«Фартовые» из списка Forbes

У казахстанских миллиардов экстенсивный характер. Главный источник их происхождения все тот же - природные ресурсы



Люди могут не читать от корки до корки такое специфическое издание, как журнал Forbes, но, уверен, многие наслышаны о его списке, куда входят богатейшие бизнесмены мира. Особый интерес для казахстанцев вызывает реестр наших отечественных деловых людей, сумевших стать долларовом миллиардерами и миллионерами.

Этот ежегодно публикуемый список вызывает интерес и у тех, кто хотел бы увидеть в нем себя, удовлетворив свое эго, а пока с завистью смотрит на успехи конкурентов или недругов.

Список широко известен, на него ссылаются солидные структуры и СМИ. К слову, недавно наш президент имел в виду этот список, говоря о необходимости закрепления за входящими в него состоятельными бизнесменами конкретных регионов, пострадавших от паводков. То есть, список обсуждается на самых верхних этажах власти, и присутствие в нем имеет чисто политические последствия: начиная с пристального, заинтересованного взгляда фискальных органов, и заканчивая сакраментальным вопросом: «Вы с кем, господа олигархи?».

В нашем плюралистическом, разделенном на кучку супербогатых и миллионов бедных, раздираемом глубинными социальными противоречиями, разношерстном обществе существует специфическое, неоднозначное отношение к тем, кто причислен к лику богачей: оно больше отрицательное.

Политическая причина такого, априори негативного отношения к миллиардерам и миллионерам в том, что после 70-летнего мнимого, декларируемого только в речах партийных боссов, «социалистического» равенства, накопление первичного капитала в нашей стране имело криминальный и коррупционный характер. В начале обретения Независимости не были созданы равные стартовые возможности для всех, кто хотел заниматься бизнесом. В результате таких «кривых» реформ, кто был приближен к действующей власти, тот и смог использовать в личных целях возможности экономического либерализма, который у нас приобрел все черты дикого капитализма.

Именно такие одиозные персоны в основном сверкали в заветном списке журнала. Члены семьи тогдашнего президента Нурсултана Назарбаева, приближенные к нему олигархи – народ Казахстана привык лицезреть только их на этой ярмарке тщеславия.

«Ба! Знакомые все лица!» - воскликнул я, увидев обновленный (и дополненный) список богатейших бизнесменов, опубликованный на днях в казахстанской версии журнала Forbes, и сделал для себя важный вывод: страна хоть и называется Новым Казахстаном, ее главные, определяющие активы до сих пор находятся в руках представителей Казахстана Старого. На пятом году правления Токаева, который по идее должен был уже покончить с традициями и пережитками назарбаевского режима, список Forbes, не считая толики новых персон, качественно и содержательно почти не изменился.

Такое ощущение, что не было кровавого Кантара, который открыл истинную антигуманную сущность 30-летнего правления одного человека, благодаря которому фигуранты казахстанского списка Forbes и стали хозяевами жизни.

«Кто платит, тот и заказывает политическую музыку». Получается, что за фасадом привлекательных лозунгов, зовущих в светлую, новоказахстанскую даль, остаётся все та же ее уродливая экономическая сущность.

У казахстанских миллиардов не интенсивный, а экстенсивный характер. Главный источник их происхождения все тот же - природные ресурсы: нефть, газ, металлы. Где же плоды вожделенной диверсификации экономики и отказ от «нефтегазовой» иглы?

Конечно, в казахстанском списке Forbes нет-нет, да и появляются предприниматели, которые, занимаясь современным технологиями, заработали свое многомиллионное состояние. Но, они, скорее всего, исключения из общих правил. Кроме того, часть из них переехала в Казахстан из России из-за начала войны с Украиной. То есть, они вынужденно стали казахстанским налогоплательщиками, и скорее всего, временными.

Отмечу одну деталь: казахстанский список Forbes озаглавлен, как список «бизнесменов», а не просто богатых людей. Журнал предупреждает, что «считает лишь легальные работающие активы, а не свободные средства в виде депозитов в иностранных банках, предметы роскоши и недвижимость». Такое уточнение актуально для нашей страны, которая 30 лет жила в условиях теневого обогащения чиновников и членов их семей. Они не бизнесмены, но де-факто неприлично богатые люди. Скрытые, записанные на имена посторонних людей активы, счета в оффшорах, аффилированная собственность и элитное недвижимое имущество в стране и за ее рубежами наших чиновников и «бизнесменов от власти» будут почище, чем капиталы целых компаний, на них сам Forbes зубы сломает… Такая тенденция особенно сильна в областях, где акимы буквально подминают под себя вверенный им регион, выкачивая из него все привлекательные бизнес-ресурсы.

Поэтому государственная служба в нашей стране все три десятилетия - была работой чиновников на свой карман. Пресловутый административный ресурс открывал дороги в высокие кабинеты, где шла приватизация государственной собственности и распределялись бюджетные финансовые потоки. Первым использовал свое служебное положение для бесконтрольного обогащения президент Назарбаев. А подчиненные брали с него пример…

И у нынешней трансформации казахстанского списка Forbes - династийный характер: появление в нем представителей нового поколения богатеев с фамилиями известных чиновников - желание легитимизировать «нажитый непосильным трудом на ниве госслужбы» семейный капитал.

СПРАВКА «НОВОЙ-КАЗАХСТАН»

Последние двенадцать лет в рейтинге «Forbes-Казахстан» было до пятидесяти представителей политической и бизнес-элиты Казахстана, однако в текущем, 2024 году в него добавили сразу девятнадцать новых фамилий и расширили до семидесяти пяти человек, чье совокупное состояние выросло по сравнению с 2023 годом на 8,2 млрд. долларов, составив 46,63 млрд. долларов.



На сорок четвертом месте в рейтинге самых богатых представителей политической и бизнес-элиты Казахстана с состоянием в 207 млн. долларов расположилась Айжан Есим - дочь близкого родственника первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева - Ахметжана Есимова, бывшего министром сельского хозяйства Казахстана, акимом Алма-Аты, председателем правления АО ФНБ «Самрук-Қазына».

Значительная часть состояния Есим, по информации близкого к администрации президента телеграм-канала «Нурсултанский соловей», получена ею от продажи доли в ТОО «КазФосфат», учредителем которого числится зарегистрированная в Нидерландах компания Kazakhmys Resources B.V., а бенефициары - экс-председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин, а также олигархи Владимир Ким, Эдуард Огай и, собственно, Есимов. Доля последнего оценивалась приблизительно в 300 млн. долларов, и по всей видимости, была частично передана им своей дочери, которая в 2021 году продала ее через британскую компанию Kazphosphate Ltd., в которой была акционером вместе со своим первым мужем бизнесменом Галимжаном Есеновым, также входящим в рейтинг богатейших представителей политической и бизнес-элиты Казахстана. Кроме того, поскольку Есимову принадлежат акции АО «Jýsan Bank», часть их также была передана Есим, и в настоящее время через АО «Jýsan Bank» она имеет доли в АО «Казахтелеком» и АО «Кселл», АО «Петропавловский хлебобулочный комбинат» и ТОО «Sport Center».



Не менее примечательное лицо, вошедшее в обновленный рейтинг богатейших представителей политической и бизнес-элиты Казахстана - Раушан Сагдиева - дочь бывшего спикера Верховного Совета Казахской ССР Мактая Сагдиева.

Сагдиева - давний деловой партнер и менеджер активов, связанных с зятем первого президента Казахстана - Тимуром Кулибаевым и его супругой Динарой Кулибаевой. Она, по информации «Нурсултанского соловья», - один из трех учредителей ТОО «Парк хранения сжиженного нефтяного газа», газосетевой организации-монополиста, и владеет ТОО «Vector Enterprise» и ТОО «FCI Management LLP», через которое контролирует часть акций АО «Кристалл Менеджмент», АО «Шубарколь Премиум».

Состояние Сагдиевой оценивается в скромные 74 млн. долларов, а Сейчас, во сведениям Нурсултанского соловья», она постоянно живет в ОАЭ. Казахстан покинула в 2023 году после того, как Генеральная прокуратура Казахстана потребовала начать уголовное преследование Сагдиевой в рамках уголовного дела в отношении бывших сотрудников АО «Международный аэропорт Алматы», обвиняемых в масштабном хищении и уклонении от уплаты налогов, сообщает @nursolovej.

Еще одним лицом, впервые попавшим в рейтинг самых богатых представителей политической и бизнес-элиты Казахстана исключительно в силу своего происхождения, стал крупный производитель широкого спектра смазочных материалов, владелец производственного комплекса в Шымкенте, бенефициар компании ТОО «High Industrial Lubricants & Liquids (HILL) Corporation» Дулат Кожамжаров - младший брат бывшего генерального прокурора Казахстана и экс-члена Сената Казахстана Кайрата Кожамжарова, до этого возглавлявшего Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.