Дежавю

Техногенные катастрофы - привычное состояние казахстанского общества.



Мы живем в перманентном состоянии ожидания техногенных катастроф во всех отраслях. Только на шахтах «Арселор Миталл Темиртау» за последние 15 лет в Казахстане произошло более 20 аварий, в которых погибли свыше 100 человек. С 2016 по 2022 год там случилось 18 аварий, жертвами которых стали 19 человек и 45 получили травмы различной степени тяжести, а за 2021-2022 годы - 4 аварии, унесшие жизни 12 человек. По итогам 7 месяцев текущего года на угольных предприятиях АМТ было 6 проверок, которые выявили 957 (!) нарушений правил промышленной безопасности.

После предыдущей аварии на шахте «АрселорМитталТемиртау» в правительстве заявили, что политическое решение об уходе компании «уже принято». После этого сообщалось о поиске нового инвестора, но пока его искали случилась новая беда – на шахте имени Костенко взорвался метан, погибли 46 горняков.

Президент Казахстана выразил соболезнования семьям погибших шахтеров: «От своего имени и от имени Правительства выражаю соболезнования. Это трагедия. Я все понимаю, поэтому специально прибыл сюда. Будем принимать меры, в том числе окажем помощь семьям пострадавших», и объявил 29 октября Днем общенационального траура, пообещав «прекратить инвестиционное сотрудничество с компанией «АрселорМиттал Темиртау», назвав ее «самой худшей в нашей истории с точки зрения сотрудничества с правительством и предприятием.

Deja vu (Дежавю). После аварии на ТЭЦ в Экибазтузе в конце прошлого года, когда едва не замерз город, Токаев примерно в тех же выражениях пообещал, что случившееся прошлой зимой, ни в коем случае повториться не может ни в этом городе, ни в других городах: «Тяжелый урок мы извлекли из всего, что случилось. Надо сказать большое спасибо гражданам нашей страны в целом и жителям соответствующих городов за проявленное терпение и понимание. Но испытывать это терпение и понимание бесконечно ни в коем случае нельзя. Поэтому будем принимать меры». Президент Казахстана потребовал от владельца ТЭЦ в Экибастузе, олигарха Александра Клебанова, выплатить компенсации жителям города из-за аварии, которая оставила людей без отопления. А временно исполняющим обязанности акима Павлодарской области назначил тогда Олега Крука, который ранее был подчиненным олигарха Клебанова, а будучи заместителем акима Павлодарской области, отвечал за подготовку региона, в том числе Экибастуза, к отопительному сезону – «щуку бросили в реку».

В Темиртау Токаев воплотил похожий сценарий, предложив коллективу «АрселорМиттал» вернуть на руководящее место Вадима Басина, «который когда-то работал на «АрселорМиттал», а потом был заместителем акима области: «Я ему поручаю вернуться и возглавить данное предприятие, взять под управление. У нынешнего руководства предприятия ничего не получается», – сказал Касым-Жомарт Токаев.

У Клебанова Токаев распорядился забрать 50% ТЭЦ в пользу государства, провести там капитальный ремонт за счет собственника и независимый аудит, чтобы узнать, смогут ли власти управлять полностью изношенным объектом. Клебанов тогда заявил, что готов отдать государству экибастузскую ТЭЦ за одну тенге, что мне напомнило эпизод фильма «Одиноким предоставляется общежитие», когда герой в исполнении Фрунзика Мкртчяна говорит героине Натальи Гундаревой, коменданту общежития: «Я возвращаю вам свою любимую жену». Клебанов, сполна воспользовался государственной собственностью, и эта «жена» ему больше не нужна. Примерно так же может вернуть государству не нужную «жену» и Миталл. Основная компания закончила прошлый год с убытком 4.5 миллиарда евро и национализировать сегодня его активы - это то, что он хочет.

И можно снова наступить на грабли, если АМТ купить за 1 тенге, а потом всё бремя восстановления этого актива ляжет на государство. Необходимо обязательно пригласить консалтинговую компанию, которая выяснит, какие нормы нарушались и проведёт оценку. После этого потребовать, чтобы инвестор привёл актив в норму и только потом брать его на баланс государства.

Тем более, что с популистского наскока вряд ли получится отобрать имущество Арселор Миттал Темиртау: компания, (обращают внимание эксперты в соцсетях) зарегистрирована в Люксембурге - она собственник имущества всех заводов по миру, которые потом сдает в управление. То есть АМТ принадлежит не Казахстану и его власти не имеют на этот актив влияния. Формально Миттал, как владелец, не отвечает за действия управляющей компании. Именно, она несёт юридическую ответственность за все случившееся. А Миттал, сдав имущество в аренду управляющей компании, получает за это плату, оставляя выручку за проданный металл за пределами Казахстана, и, вполне возможно, делясь там ею с кланом Назарбаева.

Так что это - имитация деятельности. Глава государства, не разобравшись в деталях произошедшего, летит на место трагедии, как Чапай на белом коне, и пытается превратить эту катастрофу в очередное PR событие? Как можно, не проработав юридические моменты, делать популистские заявления, которые никак не могут облегчить боль людей, потерявших родных? Более уместно прозвучали бы слова из уст президента о том, что государство примет все меры для обеспечения пожизненного содержания семей погибших шахтеров (вдов и осиротевших детей) за счет металлургического гиганта. Посещая места трагедий (Арысь, Семей, Караганда, Экибастуз), как ритуальный мулла, раздавая не выполнимые поручения, глава государства показывает, как безнадежна и беспомощна система гос.управления, коли президент пытается регулировать деятельность правительства и ответственных служб.

Погоревали и продолжаем существовать. Как остановить напасть?

Можно до бесконечности ссылаться на плохое наследие назарбаевского режима, на упущенные возможности, на то, что можно было сделать и чего не было сделано. Но нельзя оправдать гибель сограждан из-за безалаберности и не профессионализма, из-за равнодушия и попустительства, из-за меркантильной подлости власть имущих. Они погибли за яхты и самолеты единиц и мнимое благополучие страны, за ЭКСПО и Астану, за доморощенных милиардеров и мультимиллионеров. Как у классика: эх, не пора-ли разлучиться, раскаяться?

После трагедии на шахте им. Костенко, обывательским сознанием пытаюсь объяснить себе природу случившейся беды, задаюсь вопросами: почему после многократных сигналов о выбросе метана и предшествующих аварий с человеческими жертвами на других объектах АМТ, не среагировали соответствующие службы?

Как, зная о том, что «политическое решение об уходе компании уже принято», и инвестор, с которым велись переговоры о прекращении контракта может пренебречь вопросами охраны труда и техники безопасности, которыми и ранее себя не обременял, можно было допустить преступную бесконтрольность? Считаю, это непосредственным соучастием в трагедии соответствующих служб, и, в первую очередь, правительства РК.

Как вторая по размерам металлургическая компания в мире, имеющая производственные мощности в 18 странах на 4 континентах, избегая человеческих жертв в других странах, позволяет себе погубить более сотни жизней наших сограждан за время работы в Казахстане ?

Почему, после первых сигналов о нарушении ТБ и ОТ, не было опломбировано и приостановленно производство? Почему, почему, почему? Элементарные вопросы для любого выпускника инженерного ВУЗа.



Как известно из иностранной прессы, Назарбаев и Миттал неоднократно проводили время на супер-яхте «Amvei», и даже вместе приобрели недвижимость в Великобритании на так называемой «улице миллионеров» - Bishops Avenue в Лондоне. Очевидно, что трагедия на шахте им. Костенко, в первую очередь, результат преступной деятельности предыдущего главы государства, имитация избавления от наследия которого активно продвигается в последние годы. Издевательством, над ожиданиями многострадального народа, прозвучали слова о заслугах «елбасы» в становлении государства, в речи второго президента РК на недавнем собрании в честь дня Республики.

Неслучайно, видимо, именно для того, чтобы увести в тень коррупционную деятельность экс-елбасы, один из телеграм-каналов, близких к администрации президента решил «перевести стрелки» на тогдашнего премьер-министра Казахстана Акежана Кажегельдина, при непосредственном участии которого в 1995 в руках близкого друга первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева - Миттала оказался Карагандинский металлургический комбинат.

Но Кажегельдина в стране нет уже четверть века. А Токаев на посту президента находится почти пять лет. Кто или что ему мешало исправить «кажегельдинскую ошибку»? Может быть договоренности с экс-елбасы?

Вот и близкому к Назарбаеву олигарху Александру Клебанову, в которого Токаев публично метал гром и молнии по поводу разморозки Экибастуза, руководство страны позволило продать «Россатому» 49% своей доли крупнейшего в Казахстане уранового месторождения «Буденовское». И он покинул Казахстан с $1,5 млрд в кармане. Интересно, какие отступные запросит еще один друг Назарбаева - Миттал, тоже подвергшийся публичной обструкции Токаева?

А страна живет на минном поле возможных техногенных катастроф, полагаясь на авось. Страшно от безысходности. Не хочу нагонять жути, но мой background не дает повода для самоуспокоения. Вчера Экибастуз, сегодня Караганда. Кто на очереди? К сожалению, утлое суденышко KZ , в штормующем море, управляется лоцманом и матросами, уповающими на волю волн, а капитан занят развешиванием флажков для проплывающих мимо кораблей, в то время когда пассажиры судна изнывают от качки и недостатка необходимого, а котлы и машинное отделение готовы взорваться от перенапряжения.

Страна плывет в никуда. Выход? Только один, о котором в последние годы не говорит только ленивый - кардинальное изменение системы гос.управления, с незамаранным прошлым профессионалами. И, в первую очередь, обеспечение верховенства закона с независимой судебной системой – истинно Справедливый Казахстан, одним словом.