Запоздалые почести

Травля натурализованных теннисистов в пабликах и прохладное отношение к гимнасту Нариману Курбанову — нарождающийся «спортивный трайбализм»




В каждом солидном коллективе после ответственного мероприятия проводят обязательный разбор полетов, где скрупулёзно, и самое главное, самокритично оценивают вклад каждого в общее дело. Уверен, что после Парижской Олимпиады профильное министерство и Национальный комитет — проведут такую работу, тем более, что в этом году нам особо похвастаться нечем: результаты нашей сборной, мягко говоря, оставляют желать лучшего, особенно на фоне фурора соседнего Узбекистана.

Я не специалист в области подготовки кадров для спорта высоких достижений, и посему не буду уподобляться некоторым «швецам, жнецам и на дуде игрецам», а выскажусь лишь о некоторых моментах постолимпийской реакции общества на награждение призеров (и не только), которые покоробили меня.

Ничего не имею против достойной оценки достижений наших олимпийцев: заслуживают всяческих почестей. Их победы – повод для гордости казахстанцев, пример для подражания подрастающего поколения, которое вслед за ними пойдет в спортивные секции, и, как максимум, добьется таких же успехов, а, как минимум, будет вести здоровый образ жизни.

В целом процесс чествования наших олимпийцев прошел в привычном режиме: президент наградил их орденами и медалями, региональные власти и меценаты дарили им квартиры и машины. Не обошлось и без креатива: одному из них — подарили табун лошадей.

Интересно, что казахстанская дзюдоистка Абиба Абужакынова получила в подарок автомобиль, даже не попав в Париже на пьедестал почета. Она выступала в столице Франции в весовой категории до 48 килограммов и заняла пятое место. За это ей полагается 10 тысяч долларов, а завоевавшему лишь 9-е место в мужском одиночном разряде по настольному теннису Кириллу Герасименко Федерация настольного тенниса Казахстана подарила квартиру.

Но такие щедроты коснулись не всех: обладатель долгожданной для Казахстана олимпийской медали в спортивной гимнастике (серебряной, хотя, как говорят специалисты, претендовал на золото) Нариман Курбанов остался без соответствующего его выдающемуся спортивному достижению внимания.

По этому поводу граждане нашей страны в СМИ и социальных сетях возмущались такой откровенной несправедливостью.

Сам же призер Олимпиады вел себя очень достойно, и на некоторые провокационные вопросы отвечал, как истинный патриот Казахстана, и зрелый, рассудительный гражданин: дескать, дело не в наградах и почестях, я благодарен своим болельщикам…

Возможно, такое отношение к Курбанову, было связано с тем, что он уйгур. И этот факт в казахстанских пабликах сейчас почему-то старательно обходится или замалчивается.

Конечно, в итоге и он не остался без подарков: две квартиры в Алматы, машина (правда, не такая дорогая, как у других олимпийцев).

Я считаю – в этом целиком заслуга общественности, рассерженной такой беспардонностью власти. Но народ наш мудр и все расставил по своим местам.

Я безусловно за то, чтобы спорт развивался в аулах и селах, столицах, районных и областных центрах, чтобы страну на международных соревнованиях представляли воспитанники казахстанских спортивных школ.

Но суровая мировая тенденция такова, что в некоторых видах спорта приходится приглашать выступать, так называемых, натурализованных спортсменов. Многие наши граждане не понимают разницу между ними и легионерами: легионер – тот, кто выступает в другой стране, не меняя гражданства, а натурализованные спортсмены идут на очень важный и ответственный для каждого человека шаг — меняют гражданство, чтобы выступать под флагом своей новой родины.

Поэтому не могу не заострить внимание на беспощадной и позорной травле в соцсетях, которую ура-патриоты устроили нашим натурализованным теннисистам, выступающим за нашу страну. Дескать, они путинские засланцы, специально приехали, чтобы дискредитировать Казахстан на мировой арене. Елена Рыбакина, мол, придумала болезнь, чтобы выступить на очередном теннисном турнире с большими призовыми, и поэтому снялась с Олимпиады (интересно было наблюдать, как вчерашняя людская любовь в одночасье превращается в лютую ненависть). Александр Бублик и Юлия Путинцева якобы по той же причине специально слили матчи, чтобы быстрее освободиться от Олимпийского турнира. Хотя, та же Рыбакина до сих пор не форме: один турнир пропустила, другой с треском проиграла. Никто из разумных людей никогда не поверит, что профессиональные спортсмены, а тем более теннисисты, намеренно плохо выступили на таком престижном для себя турнире, как Олимпиада, к которой готовились четыре года. Об этом говорят и факты о других натурализованных российских спортсменах, которые, выступая за сборные разных стран, стали олимпийскими чемпионами в гимнастике, плавании, борьбе.

Все эта позорная истерия - своего рода, новый трайбализм, который уже обосновался в нашем спорте. Ни, в близких нам по менталитету, Узбекистане и Азербайджане ничего подобного в отношение к натурализованным спортсменам не наблюдается. И пока мы не признаем наличие такой проблемы в, стремящемся жить по современным законам и стандартам, казахстанском спорте (и вокруг него), — будем обречены и впредь наступать на эти опасные грабли.



Пользуясь случаем, хочу высказать свое отношение к повальному и не всегда адекватному (по отношению экономическому состоянию страны и уровню жизни сограждан) щедрому награждению олимпийцев. За первые три места полагаются призовые в размере $ 250 тыс., $150 тыс. и $ 75 тыс. соответственно. Спортсмены, занявшие с 4-го по 6-е места, получат $30, 10 и 5 тыс. соответственно. За олимпийский рекорд можно получить дополнительно $5 тыс. Да, спортсмены, победившие на Олимпиаде — это достойные граждане. Они прославляют государство и нацию, в честь их победы поднимают наш флаг и звучит наш гимн. Все это правильно. Но, например, спортсмены олимпийской сборной США, которая заняла первое место в медальном зачете, премируются гораздо скромнее: $37,5 тыс. за каждую выигранную золотую медаль, $22,5 тыс. за серебро и $15 тыс. за бронзу.

Налицо субъективизм, спортивная клановость: какая федерация спорта круче, чьи земляки состоятельнее, у кого подарки весомее… Боксеры, например, могут получить дополнительные призовые от своей профильной федерации: за первое место — $ 220 тыс., за второе место — $120 тыс., за третье место — $70 тыс., за четвертое место — 30 тыс., за пятое место — $10 тыс.

Но если мы живем в унитарной стране, если государство проводит единую политику в области спорта, почему так же щедро и не чествуются другие наши сограждане, достойно представляющие Казахстан на других соревнованиях: научных олимпиадах, международных интеллектуальных и творческих конкурсах?

Отдавая должное многолетней кропотливой и самоотверженной подготовке спортсменов к Олимпиаде (чемпионатам мира и континента), признаем, что для того чтобы достичь таких международных вершин в науке, образовании, культуре, литературе и искусстве тоже нужны не только уникальные таланты, трудолюбие, упорство, жертвенность, но и щедрое, со стороны государства и меценатов, финансирование. Это подняло бы престиж образования и науки, привлекло бы в ряды будущих казахстанских светил «племя младое незнакомое». Ибо, все-таки не спорт определяет общее экономическое и интеллектуальное развитие государства.

Но уважают ли наши высокопоставленные чиновники (большинство из которых язык не повернется назвать интеллектуально состоятельными) умных, образованных граждан? Может им некомфортно общаться с теми, кто на голову выше них по уровню IQ? Тем более, что настоящие интеллектуалы, как водится, независимы в своих суждениях и не участвуют в примитивных политических схемах по заигрыванию с власть имущими.