

В этом же интервью за кадром Слуцкий на фоне трех поражений с «Витессом» подряд сказал, что самое тяжелое поражение в его карьере — всегда последнее и что он очень глубоко рефлексирует после каждой неудачи.

Тяжелое переживание поражений наложилось на то, что вскоре после интервью результаты команды не улучшились. Слуцкий покинул «Витесс», затем он вернулся в Россию и провел вдохновенный сезон с казанским «Рубином». Клуб занял 4-е место — это лучший результат казанцев за десять лет.

Следом случился провал, которого не ожидал никто: в следующем сезоне «Рубин» вылетел во второй дивизион. Слуцкий остался главным тренером и попытался вернуть «Рубин» в элиту,

но к середине сезона команда шла только 4-й, а для прямого попадания в высшую лигу нужно занимать первое-второе места. Тогда Слуцкий покинул казанцев и запустил медиакарьеру.

Это падение последовало за разводом: Слуцкий разошелся с супругой, с которой был вместе около 15 лет. «Главный тренер — самая одинокая профессия на свете. Когда в ЦСКА вся семья была вокруг меня, я всё равно был один. Тренер всегда одинок в своих мыслях. Тебе никто не может помочь, ты живешь в своем внутреннем мире», — всё в том же интервью признался Слуцкий.

Леонид Викторович считает себя плохим отцом и мужем, но в 2019-м у этой жертвы была цель: Слуцкий хотел состояться как тренер на международном уровне. Экс-тренер «Витесса» ссылался на рефлексию легендарного тренера «Рубина» Курбана Бердыева. Курбан Бекиевич больше всего жалеет, что проводил недостаточно времени с семьей, потому что полностью отдавался работе.

К концу 2022-го Слуцкий оказался и без карьеры, и без семьи. Зато с большим медийным капиталом.

Артем Дзюба: всю карьеру генерировал хейт, подпитывался им и достигал результата. Но теперь просто обиделся почти на весь мир


Дзюба генерирует конфликты всю свою карьеру, вот только самые шумные:

  • В 2009-м подозревался Быстровым в краже денег из куртки в раздевалке;
  • В 2012-м назвал тренера Унаи Эмери «тренеришкой», после ухода из «Спартака» Эмери поработал в «ПСЖ», «Арсенале» и «Севилье»;
  • В 2015-м саботировал переговоры о новом контракте, а затем после ухода из «Спартака» демонстративно наступил на шарф клуба;
  • В 2021-м называл Роберто Манчини «не тренером». Через пару лет Манчини выиграл чемпионат Европы как тренер сборной Италии;
  • В 2023-м назвал «Зенит» клубом из Рио-де-Жанейро, потому что был недоволен ставкой на бразильских игроков и своим уходом из клуба.

Дзюба скрыто или явно конфликтовал с пятью (!) главными тренерами (Эмери, Карпин, Манчини, Семак, Черчесов) из трех команд («Спартак», «Зенит» и сборная России). Из-за постоянных разборок Артем так и не стал своим ни в Москве, ни в Питере.

И если в «Спартаке» дело было не только в его характере, но и в нестабильной игре, то статус легенды Питера Дзюба растоптал сам. Второму бомбардиру в истории любого клуба очень сложно уйти без легендарного статуса и персональных фанатских песен, но Артему удалось.

Дзюба под конец карьеры в Питере выдал перформанс в стиле Криштиану Роналду на закате карьеры в «МЮ», со скидкой на масштаб личности и чемпионата. На фоне падения уровня игры из-за возраста Артем поссорился с тренером, включил «ребенка внутри», когда его оставляли на скамейке, и уехал в Турцию.

После возвращения из турецкого чемпионата, где он за полгода сыграл в четырех матчах, Дзюба дал ультимативное двухчасовое интервью Нобелю Арустамяну. За два часа разговора Артем самостоятельно сформулировал фундамент своего мировоззрения. С одной стороны, Дзюба повторял снова и снова, что он выше всех конфликтов и выше вообще всех, но в то же время подробно прошелся по каждому, кто недостаточно его уважает: Карпин, Семак, журналисты, гендиректор «Пари НН», который отказался от его трансфера.

«У нас есть такое в менталитете: сначала возносим до небес, а потом прибиваем. И прибиваем, и прибиваем», — Дзюба сконструировал мир, где он всегда в позиции жертвы и отвечает на фантомные нападки всеми доступными способами.

На поле эта слабость всю карьеру превращается в суперсилу, и эту причину успеха Дзюбы как игрока невозможно недооценить. Артем поделил первое место в списке бомбардиров сборной и стал вторым бомбардиром «Зенита», потому что всё время кому-то доказывал, что он не «хер с горы» (его цитата): «тренеришке», «не тренеру», «лицемерным» журналистам и новым, новым врагам. Только следом за успехами не пришла трезвая оценка себя, принятие своих ошибок и своего старения — снова и снова помещать себя в позицию жертвы оказалось проще.



Поэтому в медийной карьере его поведение просто не могло быть другим. Теперь в шоу мировоззрение Артема прорывается через «юмор». Дзюба специализируется на самых примитивных шутках-оскорблениях гостей и соведущих из-за их роста, внешности, прически — всё в худших традициях перемен в средней школе. Он просто не может иначе, его самоирония — это ширма, а потребность во внимании и любви прорезается через принижение окружающих.

В таком ментальном состоянии тандем нашел друг друга. Два одиночки, один потерял карьеру и семью, второй ни в одной команде не нашел места для своего эго и обиделся почти на весь мир.

Не имеет значения, что они явно расходятся в политических взглядах: Слуцкий осторожно поддерживал Навального, Дзюба уверенно поддержал Путина. Неважно, что у них сильно отличается кругозор и словарный запас. Их объединяет общая боль и одиночество, общая потребность во внимании и любви.

Всё, что происходит со Слуцким сейчас, сформулировал Василий Уткин. Но почти все эти слова подходят обоим: «Ему просто очень одиноко. В чем-то на старом багаже, в чем-то эксплуатируя свою — полностью заслуженную — славу. Он ищет внимания. Любой ценой. А когда ты чего-то хочешь, у этого есть цена. За внимание к себе Слуцкий платит репутацией. Ему не помочь. Только сам. Но, шоумейкеры, прекратите его эксплуатировать. Когда вы это делаете, вы продаете человеку губительную дурь. Хорошему человеку, которому на самом деле просто очень одиноко».

Внутреннюю сторону этого феномена едва ли можно описать точнее. Зато внешнее впечатление внезапно идеально сформулировал гость шоу Дзюбы и Слуцкого Денис Дорохов в, казалось бы, ироничном монологе в конце программы:

«Это ужас, я не знаю. Они отвратительные ведущие. Они заняты только собой, им абсолютно не интересен гость. Не знаю, кто придумал этот формат. Возможно, если бы были другие ведущие, этот формат был бы хоть каким-то рабочим, но с ними еще несколько выпусков — и всё. Мне кажется, это показатель, что они везде ходят и снимаются, потому что в профессии не востребованы».