«Другое поколение»
- Подробности
- 1982
- 18.08.2024
- Алексей СИДОРОВ, специально для «Новой газеты Европа»
В российском прокате идет «Дастур» — казахстанский хоррор о домашнем насилии. Страшна здесь не нечистая сила, а многовековые традиции
В конце июля до российских кинотеатров добрался хоррор «Дастур» (по-русски — «традиция») от режиссера клипов группы «Ирина Кайратовна» Куаныша Бейсека и оператора Азамата Дулатова, успевшего поработать с Айсултаном Сеитовым, Noize MC и Монеточкой.
Это фильм о домашнем насилии. Тема, которая как никогда актуальна в Казахстане, особенно после убийства Салтанат Нукеновой ее мужем и массового обсуждения в обществе. При этом картина неожиданно снята в жанре мистического хоррора.
Несмотря на то что большинство приемов, используемых в «Дастур», вторичны для жанра, фильм стал прорывом для казахстанской киноиндустрии: за первую неделю показов он возглавил прокат, обойдя, например, такого очевидного лидера, как «Аквамена» от DC.
В чем секрет фильма — читайте в материале «Новой-Европа».
Сюжет
«Дастур» можно условно поделить на три части. В первой нас знакомят с жителями казахского аула Болашак и их бытом. Главный герой Болат, сын местного скотовладельца Нурсултана, прожигает свою жизнь — покуривает бонг из бутылки с друзьями, вымогает деньги у школьников, избивает стукачей.
Параллельно с этим в ауле проводят выпускной вечер под казахстанский рэп, а сам Нурсултан открывает долгожданный уличный туалет за баснословные деньги и отмазывает сына от полиции.
В первые 20 минут зритель не понимает, а точно ли он пришел на хоррор? Происходящее на экране больше напоминает заход для провинциальной комедии в стиле «Горько» Крыжовникова.
Но жанр фильма резко трансформируется в социальный триллер. Выпускной окончен, с праздника возвращается домбристка Диана, отличница и красавица. Она держит за руку свою подругу, которая говорит, что никогда ее не бросит и они всегда будут вместе. Беззаботная атмосфера исчезает с появлением пьяного Болата, который хочет заняться любовью с Дианой. Та отказывается, он ее насилует, девушка его проклинает.
Родители Дианы грозятся убить Болата, потому что он опорочил честь их дочери. И для них это не фигура речи: в Казахстане изнасилование считается позором для жертвы и ее рода, а не для самого насильника. Что люди подумают?
«Всё село знает», — восклицает глава аула и призывает семьи помириться.
Стороны находят «единственно верное решение», чтобы за Дианой не тянулось клеймо, а Болат остался на свободе, — поженить их. Кроме того, отец юноши заплатит родителям девушки огромный выкуп. Те соглашаются, даже не спросив мнения дочери.
Свадебная церемония снова напоминает по атмосфере фильм «Горько». Но тут мы знаем предысторию, и именно поэтому происходящее смотрится дико и шокирующе. Все гости знают, что Болат изнасиловал Диану, но гуляют как в последний раз.
Третья часть — это и есть долгожданный хоррор. Нам показывают жизнь семьи Болата после свадьбы. Келенка (по-русски — невестка) Диана отказывается выходить из комнаты мужа, а его родители начинают замечать странную чертовщину и дома, и на работе. Огромный рой мух, появление двухголового теленка, включающийся сам по себе телевизор, мигающий свет.
Градус безумия заходит слишком далеко, и, чтобы избавиться от нечистой силы, в дом приглашают имама. Но уже слишком поздно.
Приемы
Название фильма «Дастур» идеально отражает его содержание и проблематику. Сначала зрителю демонстрируют традиционный быт деревни, снятый в полукомедийном стиле. Затем показывают традицию, по которой жертва должна выйти замуж за насильника. В конце же служитель местной мечети пытается изгнать джиннов.
Помимо культурных и религиозных традиций, авторы высмеивают и другие пороки общества, в особенности коррупцию и безразличие к жизням других людей. Эта участь ждет и героев с чистой душой и большим сердцем: одним из немногих положительных персонажей в фильме стал местный участковый в исполнении музыканта группы «Ирина Кайратовна». Он искренне желает справедливости и порядка, но именно его слабохарактерность и неспособность отстоять свое мнение приводят к трагедиям.
Но всё же основная проблема, показанная в фильме, — взаимоотношения мужчины и женщины в традиционном патриархальном обществе.
Отсутствие прав у женщины, отношение к ней как к собственности, допустимость насилия. Главный герой впадает в ярость от того, что ему отказала девушка.
Родители буквально продают ее насильнику, даже не посовещавшись с ней. Отец юноши не желает слушать супругу, когда та вопит, что ей страшно от происходящего в доме.
Несмотря на то что по ходу фильма меняются настроение и динамика, канва повествования остается целостной.
Помимо всего прочего, создатели фильма включили в него множество отсылок и символов. Так, название аула Болашака переводится как «будущее», отца главного героя зовут Нурсултан, а друг молодого человека ходит в кепке с надписью The Exorcist, которая одновременно отсылает и к ужастику Уильяма Фридкина, и к концовке фильма.
Что касается составляющей хоррора, то тут «Дастур» не совершает никаких открытий. Создатели фильма явно вдохновлялись культовыми работами в жанре ужаса — «Психо», «Звонок», «Изгоняющий дьявола», «Муха» — и вставляли из них знакомые приемы. Обилие насекомых, а также сама атмосфера может напомнить российскому зрителю и балабановский «Груз 200».
Несмотря на вторичность приемов, режиссеру удается добиться саспенса. Отчасти этому способствует замкнутое пространство: всё самое ужасное происходит в тесном доме, и замечает эту паранормальщину только мать главного героя, чьи эмоции заставляют нас пугаться еще сильнее. Эффекта добавляет сама предыстория с изнасилованием, свадьбой и попыткой невесты повеситься.
Проблема домашнего насилия в Казахстане
В Казахстане «Дастур» вышел в прокат в конце декабря 2023 года. Тогда по всей стране и за ее пределами обсуждали громкий процесс по делу о жестоком убийстве 31-летней Салтанат Нукеновой. Ее муж, бывший министр экономики страны Куандык Бишимбаев, около восьми часов бил супругу руками и ногами, а после оставил ее умирать, не вызвав скорую. До этого он также постоянно избивал ее.
Фильм срезонировал с актуальной повесткой и привлек внимание зрителей, в первую неделю проката он собрал более 1 миллиарда тенге.
Однако убийство Салтанат не единственное в подобном роде. Проблема домашнего насилия в Казахстане была актуальна всегда. Как справедливо отметил режиссер картины Куаныш Бейсек, домашнее насилие — это тоже своего рода традиция в патриархальном обществе.
По данным Генпрокуратуры Казахстана, ежегодно в полицию поступает более 100 тысяч обращений о фактах домашнего насилия. При этом в половине случаев жертвы отказываются писать заявление о возбуждении уголовного дела — либо из страха, либо считая, что так и надо, ничего необычного не произошло.
В похожей ситуации в 2016 году оказалась казахстанская актриса и продюсерка Баян Есентаева: муж Бахытбек напал на нее с ножом на заправке, заподозрив в неверности. Женщину госпитализировали с проникающим ножевым ранением брюшной полости, закрытой черепно-мозговой травмой и параорбитальной гематомой. Бахытбека приговорили к девяти годам колонии, а Баян потребовалось длительное лечение после нападения. Супруги прожили вместе 22 года, после нападения развелись.
Спустя шесть лет режиссер Аскар Узабаев и сценаристка Асем Жапишева сняли картину «Бакыт» (по-русски — «Счастье») по мотивам истории Есентаевых. Этот фильм выглядит еще более бескомпромиссным по сравнению с «Дастур». В нем нет жанровых исканий. Насилие показано таким, какое оно есть, — бессмысленным, жестоким, рутинным. И оно продолжается на протяжении всего фильма.
«Бакыт» стала первой серьезной работой, которая затронула проблему домашнего насилия в Казахстане и при этом обрела большую популярность как в своей стране, так и за ее пределами — фильм получил приз зрительских симпатий в секции Panorama на Берлинале-2022.
«Дастур» и «Бакыт» схожи также и финальными титрами: в концовках обеих картин авторы напрямую обращаются к зрителям и говорят о том, насколько серьезна проблема домашнего насилия в Казахстане.
Но в отличии от «Бакыт», у «Дастур» есть серьезное преимущество: у фильма намного больше молодых зрителей. Молодежь любит ужастики и флешмобы (во время процесса над Бишимбаевым был запущен флешмоб с тегом#засалтанат). Это большой шанс достучаться до нового поколения, чтобы оно не допустило ошибок своих предков и вышло наконец из порочного круга массового насилия в отношении родных и близких. Одного этого достаточно, чтобы назвать картину заслуживающей внимания. И не только в Казахстане.