«РПЦ — не пуп православия»
- Подробности
- 2487
- 14.07.2024
- Рамиль НИЯЗОВ-АДЫЛДЖЯН, специально для «Новой газеты Европа»
Почему казахстанцы хотят открыть в стране независимую от Москвы православную церковь?
Патриарх Кирилл неоднократно благословлял российских военных, участвующих в боевых действиях на территории Украины. Несмотря на это, многие служители РПЦ выразили несогласие с нападением на Украину. Самым известным в Центральной Азии христианским священником, осудившим вторжение, является казахстанский иеромонах Иаков (Владимир) Воронцов. С марта 2022 года Воронцов неоднократно выступал в местных СМИ с заявлением о необходимости выхода Казахстана из ОДКБ, чтобы «всячески отгородиться от агрессора», а также с пожеланием для казахстанской церкви стать автокефальной. Впоследствии он озвучил желание открыть в Казахстане независимую от Москвы церковь для людей, разочаровавшихся в РПЦ, но остающихся верными православной традиции. По его словам, без нарушения православных канонов это может быть осуществлено в случае создания в Казахстане представительства Константинопольского патриархата. Несмотря на нынешнюю малочисленность сторонников Иакова, у движения «новых казахстанских православных» есть все шансы стать судьбоносным для современного Казахстана.
Андрей [имя героя изменено по его просьбе] — русский, родившийся в уже независимом Казахстане. По его словам, он вырос в обычной, не очень практикующей православной семье: крестить его крестили, но «воцерковления» как такового с ним не произошло. Напротив, всего несколько лет назад он был атеистом, пока в его жизни не случилось чудо, и тогда он уверовал — добровольно и самостоятельно. В итоге он остался в православии потому, что оно ему как «типичному русскому» гораздо ближе по культуре. В отличие от большинства сторонников Иакова, которые поддерживают озвученную им идею об открытии в Казахстане независимой от Москвы православной церкви из-за идеологических разногласий с руководством РПЦ, Андрей, хоть тоже имеет антивоенные взгляды, в первую очередь делает это из альтруистических позиций «для наших братьев по вере».
— Я был рад посещать храмы других конфессий. Но если протестантов я видел разных, от лютеран до свидетелей Иеговы, а у католиков есть разные ордена, то православные храмы я видел только РПЦ. Поймите, я не имею ничего против РПЦ как таковой. Это даже вопрос не о том, «кто еретик, а кто праведник», а простой интерес: а как в Александрийской церкви будет? А как в Константинопольской?
Тем не менее он всё равно боится репрессий, преследований и буллинга, хотя ему не до конца понятно за что, ведь Константинопольская церковь — «она же не еретическая, не какая-то секта, не вероотступники». Однако, с точки зрения Русской православной церкви, это Константинопольская церковь отклонилась от чистоты вероучения после того, как РПЦ разорвала с ней отношения в 2018 году.
Это означает, что миряне Русской православной церкви не могут причащаться в храмах Константинополя, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений.
«За отказ следовать такого рода запретам для духовенства предусмотрены наказания (прещения), а для мирян — покаяние на исповеди в непослушании церкви», — сказал после судьбоносного для православных синода в Минске в 2018 году секретарь отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Игорь Якимчук. На подобный шаг РПЦ пошла на фоне решения Вселенского патриарха о предоставлении автокефалии (независимости) Православной церкви Украины.
Опасения Андрея по поводу его возможной травли не беспочвенны: пророссийский телеграм-канал «Северный казах» опубликовал скриншот из канала Иакова с просьбой откликнуться сторонников Константинопольской церкви в Казахстане и ответить на вопросы журналиста. В комментариях автор канала и комментаторы не скупились на оскорбления в адрес священника. «Русофоб», «вырусь», «раскольник», «еретик» — лишь часть из того, что написали сторонники «русского мира» в адрес иеромонаха Воронцова, отстраненного от служения в РПЦ, однако всё еще являющегося священником.
Один в поле поп
Длительное время после начала полномасштабного вторжения России в Украину Иаков Воронцов проповедовал в социальных сетях основы христианской веры и писал посты с призывами к укреплению суверенитета и к декоммунизации и деколонизации Казахстана, а также с критикой священнослужителей РПЦ, оправдывающих войну. В ответ на социальную активность священника, по его словам, понемногу «изжили» из церкви свои же коллеги, обвиняя в «предательстве русских». После этого Иаков перепостил в своих соцсетях скан указа управляющего Астанайской и Алматинской епархией РПЦ, опубликованный, по его словам, в интернете третьими лицами, не имеющими прямого отношения к церкви. Согласно этому документу, Воронцову запрещается служение «без права ношения наперсного креста, священнических одежд и без права преподавать благословение».
Тогда с просьбами о помощи, о совете и о поддержке к Воронцову стали подходить люди, разочарованные в политике РПЦ, — даже не как к батюшке, а как к другу и единомышленнику. Вместе они долго пытались понять, каким образом они смогли бы продолжить ходить в церковь, одновременно и не нарушая церковных канонов, и не становясь прихожанами приходов, чей патриарх поддержал войну. В итоге они пришли к выводу, что лишь обращение к Вселенскому патриарху Константинополя может решить их проблемы.
— На каком вы этапе в открытии альтернативной православной церкви в Казахстане?
— Вместе с единоверцами-сподвижниками мы решили подать документы на регистрацию религиозного объединения и в случае положительного ответа отправиться в Стамбул, чтобы попросить совета у Константинопольского патриарха о том, к кому из епископов нам обратиться, чтобы либо получить благословение на мое служение, либо чтобы прислали священника, поскольку мой канонический статус не определен, — говорит Иаков Воронцов. — Распространяют слухи, что меня запретили в служении и даже лишили сана, но, как я говорил публично, я не получал из РПЦ никаких документов на этот счет.
Приняв это решение, мы засели за написание Устава. За два месяца мы управились. На данный момент почти все документы готовы. Также я отправил запрос в Акорду (резиденция президента Казахстана. — Прим.ред.), где прошу помочь нам в этом нелегком деле. К моему запросу на имя президента присоединились и другие люди. Мы получили ответ от руководителя Комитета по делам религий, который указал, что государство не может вмешиваться, но по закону мы имеем право зарегистрировать религиозное объединение.
Однако некоторые подписавшие письмо получили звонки и даже вызовы на беседу от государственных служащих, которые пытались убедить их отказаться от своих намерений.
Церковь — это не этнокультурное объединение русских
Присоединился к предложению иеромонаха написать письмо на имя президента Казахстана один из немногих этнических казахов в среде единомышленников Иакова — Даурен (имя героя изменено по его просьбе). Отучившийся в русскоязычной многонациональной гимназии на западе Казахстана, последние несколько лет он осознанно тянулся к христианству по «интеллектуальным и эстетическим причинам», и именно в православие. Во многом это была заслуга диакона Андрея Кураева, который «на своем примере доказал, что попы способны говорить на человеческом языке и участвовать в осмысленной беседе». Он уже был готов креститься в РПЦ, но потом случилось полномасштабное вторжение России в Украину, и это стало морально неприемлемо для Даурена. Однако именно знакомство с Иаковом снова напомнило Даурену о том, почему он хотел стать православным.
— Я убежден в том, что в конфликте с начальством именно Иаков является пострадавшей стороной. Изначально Воронцов, следуя монашескому послушанию, шел навстречу священноначалию и старался не разжигать конфликт. Чем ответило начальство? Вызовом в епархиальный суд. По сути, священноначалие не ответило Иакову тем же терпением и братской любовью, что противоречит христианскому этосу. Оказываемое давление на Иакова во многом неправомерно. Ну и мне интересно посмотреть, как работает система подачи обращений.
— Какова была реакция госслужащих на ваше письмо?
— Встреча с главой Департамента по делам религий в нашем акимате (мэрия — Прим. ред.) меня ужаснула. Нет, в его словах не было угроз в мою сторону, я просто в шоке от того, какая каша у людей в голове. Человек, который занимается религиями, не понимает, как религии устроены. Ему надо было объяснять, что создание нового прихода — это не раскол, что в мире помимо РПЦ существуют поместные церкви. Потом он начал вспоминать ИГ и Сирию, говорил: «Иаков — он же может обмануть! И на самом деле он может оказаться экстремистом и террористом!»
Сильнее всего меня поразила не отрефлексированная гиперфиксация на экстремизме и конспирологии.
Кульминацией стало то, что я услышал от человека на его должности, что религии — это… пропаганда идей и вербовка новых сторонников!
— Почему для вас важно православие, несмотря на ваши идеологические разногласия с руководством РПЦ?
— Разумеется, в нашем информационном поле православная вера тесно ассоциируется с РПЦ, но православная вера была задолго до появления РПЦ, и наверняка она будет существовать и без нее. РПЦ — не пуп православия, это всего лишь одна из поместных церквей, не первая среди равных. В конце концов, Церковь — это не государственная организация и тем более не этнокультурное объединение русских, а вселенское тело Христово.
Религия не должна быть инструментом политической власти
Самым «родовитым» среди сторонников Иакова является отец Серафим (Денис) Кенесарин, чингизид (потомок Чингисхана, степной аристократ. — Прим. ред.), прямой потомок последнего казахского хана Кенесары Касымулы, лидера национально-освободительного движения казахов в XIX веке. Выучившийся в Московской духовной семинарии, отец Серафим был ярым патриотом своей Родины. По словам батюшки, он пытался организовывать служение на казахском и русском языках, предлагал разного рода «прогрессивные новшества» в церкви, занимался служением в казахстанских тюрьмах. Тем не менее в 2000 году на епархиальном собрании отец Серафим был запрещен в служении «за непослушание» на восемь лет, по его словам, именно за эти предложения. После этого батюшка служил «нелегитимно» у себя на дому, пока не затосковал и не решил вернуться в клир РПЦ, пройдя «реабилитационную стажировку» в Вознесенском соборе Алма-Аты. Однако его новаторский задор никуда не исчез, и это снова принесло священнику множество проблем. Из-за интриг, склок, доносов и подложных писем у отца Серафима резко испортились отношения с казахстанским митрополитом. Устав от давления со стороны руководства церкви и своих коллег, Кенесарин решил уехать туда, где он может говорить о том, что считает действительно важным. Сейчас отец Серафим проживает в США.
— Почему вы решили присоединиться к инициативе, озвученной Иаковом, по открытию в Казахстане альтернативной православной церкви?
— Потому что знаю, насколько отец Иаков искреннее любит Казахстан и свое служение, насколько искренне любит людей! К сожалению, РПЦ поддерживает войну, и всё это потому, что российские православные возвели «русскость» в культ, в часть религии, а это уже отступничество от идеала. Это «ересь», если хотите. По сути, это ересь фашизма и нацизма, и это не только вопреки вселенскому православию, а вопреки человечности и здравому смыслу.
Было бы естественно выйти из подчинения «имперской» церкви, которая служит воинственному режиму и который готов лишить Казахстан суверенитета. Константинопольская же церковь, с точки зрения культуры и истории, — самая легитимная с точки зрения экклесиологии (отрасль христианского богословия, изучающая природу, свойства и устройство Церкви. — Прим. ред.), ведь Киевская Русь была крещена именно Константинопольской церковью в свое время. К тому же Турция культурно и исторически является братской для Казахстана страной и может занять место России, если та решила воевать со своими ближайшими братьями.
В то же время я полагаю, что можно было бы оставаться и в московской юрисдикции, но только при условии глубочайшего покаяния москвичей, но это вряд ли возможно в ближайшее время.
Но если бы это случилось, я с радостью вернулся бы снова и послужил бы даже в качестве простого мирянина.
Будет красть нашу паству
Пока сподвижники Воронцова ищут сторонников и планируют дальнейшие действия, казахстанские силовики завели на отца Иакова уголовное дело по ст. 174 УК РК «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни», а также по ст. 405 «Экстремизм» после заявления со стороны казахстанцев — прихожан РПЦ. С Воронцова взяли подписку о неразглашении материалов дела, так что подробности неизвестны. «Дело заведено по факту написанного мной поста в Фейсбуке 2 августа прошлого года, где я, русский человек, эмоционально высказываю критику русской культуры и русской церкви на фоне российской агрессии против Украины», — говорит Иаков.
— Был бы я гражданином России, наверно, уже сидел бы. Но в Казахстане меня, скорее всего, оправдают, учитывая абсурдность обвинения. Понимаю, что моя позиция и мои цели как кость в горле для очень влиятельных сил, поэтому готовлюсь к новым провокациям.
Тем не менее «доносчик», а точнее — «доносчица» Анна Щербакова, не просто не скрывалась, а, как выяснили журналисты, открыто хвалится в своих соцсетях о том, что именно она написала «заявление» на «опального» священника:
Вы так уверенно обвиняете во всём Александра Суворова, есть основания для этого? Мне кажется, что ваши дятлы, которые слили вам информацию вас обманули! Сбор подписей был инициирован прихожанами!!!, обычными Православными людьми, чьи чувства вы задеваете, когда пытаетесь понравится своей новой публике. Устроили на своей странице плач принцессы, расписали какие-то немыслимые теории заговора, про доносы, про ущемления и пр., не пробовали задуматься о том, что наша Церковь -это по сути одна большая семья, которую вы оскорбляете и льете на нее грязь и любой, нормальный, адекватный человек будет стараться защитить то, что ему дорого. Вы не имеете никакого морального права на это.
Из поста Анны Щербаковой (орфография и пунктуация автора сохранены)
Александр Суворов, о котором пишет Щербакова, является протоиереем Вознесенского кафедрального собора, главного православного храма Алма-Аты, а также бывшим «коллегой» Иакова Воронцова. Именно в стенах этого храма собирали подписи под заявлением на иеромонаха, и среди подписавших есть сам отец Александр. В интервью казахстанскому изданию священник заявил, что никого не агитировал, но «с большим удовольствием» подписал заявление, поскольку «те вещи, которые Иаков написал 2 августа, что он считает русскую православную церковь самой омерзительной из всех земных религий, меня — украинца, кстати, — оскорбляют».
— По-вашему, уголовное дело за пост в соцсетях — это заслуженное наказание?
— Нет, я считаю, что он должен как минимум удалить свой пост и извиниться, больше от него ничего не требуется. Никто из него «сакральную жертву» делать не собирается. Мы живем в правовом государстве, и наш суд будет судить его согласно нашим законам. Мы как подписанты никогда не хотели посадить Иакова, таких высказываний от нас вы не найдете; никакого давления на судебные органы мы не оказываем, тем более мы не являемся какой-то решающей конфессией здесь.
На вопрос о том, как отец Александр, священник Митрополичьего округа РПЦ в Республике Казахстан, относится к инициативе Иакова и его сподвижников открыть в Казахстане представительство Константинопольского патриархата, протоиерей ответил: «Отрицательно». Причиной этого отец Александр назвал, во-первых, «вранье этих людей» по поводу православной церкви в Казахстане — как утверждает священник, казахстанская церковь никогда не высказывалась о какой-либо поддержке российского вторжения. Во-вторых, разговоры о представительстве Константинополя — это «рейдерство в самом прямом смысле», потому что, с его точки зрения, исторически никакого отношения Константинополь к этой земле не имеет. «Он (Константинопольский патриархат) не строил эти храмы, он не занимался проповедью среди народа», — сказал протоиерей. Также он пожаловался на то, что в своих интервью Воронцов якобы не нападает на прямых участников конфликта вроде Путина или Шойгу, а постоянно поливает грязью тех, кто к этому не причастен, то есть православную церковь Казахстана (митрополичий округ Русской православной церкви в Республике Казахстан. — Прим. ред.)
— Заявления Иакова имеют обратный эффект. Раньше наши прихожане, скажем так, были более нейтральными к политическим вопросам.
Раньше я сам был одним из тех, кто высказывался за бóльшую автономию православной церкви от Москвы, то теперь я полностью поддерживаю патриарха Кирилла.
Подчеркну: я раньше его не поддерживал, но сейчас я поменял свою точку зрения. Даже если бы я был на стороне Иакова, Воронцов не тот лидер, за которым можно идти. Он в каждом своем посте оскорбляет нашу церковь, нашу веру, создает атмосферу религиозной нетерпимости, а мы же делаем всё наоборот! Я занимаюсь диалогом с мусульманами, поздравляю их с Курбан-байрамом всегда, говорю своим прихожанам всегда: «Поздравьте, пожалуйста, наших братьев с их праздником». Посещаю мечети — я их очень люблю, своих братьев имамов, и вместе мы стараемся создавать межнациональный и межрелигиозный мир в стране.
Также «вмешательство» Константинопольского патриархата в дела церквей на канонической территории РПЦ, во-первых, с точки зрения священника, «политически ангажировано, так как Константинополь имеет тесные связи с США, а его патриарх православным миром воспринимается как актор международного влияния Америки, то есть фигура прежде всего политическая и только после — религиозная». Во-вторых, это открыло ящик Пандоры, то есть послужило началом раскола православных на территории вотчины РПЦ. Протоиерей утверждает, что Казахстан — это не США, где в одной стране могут параллельно существовать несколько православных иерархий и не враждовать друг с другом (так как ни одна из них не является исторической). Для Казахстана же иная православная церковь будет «инвазивным влиянием», которое направлено на то, чтобы «красть нашу паству».
Однако в Казахстане существует как минимум две православных, преимущественно русских, общины и так. У РПЦЗ (Русской православной церкви за границей — той части, что не признала объединение с РПЦ в 2007-м) есть один приход в Жамбылской области, на юге Казахстана, а также был приход в Костанае, на северо-западе страны. «Был», потому что 6 декабря 2023 года Московская патриархия с помощью Земельного комитета, как утверждает митрополит Агафангел (Пашковский), отняла у прихода храм и участок земли, на котором община проводила свои богослужения с 1992 года. «Московская патриархия всегда была советской антицерковной организацией, которая не гнушалась никакими методами ради захвата имущества и устранения “конкурентов”. То, что сейчас происходит в Украине, — это лишь малая часть воздаяния им за огромное зло, которое она нанесла и продолжает наносить Православию», — пишет митрополит.
Новые казахстанские православные
— Вопрос иной православной церкви в Казахстане уже назрел, особенно после обретения независимости. Исторически Россия использовала церковь в своих политических проектах в Центральной Азии, но со временем казахстанские православные обрели свою почву, заложили свои традиции. Они давно противились тому, что высших иерархов Казахстанской церкви присылали из Москвы. Крупнейшая в Центральной Азии русская православная церковь стремится к самостоятельности, автокефальные церкви существуют во многих странах. Так называемая «СВО» сильно подстегнула этот процесс и стала катализатором, — говорит преподаватель кафедры истории Казахстана, религиовед, исследователь и докторант Кокшетауского университета имени Шокана Уалиханова Галымтай Тулепбергенов. — Но православная община и раньше старалась решать многие вопросы самостоятельно.
Как-никак, казахстанская православная община существует уже не одно столетие. Иаков просто выразил мнение многих казахстанских иерархов, которые не могут высказать это вслух.
— Каковы, по-вашему, шансы на успех «новых казахстанских православных»?
— У Воронцова и его соратников, я считаю, большие перспективы. Конечно, этот шаг не понравится Московскому патриарху и, скажем откровенно, московским властям. Но как историк отмечу, что Иаков является тем, кто пытается развить базовые ценности православия в период, когда в самой России оно переживает глубокий кризис, истоки которого восходят к эпохе сталинизма. Казахстан в эти годы стал местом ссылки, а затем и массового расстрела священников из России и Украины. Многие из них, такие как Константин Аксенов, Антоний Протоклитов из Саратова, Николай Улович из Большого Токмака, Яков Курдюков из Белгородской области, стали священномучениками. Казахстанские иерархи хорошо знают и помнят эту трагическую историю.
Окончательное решение вопроса, смогут ли «новые казахстанские православные» добиться расположения Вселенского патриарха, находится в подвешенном состоянии из-за уголовного дела над самым активным в Казахстане сторонником ухода из-под крыла РПЦ. Многое в конечном итоге зависит от того, захочет ли в данный процесс вмешиваться казахстанское правительство: останется ли оно пассивным, захочет ли сохранить хорошие отношения с Россией или же напротив — будет использовать чаяния Иакова Воронцова и его сторонников в свою пользу, в пользу сближения с Турцией и прочим «совокупным Западом». За ними — следующий шаг. А «новые казахстанские православные» пытаются держать оборону.