«Сила доллара – в силе армии»

Моя встреча с Генри Киссинджером



Недавно ушел из жизни легендарный политик, лауреат Нобелевской премии мира, экс-госсекретарь США Генри Киссинджер.

У него богатейшая политическая карьера: он занимал должности от 56-го госсекретаря США до советника двух президентов: Ричарда Никсона и Джеральда Форда.

Репутация аксакала американской дипломатии весьма противоречива: одни считали его миротворцем, положившим конец войне во Вьетнаме, другие – умелым кукловодом, который имел отношение ко многим госпереворотам, третьи отзывались о нём, как о патологическом любителе женщин и денег.

Как бы то ни было, Генри Киссинджер остается выдающимся американским государственным деятелем, непревзойдённым дипломатом и экспертом в области международной политики, одним из самых авторитетных политологов в мире.

Мне выпало счастье встретиться с ним однажды в Вашингтоне.

В 2001 году осенью, будучи в политической эмиграции в США, я написал Обращение Генри Киссинджеру. Если кратко, суть его сводилась к тому, чтобы США, как оплот мировой демократии, как сильнейшая держава в мире, повлияла на диктаторов Центральной Азии для ускоренной трансформации стран региона в сторону реальной демократии с учетом их национальных интересов.

Через неделю мне позвонил молодой человек, представившись помощником Генри Киссинджера и сообщил мне, что моё письмо дошло до адресата, и он хотел бы задать мне несколько вопросов. Я сказал, что готов ответить на любые его вопросы. Между нами состоялся небольшой диалог:

- Скажите, господин Габдуллин, каким образом Вы оказались в США?

- Я журналист из Казахстана, вынуждено прибывший в США, и недавно получивший статус политического беженца. Я возглавлял оппозиционную газету «ХХI век», был одним из заместителей председателя Республиканской народной партии Казахстана, лидер которой Акежан Кажегельдин тоже вынужден скрываться от казахстанских властей в Англии. За время своей политической деятельности я и мои соратники неоднократно подвергались преследованиям властей: было покушение на мою жизнь и взорван офис моей газеты. И когда на меня завели уголовное дело за оскорбление чести президента Казахстана Нурсултана Назарбаева (за опубликованную статью сенатора США в моей газете), я вынужден был тайным путём покинуть страну и прибыл в США.

- Спасибо, чем Вы заняты в настоящее время? С кем общаетесь в США?

- Изучаю английский язык, пишу статьи, начал работать над книгой «Режим и сопротивление» - о новейшей истории Казахстана. Встречаюсь с сотрудниками Государственного департамента США, сенаторами, конгрессменами, журналистами, лидерами Республиканской и Демократической парий США. Недавно выступал в Конгрессе в качестве свидетеля многочисленных эпизодов преследования политиков демократического крыла в Центральной Азии.

Часто посещаю «мозговые центры», такие, как Фонд Карнеги, Совет по международным отношениям, Фонд «Наследие», «Форум за свободу», Бруклинский институт, Международный научный центр Вудро Вильсона.

- Ясно. Больше вопросов нет. Я Вам завтра перезвоню. Спасибо, господин Габдуллин.

Утром следующего дня мне перезвонил молодой человек из офиса Генри Киссинджера и сообщил, что моя встреча с господином Генри Киссинджером состоится в ближайшую пятницу в Фонде Карнеги примерно в 12-13 часов после завершения его выступления в этом центре.

Как только оно закончилось, ко мне подошёл его помощник и пригласил меня в одну из многочисленных комнат фонда.

Меня встретил невысокого роста старик, за массивными очками которого блестели живые улыбчивые глаза.

- Я внимательно прочёл Ваше письмо, молодой человек. Меня проинформировали о Вашей судьбе. Правильно сделали, что прибыли в нашу страну. Меня радует стремление молодых людей Казахстана построить у себя цивилизованное общество с элементами демократии.

Скажу честно, это нелёгкое дело. Прежде всего надо изменить посткоммунистическое сознание граждан. Да и сама элита в ваших странах ещё не созрела для коренных перемен. Трансформация в сторону демократии – процесс не скорый, для этого понадобятся десятилетия. Но то, что нашлись люди, которые думают о будущем своих стран - хороший знак.

США сейчас - не до Центральной Азии. Наша головная боль – Афганистан и Ирак. Разберёмся с этими регионами, и уж потом наши взоры обратятся к «Евразийским Балканам», как мы называем территорию, куда входят девять стран: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан, Армения, Грузия и Афганистан. Я знаю, что в этих странах нестабильная ситуация, и в то же время они - соблазн для вмешательства извне со стороны более сильных соседей.

Ваша страна – ключевая в регионе, она - его щит: благодаря своим масштабам и географическому расположению Казахстан защищает другие страны от прямого давления со стороны России.

В будущем вокруг вашей страны могут начаться геополитические споры из-за природно-ресурсной притягательности, давления России, ее гегемонии в регионе и реинтеграции.

Под конец недолгой беседы я задал ему вопрос:

- От чего зависит сила американского доллара?

Ответ меня удивил:

- От силы армии.

Сгорбленный пожилой политик оставил у меня глубокое впечатление своей мудростью, дальновидностью, блестящим умом, трезвым взглядом на окружающий мир и жизнелюбием.

Да, этот аксакал доживёт до ста лет, подумал я, прощаясь, и оказался прав. Он прожил 100 лет!