Похищение из Европы

В редакцию «Новой-Казахстан» обратился ведущий популярного подкаста со своей, из ряда вон выходящей, историей: малолетние граждане США привезены в Казахстан, похоже, по поддельным паспортам, суд первой инстанции Казахстана согласился с тем, что похищенных детей, вывезенных сюда незаконно, необходимо немедленно вернуть их отцу-опекуну, проживающему в Германии. Но суд апелляционной инстанции считает страны Западной Европы опасными для жизни



Представьте себе семью: отец – американец, проживающий в Германии, где у него собственный бизнес, мать – казахстанка, во время брака – домохозяйка, дети – граждане США. Жили в Эстонии. Решили развестись. Эстонский суд, на основании заключения психологов (имеется в редакции), решил оставить детей с отцом, полностью передав ему право опекунства.

Отец общению детей с матерью не препятствовал. Она же, нарушив условия опеки и, судя по всему, понимая, что в ближайшие время ее могут лишить таких прав (как и случилось), воспользовалась моментом, когда дети проводили с ней время, увозит их в 2021 году в Швецию. В этой стране и были, по-видимому, добыты для них нигерийские паспорта вместе с поддельными свидетельствами о рождении (редакция ознакомилась с заключениями иностранных специалистов), в которых отцом детей указан – гражданин Нигерии ничего общего с детьми не имеющий (ответ эстонского госоргана по этому поводу – в редакции).

Все эти манипуляции происходили в обход и без ведома биологического отца детей, который целый год разыскивал их, и к началу 2023 года узнал, что они в Казахстане. Невероятно, но ни дети, ни мать, путешествующие по поддельным документам, ни в одной из стран задержана не были.

Отец вынужден был подать заявление в соответствии с Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, ратифицированной Республикой Казахстан 13 ноября 2012 года, которая предписывает немедленный возврат детей, если установлено, что они вывезены из страны проживания опекуна незаконно (то есть в нарушение прав опекуна).

Как уже указано, судом Эстонии опекунство над детьми передано отцу в связи с нарушениями правил опеки матерью, и все казахстанские судебные инстанции согласились с тем, что дети привезены сюда незаконно. Суд первой инстанции в Казахстане принимает решение о немедленном возврате детей – граждан США – по месту проживания отца-опекуна. Это поддерживает закон и судебный акт о праве опеки. Уполномоченный орган – Министерство просвещения РК – подтверждает, что детей, если они вывезены незаконно, необходимо вернуть по месту жительства отца. Орган опеки выступает за то, что мать должна была действовать по закону, а не прятать детей под чужими именами, и предписывает, что дети должны быть переданы отцу. Об этом же говорят и судебные акты Эстонии (имеются в редакции).

Однако в суде апелляционной инстанции начинают происходить, мягко говоря, странные вещи.

У суда г. Астаны есть все документы, говорящие о том, что суд Эстонии принял решение оставить детей с отцом, на что были объективные причины. Дети по-русски не говорят, в суде говорить смогли только через переводчика несмотря на то, что в Казахстане с матерью уже год. Как же они могут тут свободно жить, если даже не могут общаться с большинством сверстников?

Из ответов детей следует, что живут они тут – не очень. Скучают по отцу, не имеют достаточного круга общения.

В суде старший ребенок - через переводчика - сообщает, что хочет быть с отцом. На вопрос: «хочешь ли ты вернуться к папе», отвечает – «да» (!). На вопрос: «нравится в Казахстане», отвечает - «нет». На вопрос: «там, где сейчас живешь- нравится»? тоже – «нет».

Как нам сообщили знакомые с ситуацией зарубежные блогеры и подкастеры, мать общаться с отцом детям (который не видел их с октября 2021 года) не разрешает, он даже не может связаться с ними по телефону - их номера заблокированы. У отца кроме записи вышеприведенного судебного заседания есть еще около 15 записей звонков по нескольку минут — это все время, которое ему было дозволено общаться с детьми с 2021 года!

И тут начинается самое интересно. После того, как дети выразили желание остаться с отцом, суд г. Астаны, ссылаясь на статью 13 Конвенции, в своем постановлении указывает, что, вернуть их в Германию (где в настоящее время проживает и ведет бизнес их отец) нельзя, поскольку это создаст для них угрозу физического или психологического ущерба, и нетерпимую обстановку. А отсутствие общения с отцом – риск допустимый? Это не психологическая травма для детей?

Что же касается статьи 13 Конвенции, то применяется она лишь в том случае, когда детей нельзя вернуть в ту страну проживания опекуна, если там идут войны, вооруженные конфликты, бушуют эпидемии, сложилась крайне неблагополучная криминогенная обстановка, где ограничен доступ к еде и воде и т.п. Ничего подобного в Германии не наблюдается. Это - одна из самых высокоразвитых стран мира. Любопытно, как же объясняет астанинский суд, что детям, гражданам США, в Казахстане, который, по уровню жизни, образования, медицинского обслуживания, в разы уступает Германии и превосходит ее лишь по росту преступности, без общения с отцом, жить будет комфортнее и безопаснее? Почему казахстанский суд препятствует тому, чтобы дети росли в стране с более высоким уровнем жизни, тем более из предыдущих судебных актов ясно, что отец общению детей с матерью не препятствовал?

Это странным образом напоминает риторику российских судов и официальных лиц северного соседа, демонизирующих европейский образ жизни. Но Казахстан до настоящего времени позиционировал себя независимым государством, а президент страны Касым-Жомарт Токаев ключевым понятием сделал – справедливость. Поэтому мы пока далеки от мысли, что наши судебные власти используют факт похищения несовершеннолетних граждан США в каких-то политических играх. Но иностранные журналисты, освещающие эту историю, диву давались, наблюдая, как казахстанские суды, во имя каких-то (не исключено - меркантильных) интересов манипулируют судьбами двух маленьких граждан США, обманом попавших на территории нашего государства.

Более того, суд г. Астаны, имея на руках ответ Министерства просвещения РК, курирующего практику применения Конвенции, похоже подгоняет под статью 13 (вопреки ее реальному назначению) предположение, что, оставшись с отцом, дети не увидятся с матерью, что не соответствует действительности.

В распоряжении астанинского суда стопка актов европейских судов и заключений о том, что именно мать, а не отец злоупотребляет своими родительскими правами. Он же у профессионалов-психологов и европейского судопроизводства сомнения не вызывает.

Полагаем, что ссылка суда г. Астаны на вышеуказанную 13 статью Конвенции либо абсолютно надумана, что подразумевало бы заинтересованность суда во что бы то ни стало решить это дело в пользу матери, несмотря на нарушение международных обязательств Казахстана, либо же говорит о халатном отношении и незнании практики применения норм Конвенции.