Страна без элиты

Казахстанское общество обречено плестись в хвосте цивилизации?



Политический, идейный застой, даже откат назад, в мрачное средневековье – вот, наверное, главный итог назарбаевского правления, которое создало уникальную субстанцию в виде правящей квазиэлиты, которая несет ответственность за создание уродливого культа личности первого президента. За 30 лет независимости она не смогла сформулировать общенациональную идею, которая объединила бы плюралистическое общество. Да, время от времени рождались некие подобия такой концепции, но все они были нежизнеспособными, ибо зиждились на том самом культе личности. За 30 лет все яркие, способные генерировать идеи и концепции персоны были уничтожены и физически, и морально.

У нас до сих пор не сформировался креативный бизнес-класс. Наших предпринимателей жизнь научила прогибаться перед каждым чиновником. Произошло чудовищное сращивание капитала и власти, ибо только близость к ней открывала (и, увы, до сих пор открывает) бизнесменам доступ к бюджетным средствам и природным ресурсам. Добавьте сюда пресловутые «30 процентов» отката от каждой тендерной сделки. И сегодня, так называемая, отечественная бизнес-элита все еще в зачаточном состоянии. На место одних олигархов приходят другие, не менее алчные, а суть уродливой экономики осталась прежней.

С грустью смотрю, как на глазах исчезает казахстанская наука. На недавнем заседании Общественной палаты мои коллеги, обсуждая новый законопроект о науке, затронули чрезвычайно важную проблему – о свободе и конкурентности научной (читай: всей творческой!) мысли, необходимости альтернативных взглядов и подходов в решении государственных задач.

Пока же, увы, мы видим только суету вокруг Национальной Академии наук (скорее всего – за обладание ее уникальным зданием, площади которого можно выгодно сдать в аренду). А пересмотр ее функциональных полномочий и скорая смена недавно назначенного руководителя свидетельствуют о том, что у власти здесь нет четкой и ясной позиции.

Некоторые ректоры (их, к сожалению, не мало) казахстанских ВУЗ-ов погрязли в коррупции и скандалах. Учителей, которые обязаны «сеять разумное доброе вечное», используют в грязных политических играх, заставляя фальсифицировать итоги тех или иных выборов. Такое ощущение, что действующая власть намеренно подставляет, полностью зависящих от нее, работников бюджетной сферы (врачей, педагогов и других), совершая их руками самые настоящие преступления перед будущим страны.

А наша интеллигенция, в большинстве своем, стала моральным легимитизатором старого Казахстана со всеми его пороками. Да, временами на общественную арену выходили достойные художники, но их было ничтожно мало, и они подвергались обструкции, в первую очередь, со стороны своих трусливых, меркантильных и завистливых коллег по цеху, принявших правила игры (точнее, заигрывания с властью).

Все эти годы была закована в цепи и загнана в прокрустово ложе цензуры казахстанская журналистика, в результате превратившаяся в цепного пса режима. А щедро финансируемые государством СМИ стали орудием примитивной и бесполезной пропаганды.

Прошло почти пять лет после формального ухода Назарбаева с поста президента. Изменились ли формы и методы формирования новой политической, по-настоящему ответственной за судьбы народа и государства, элиты в классическом понимании этого термина?

С жалостью и отвращением смотрю, как новые хозяева жизни и страны, дорвавшиеся до власти (благодаря близости к президенту по принципу землячества или бывшей работе на дипломатическом поприще), ведут себя по-хамски. Государственную службу они рассматривают исключительно как источник обогащения за счет своего кресла и полномочий. А аппетиты некоторых уже в разы превышают тех, кто буквально еще вчера правил бал. Заметил, ни акимы, ни министры, не иные высокопоставленные чиновники в своих выступлениях почти не говорят о таких высоких материях, как долг перед Родиной, служение своему народу? Такое ощущение, что у них нет никаких идеалов, которыми бы они дорожили.

Уверен, что казахстанское общество заслуживает появления новой, государственной мыслящей, патриотичной, самодостаточной, главное, уважаемой в своем социуме и властью элиты. Это одна из гарантий становления Нового Казахстана: не к этой ли цели мы все стремимся?