«Человека незаконно судят за безобидные слова»
- Подробности
- 1622
- 16.01.2024
- Софья КАНЕВСКАЯ, специально для «Новой-Казахстан»
Жители Башкортостана выходят на массовые протесты, защищая местного активиста. Они требуют отставки главы региона
В городе Баймак в Башкортостане тысячи человек вышли на акцию в поддержку одного из самых известных защитников горы Куштау Фаиля Алсынова, которого судят по делу о «возбуждении ненависти». Активистский телеграм-канал «Куштау Байрам» оценивает количество собравшихся в пять тысяч человек.
Люди скандировали «Свободу!», а также требовали отправить в отставку главу Башкортостана Радия Хабирова. Эта акция стала одной из самых многочисленных с начала полномасштабной войны в Украине. О том, что заставило жителей небольшого города прийти к зданию суда в 20-градусный мороз, — в материале «Новой газеты-Казахстан».
«Борьба активистов за гору Куштау»
В 2020 году «Башкирская содовая компания» собиралась снести шихан Куштау в Башкортостане ради добычи известняка. С начала августа 2020 года происходили столкновения между защитниками горы и бойцами ЧОП «Вершина», обслуживающего «Башкирскую содовую компанию», титушками и силовиками.
Тогда, 28 августа, Генеральная прокуратура РФ опубликовала на своем сайте сообщение: «По поручению Президента Владимира Путина проверена законность отчуждения государственных акций предприятий содовой промышленности в Республике Башкортостан. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства о приватизации».
В результате протестов башкирские чиновники, которые сначала выступали на стороне содовой компании, изменили свое мнение. Они заявили, что Куштау не будет разрабатываться.
В конце ноября 2023-го жители Башкортостана записали обращение к Владимиру Путину с требованием отправить главу республики в отставку. «В 2020 году народ Башкортостана, объединившись, смог отстоять гору Куштау. Тогда Вы поддержали действия народа, указав на его правоту, и вернулии ООО БСК государству. Мы не можем не обратить ваше внимание на преследование экоактивистов и общественников, которое проводится с участием лично самого Радия Хабирова», — сказали они.
Президент не отреагировал на это обращение, как и на новое, декабрьское.
В Баймакском районном суде Башкортостана 15 января прошло заседание по уголовному делу в отношении экс-председателя запрещенной в России национальной организации «Башкорт» Фаиля Алсынова. Его обвиняют в «возбуждении ненависти на межнациональной почве» (ч.1 ст. 282 УК) из-за выступления на народном сходе в апреле 2023 года. Дело возбудили 18 августа, активист находится под подпиской о невыезде. Гособвинение потребовало приговорить его к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении.
Весной прошлого года Алсынов многократно участвовал в протестах против добычи золота в Башкортостане, а также против работы мигрантов в шахтах. 28 апреля, во время одной из согласованных с властями акций в селе Ишмурзино, Фаиль по просьбе граждан выступил сам.
Позже видеозапись с выступлением появилась в сообществе «Подслушано. Аскарово и Абзелиловский район» во «ВКонтакте». Полицейские, рассказывает «Новой-Казахстан» адвокат Алсынова Ильнур Суюндуков, обратили внимание на ролик и включили его в материалы дела, поначалу ложно указав, что его выложил сам Фаиль. Позже эту фразу из обвинения убрали.
По версии следствия, активист «выступил с речью на башкирском языке, содержащей высказывания, в которых негативно оцениваются группы лиц — жители Кавказа, Средней Азии и армяне». Согласно заказанному следствием переводу, Алсынов, говоря о том, что башкирам некуда переселиться из своего дома, заявил, что «армяне уедут на свою родину, “кара халык” — к себе, русские — в свою Рязань, татары — в свой Татарстан». «Мы не сможем переселиться, у нас нет другого дома, наш дом тут!» — заявил Алсынов. Он добавил: «Армяне отбирают наши земли; говорю, конечно, в кавычках — там не только армяне, остальные тоже» (цитата по «Ideal.Реалии»).
Преследование Алсынова началось по инициативе главы Башкортостана Радия Хабирова: 26 мая 2023 года тот направил письмо прокурору республики Игорю Пантюшину, в котором потребовал привлечь активиста к административной и уголовной ответственности. Копию документа, подписанного Хабировым, Алсынов опубликовал в телеграм-канале.
В письме глава региона заявляет, что «в районах башкирского Зауралья отдельными лицами организована кампания, направленная против органов государственной и муниципальной власти». «Под видом предотвращения возможной экологической катастрофы, заражения почвы и воды вредными веществами вследствие добычи золота на территории этих районов ведется агитация с призывами принять участие в массовых собраниях и в последующем вызвать народное волнение с противопоставлением местных жителей органам власти и правоохранительным органам. […] 28 апреля 2023 года Алчинов Ф. Ф., выступая с использованием звукозаписывающей аппаратуры, открыто призвал местных жителей к экстремизму», — сказано в документе.
После письма главы региона МВД начало проверку высказываний Алсынова. Лингвистическая экспертиза Экспертно-криминалистического центра регионального ведомства выявила «признаки унижения представителей других национальностей», после чего результаты передали в СК.
Экспертизу проводил специалист Уфимского университета науки и технологий Айнур Хужахметов, который ранее уже давал заключения по делу о запрете организации «Башкорт». Он перевел выражение «кара-халык» как «черный народ» и указал, что «значение словосочетания соответствует значению слов «хачи», «чурки», «черномазые». Он также отметил, что это «общее обозначение народов Кавказа и Средней Азии».
Суюндуков подчеркнул в разговоре с «Новой-Казахстан», что защита просила провести повторную экспертизу с участием независимых экспертов. «Но все наши заявленные ходатайства суд отклонил», — добавил он.
Адвокат объясняет, что его подзащитный использовал выражение «кара-халык» в контексте работы мигрантов. Согласно «Татарской энциклопедии», выражение «кара-халык» в буквальном переводе, действительно, означает «черный народ». Это условное название феодально зависимого населения Золотой Орды, Астраханского, Казанского, Сибирского и других татарских государств XIII– XVI веков. Однако в современных тюркских языках это выражение используется для обозначения простого народа, отмечает «Idel.Реалии».
«Люди всё это видят»
Суд в Баймаке начал рассматривать дело Алсынова 20 декабря 2023-го. Во время первого заседания сторонники активиста собирались перед зданием. Тогда защита Фаиля заявила, что не доверяет республиканскому суду, и потребовала перенести процесс в другой регион России.
«Заявителем по делу против Фаиля Алсынова является глава республики, высшее должностное лицо субъекта РФ Радий Хабиров, и мы полагаем, что власти, используя свои административные, аппаратные возможности, могут воздействовать на суд», — говорил Суюндуков.
В том, чтобы вывести уголовное дело из-под юрисдикции Башкортостана, Алсынову отказали. По словам адвоката, ходатайство об изменении территориальной подсудности судья Баймакского районного суда Элина Тагирова рассмотрела сама, что, как он отметил, незаконно, поскольку его должен был рассмотреть Верховный суд России.
В день заседания 11 января собравшиеся в поддержку Алсынова жители записали видеообращение к руководителю СК Александру Бастрыкину. Один из местных жителей, не назвавший своего имени, обратил внимание на то, что суд выслушал лишь трех свидетелей. «Во время следствия не было опрошено ни одного участника схода граждан (их, по оценке самих участников акции, было 1300. — Прим. ред.). Тем самым нарушаются Конституционные права — и наши, и гражданина РФ Фаила Алсынова», — сказал он.
На акции, на которую 15 января собрались несколько тысяч жителей города в Башкортостане, никого не задержали: Суюндуков отмечает, что «сотрудники полиции вели себя очень корректно». На митинг пришло «очень много разных людей», в основном среднего возраста и выше, рассказывает защитник активиста.
«Люди вышли, потому что, во-первых, человека незаконно судят за абсолютно безобидные слова. Алсынов выступал на той акции исключительно на башкирском языке, тогда как в районе Зауралье у нас преимущественно живут люди башкирской национальности, которые эту речь совершенно прекрасно понимают. А сотрудники полиции с участием “ручных экспертов” все переиначили. Немного добавили, скажем так, грязи», — считает Суюндуков.
Защита Алсынова считает уголовное преследование в его отношении «чисто политическим решением отдельных интересантов». Это адвокат отмечал и в суде.
«Люди всё это видят. Выступление активиста на башкирском языке гуляет в интернете, и, естественно, перевод выложили в интернет. И заключение эксперта тоже есть [в доступе]. Путем сравнения всех этих моментов выясняется, что заключения экспертов натянули до уголовной статьи и, соответственно, судят человека необоснованно. Фаиль же выступал всегда за экологию. В районе Зауралья экологическая проблема — это, наверное, проблема номер один. Поэтому все объединились», — поясняет защитник.
Судья Тагирова должна была огласить решение 15 января, но перенесла рассмотрение дела по существу на 17 января. Адвокат предполагает, что на ее окончательное решение повлияли именно протесты.
«Мы, конечно, рассчитывали, что сегодня состоится приговор, потому что судья нас очень торопила: она начала рассматривать дело еще в конце декабря, первое полноценное судебное заседание состоялось 20-го. Когда мы просили отложить дело на более длительный срок, судья нам отказывала. Поскольку она очень нас торопила, мы думали, что 15 января будут и судебные прения, и последнее слово, и приговор. Но судья взяла паузу», — заключает адвокат.
К следующему заседанию, которое состоится уже завтра, на улицах города в Башкортостане может собраться еще больше жителей региона, предполагает Суюндуков. Ожидается, что протестующие будут вновь требовать освобождения Алсынова и отставки Хабирова.