Праздник левого берега

Или смягчающий режим «ушконырского» правосудия



Накануне празднования Дня столицы и (так уж совпало?) очередного дня рождения Назарбаева президент удивил, заявив на форуме городов-побратимов, посвященном 25-летнему юбилею Астаны, что «нам необходимо достойно и справедливо оценивать вклад Нурсултана Абишевича Назарбаева в это дело», так как инициатива «Первого Президента превратилась в новую национальную идею, в полной мере соответствующую нашим национальным интересам.»

Сказано это было перед зарубежными участниками, собравшимися на праздничный форум. И такой реверанс в сторону своего предшественника многие казахстанцы восприняли не как часть дипломатического этикета, а как показатель существования неких тайных, до сих пор не раскрытых (главное – продолжающихся!), договоренностей между первым и вторым президентами.

Токаев и раньше, особенно в начале своей президентской карьеры, прибегал к достаточно политкорректным оценкам деятельности Назарбаева. Но помимо «признания определенных заслуг» бывшего елбасы, были, пусть и осторожные, но все-таки критические высказывания второго президента в адрес первого.

Порой даже казалось, что лед тронулся: после долгих раздумий утратил силу Закон «О первом президенте», елбасы лишился многих привилегий. В риторике Токаева стали появляться достаточно жесткие и однозначные оценки роли и места своего предшественника в новейшей истории Казахстана. Что, в свою очередь, не могло не вызвать поддержку плюралистического, но единого в своем критическом отношении к итогам деятельности Назарбаева, общества, которое требовало призвать к ответственности первого президента за все его прегрешения, включая экономические и политические преступления.

Жаль, что в юриспруденции нет наказания «за упущенные страной возможности из-за коррумпированности, семейственности и преступности проводимой одним человеком государственной политики».

Мощным триггером роста антиназарбаевских настроений в обществе стал Кантар. Казалось, такое предательство со стороны назарбаевского клана должно было бы развязать руки Токаеву, чтобы развенчать культ личности бывшего елбасы и дать принципиальную оценку результатам 30-летнего режима личной власти первого президента.



В нашей Конституции только государственная измена может стать причиной уголовного преследования действующего или бывшего президента. И пока такая вина не доказана, любой президент, несмотря на плачевные итоги своего правления, будет под защитой государства.

Не пора ли изменить эту статью Конституции с учетом печального опыта руководства страной бывшего елбасы?

Мой же давнишний тезис о том, что политик Токаев должен был превратить все антиназарбаевские силы общества в своих сторонников, все еще актуален.

Хотя, судя по последним событиям, налицо определенный отход от принципиальной и последовательной политики деелбасизации Казахстана – такое ощущение, что Назарбаев все еще контролирует общую ситуацию в стране и влияет на Токаева.

Например, белорусский лидер Лукашенко, «разруливая» ситуацию с мятежом ЧВК «Вагнер», разговаривает с Путиным и с… Назарбаевым, который формально давно не у дел (или Батька знает что-то такое про то, кто у нас главный, чего мы, простые казахстанцы, не знаем?).

Что характерно – на этот наглый демарш бывшего елбасы от Токаева не последовало никакой реакции.



А у нашего правосудия в последнее время четко проявились двойные стандарты: жертвы и участники Кантара получают по полной программе (причем, по многим делам видно, что шиты они белыми нитками, и приговоры оглашаются в угоду текущей политической конъюнктуре), а члены семьи елбасы и его ближайшее окружение познают все прелести смягчающегося режима. И это несмотря на то, что экономической и политической подпоркой всевластия Назарбаева была именно его семья вкупе с прочими родственниками и соратниками, которые благодаря близким отношениям с первым президентом делали свой бизнес, расправлялись с конкурентами и ворочали бюджетными миллиардами.

«За сладкое надо горько расплачиваться» (Леонардо да Винчи). Но в отношение членов семьи Назарбаев это правило почему-то не действует. Налицо избирательный подход.

По делу свата Даригы Назарбаевой – Кайрата Боранбаева ранее оглашенный приговор, где он признан виновным по факту хищения средств в особо крупном размере в квазигосударственном секторе, и лишен свободы на 8 лет с конфискацией имущества… отменен и «тройка» судей (какие аналогии!) приступила к новому рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.

По скандальному делу «Оператора РОП», учредитель которого - младшая дочь Назарбаева – Алия, крайней оказалась ее домработница – Шынар Муктарова, в виде незаконно выплаченных ей дивидендов в 2017-2018 годах, якобы присвоившая 920 млн тенге от утилизационного сбора. По сообщениям СМИ, она задержана в ОАЭ и заключена под стражу.



Племянник Назарбаева - олигарх Кайрат Сатыбалды после того, как ему вынесли обвинительный приговор, подарил дяде роскошный дворец в урочище Ушконыр в Алматинской области.

Экс-председателю Комитета национальной безопасности (КНБ) Кариму Масимову и двум его бывшим заместителям – Анвару Садыкулову и Даулету Ергожину за преступное бездействие во время трагических январских событий наш «казахстанский суд – самый гуманный и справедливый в мире суд» смягчил режим отбывания наказания.

И как же после этого быть с заявлениями президента о том, что в «новом», «справедливом» Казахстане «не должно быть места полицейскому произволу, некомпетентным прокурорам и предвзятым судьям»?

Конечно, каждый город имеет право на свой день. Но я не слышал, что где-нибудь праздновали бы день столицы, приуроченный ко дню рождения одного человека. Тем более, столицы коррумпированной феодальной власти. Да и праздновать, по большому счету, оказалось нечего.

На совещании по Астане 11 июля Токаев сказал, что «в следствие недальновидности и бездействия местных властей сегодня мы вынуждены в «пожарном» режиме строить новые теплоисточники, водоводы, очистные сооружения», и поручил незамедлительно начать искать альтернативные способы водоснабжения столицы, отметив, что для нее «недопустимо, когда люди выходят на митинги с требованием подать воду». При этом, по его словам, канализация Астаны не справляется с поступающим потоком воды, а «неконтролируемый рост населения в столице приводит к острому дефициту медуслуг» и проблемам устройства детей в школу или садик.

До сих пор же этот праздник 6 июля - скрытая форма культа личности елбасы. В угоду ему вымарали из истории почти 200-летнюю летопись города, которая начинается с основания крепости Акмола, подменив ее 25-летней летописью застройки левого берега Есиля с новой крепостью - Акорда. Разве это справедливо?

Надеюсь, что в следующем году эту отрыжку Нурсултаната все-таки отменят.