Алжыған

Если твой друг Лукашенко, то и врагов не надо!



«Албасты!» (применительно здесь – «дурак»), - воскликнула моя супруга, когда прочитала про очередное скандальное высказывание президента Беларуси Лукашенко про Казахстан. Я же поправил: «Алжыған! («выживший с ума»).

О чем речь?

Известный своими экстравагантыми высказываниями,зачастую задевающими самолюбие целых государств, белорусский президент дал интервью телеканалу «Россия»  в своем репертуаре: «Мы с Россией фактически находимся в одной лодке. Если она перевернётся, мы утонем вместе. Не стоит скрывать наши союзнические отношения... «Мы [Беларусь — ред.] не начинаем юлить, как некоторые наши постсоветские государства. От России хотят чего-то взять, а взамен ничего не дать… Так дело не пойдёт. Давайте будем вместе. Надо понимать, что сложится ситуация, что вы потом просить нас будете, а не кого-то. Никто вам на помощь не придёт. Ну и потом, мы создали экономическое пространство — худо-бедно постсоветское это пространство. Зачем его терять? Что, Казахстан или Узбекистан со своими товарами, их ждут где-то в Америке или в Евросоюзе? Да нет. То, чего не хватает, может, и купят там на 2 миллиона долларов, а остальное — „сами ешьте“. А избыток большой куда — в Россию просятся продать — общий рынок. Поэтому зачем терять то, что есть? Давайте к этому будем добавлять», — заявил президент Беларуси.

Сия сентенция вызывает несколько вопросов. Зачем находиться в лодке, которая может перевернуться? Не стоит ли создать иное сообщество, которое было бы устойчиво при возникновениии катаклизмов в одной из стран- участниц (я имею в виду тот же Европейский Союз, где все равны, и кризисы в отдельных странах – вспомним дефолт той же Греции – не влияют на устойчивость этого сообщества)? Почему судьба одних независимых государств должна зависеть от судьбы одной?

Что такого достается Казахстану от России? Не она ли пожинает основные плоды Евразийского Союза в отличие от других его участников, забирая львиную долю доходов? Наоборот, в условиях, когда, развязавшая войну против Украины, страна стала фактически изгоем и попала под все возможные усиливаюшиеся западные санкции, именно такие государства, как Казахстан, стали для нее спасительным кругом: именно в наши страны ринулся российский капитал.

Но разошедшегося Лукашенко уже не остановить: «Время недалеко, когда придете к той же России и будете просить поддержки и помощи. Просить не у кого… В Казахстане что-то случилось – кого просили? Китай, Индию, Пакистан? Нет, к Путину – помогите. И мы перебросили туда (миротворческие силы ОДКБ — ред.) в течение полудня  — наши уже самолёты там приземлялись в Казахстане. Утихомирили», — сказал он.

Что за время, которое «недалеко»? Что конкретно имеет в виду Лукашенко? Или ему, как доверенному человеку Путина известны какие-то планы хозяина Кремля по «собиранию земель русских», и чересчур эмоциональный интервьюруемый просто проболтался? Не НАТО же собирается напасть на Казахстан! Или Лукашенко знает о планах по организации «второго Кантара», когда руководству Казахстана вновь понадобится помощь извне?

К слову, во время Кантара Казахстан обратился не к России, а к ОДКБ, членом которой он является, и это обращение соответствовало уставным положениям организации (было ли такое обращение целесообразно или нет - другой вопрос, который требует обнародования всей правды о трагических январских событиях).

И кто «утихомирил»?! ОДКБ? Но как утверждает наш официоз, силы ОДКБ только охраняли стратегические объекты и не вмешивались во внутренние дела Казахстана. Или нам чего-то не договаривают?

На мой взгляд, такое выступление президента «дружественного государства» (которого, кстати, часть мирового сообщества не признает легитимным из-за нечестно проведенных президентских выборов) имеет не только сугубо личностные причины: что с него, бывшего директора совхоза, который уже 30 лет (!) сидит на вершине власти и не желает уходить, взять? Такое понимание было бы чересчур примитивным.

Похоже, у Путина к Лукашенко появились какие-то претензий. Они могут быть связаны как с вопросом затянувшегося официального оформления Союзного государства, так и с отдельными, не соответствующими общей линии Кремля, внешнеполитическими комментариями Лукашенко. Неприятны, видимо, для Кремля и хитрые тактические ходы Лукашенко, как, например, недавний отвод своих войск от белорусско-украинской границы. И в сложившейся ситуации, посредством такого  интервью, Лукашенко подает сигнал Путину: вот они - Казахстан и другие страны  - такие нехорошие и ненадежные, а я - свой!

Наша власть в ответ на эскападу белорусского Батьки поступила оперативно и правильно: в МИД Казахстана вызвали посла Беларуси в Астане Павла Утюпина и сделали ему соответствующее дипломатическое внушение. «Казахстан проводит сбалансированную и миролюбивую внешнюю политику в соответствии с Уставом ООН и основополагающими нормами международного права. Наша страна твёрдо убеждена в том, что все разногласия между государствами должны решаться политическими и дипломатическими путями», — заявил глава МИД Казахстана Мурат Нуртлеу на встрече с послом.

Министр также призвал белорусскую сторону «к необходимости объективно оценивать позицию Астаны в отношении происходящих процессов».

Хочется надеяться, что в кулуарах наш МИД был еще конкретней и жестче (по-лукашенски говоря, не юлили), чем сказано в официальном сообщении внешнеполитического ведомства Казахстана.

Тем не менее, у этой ситуации есть свой «плюс»: казахстанцы все больше удостоверяются с какими одиозными президентами мы состоим в общих союзах - с «такими друзьями и врагов не надо!».