Де-факто весомее, чем де-юре?
- Подробности
- 4174
- 11.09.2024
- Амиржан КОСАНОВ, член Общественной палаты Мажилисе РК, специально для «Новой—Казахстан».
Призрак бродит по стране и зарубежью – призрак елбасы
Вполне понятен интерес казахстанцев к тому, чем сегодня занимается экс-елбасы Нурсултан Назарбаев: слишком много к нему вопросов, на которые до сих пор (спустя пять лет со времени его ухода с поста президента) нет ответов. Если он считает, что своими, наспех скроенными мемуарами «Моя жизнь» рассчитался с обществом, то глубоко ошибается!
Как сообщает телеканал «Oʻzbekiston 24», а позже и ряд казахстанских СМИ, пенсионер Нурсултан Назарбаев съездил в Бухару, где встретился с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. Встреча была неформальной, Мирзиёев в этот день был в Бухаре с рабочей поездкой. Назарбаев же приехал в город для «посещения древних памятников архитектуры».
Похоже, такое построение текста информации должно подвигнуть читателя к мысли, что эти два человека встретились случайно в большом городе: один просто отдыхал, а у второго была служебная поездка.
Вполне возможно, Назарбаев и Мирзиеев обсуждали болезненную для Узбекистана тему «афганского направления». «Новая – Казахстан» уже писала (Это — мир, пусть и шариатский, от 26.07.2024 года) об озабоченности официального Ташкента тем, что власти Казахстана в конце прошлого года решили исключить движение «Талибан» из списка запрещенных террористических организаций, тем самым, де-юре, открыв путь для выстраивания полноценных дипломатических и экономических отношений с режимом талибов.
До этого взаимодействие на так называемом «афганском направлении» традиционно считалось прерогативой исключительно официального Ташкента, который противился любым попыткам других стран Центральной Азии развивать взаимодействие с официальными властями Афганистана. Оно и понятно - объем импорта в эту страну оценивается приблизительно в 7 млрд. долларов, а в число самых востребованных товаров входят продукты питания, сельскохозяйственная, текстильная, кожевенная продукция, электротехника и стройматериалы. И в последние годы Казахстан активно наращивает поставки этих товаров в Афганистан по альтернативному маршруту в обход Узбекистана, через территорию Туркменистана, из-за чего узбекская экономика рискует потерять до 4 млрд. долларов в год. Не исключаю, что узбекский президент мог попросить бывшего казахстанского коллегу (зная его влияние на Токаева) оказать, в обмен на те же гарантии безопасности, воздействие на своего ставленника по этому вопросу.
Что удивительно, официальный сайт Назарбаева о его поездке в Узбекистан не проронил ни слова, там последние новости датированы 12 декабрем 2023 года, где сообщается об участии экс-елбасы в седьмом заседании «Астана-клуба».
Значит ли это, что Назарбаев окончательно ушел из политики и публичного пространства? Однозначно - нет. И тому есть веские причины.
Для начала замечу, что Назарбаев и без своего поста, де-факто, остается влиятельным человеком в Казахстане, хотя бы по одной простой причине: почти все старо-новые чиновники и олигархи, включая, и действующего президента, обязаны ему своей карьерой и благополучием. Это обстоятельство значит больше, чем присутствие, де-юре, в кресле президента.
Не забываем, что у него есть определенные договоренности с со своим преемником – действующим президентом Токаевым. В 2019 году, остановившись на его кандидатуре, Назарбаев наверняка поставил ему условия. Они, уверен, касались последующего иммунитета от уголовного преследования в отношение самого елбасы и членов его семьи, гарантий сохранения их бизнеса, собственности и имущества, тайных и открытых счетов банках и офшорах. Скорее всего, обговаривались и кадровые решения в верхних эшелонах власти на будущее, ибо именно свои люди во власти должны были подстраховать Назарбаева и защищать его личные интересы на случай возможного (!) отказа Токаева от своих обязательств по причине форс-мажора (уверен, что достаточно искушенный в подковерных интригах хитроумный Назарбаев обезопасил себя).
Именно в этом контексте я воспринимаю недавнее решение Верховного суда РК, который отказался рассматривать дело о богатствах экс-президента Нурсултана Назарбаева: «Кассационная коллегия по предварительному рассмотрению ходатайства казахстанца Кайиргельды Смагулова постановила, что нет оснований для дальнейшего рассмотрения его иска, направленного на взыскание активов и имущества Назарбаева в пользу государства». Оказалось, что «изучив доводы ходатайства, судья полагает, что оснований для пересмотра судебных актов не имеется».
Как отмечается, это была третья попытка Смагулова в судебном порядке добиться конфискации имущества экс-президента в пользу государства.
«Он настаивает, что действия Назарбаева в должности президента поставили под угрозу гибели все человечество. Ранее межрайонный суд по гражданским делам Астаны, а затем и столичный суд отклонили его требование».
Допускаю, что в своем иске Смагулов был чересчур эмоционален и юридически не выдержан, говоря о последствиях «для всего человечества»: где он, Назарбаев, а где остальные восемь миллиардов землян?! Но вопрос, как бы он не был сформулирован, в том числе, и с полным соблюдением буквы Закона, о богатствах гражданина и пенсионера Нурсултана Назарбаева все еще остается открытым.
Он актуален на фоне обнищания большинства населения Казахстана, полного разграбления природных ресурсов и расхищения бюджетных средств в бытность его президентом, ибо ныне, строя Новый Казахстан, общество и государство страдают от последствий того финансового беспредела и находятся на грани банкротства, а львиная доля этих наворованных средств как раз выведена из страны и подпадает под возвратную кампанию.
А где дочки и зятья Назарбаева? Почему их не видно в рядах активных строителей Нового Казахстана? Почему они не возвращают в страну незаконно выведенные деньги?
Уверен, что пробуксовка объявленного президентом Токаевым возврата незаконно выведенных за рубеж средств тормозится именно по причине неформальной (но однозначно существующей) причастности экс-президента к этим многомиллиардным (в долларовом исчислении!) финансовым потокам.
Также уверен, что, учитывая тоталитарный характер созданного Назарбаевым государства, ни одна тиынка не была выведена из страны без его высочайшего соизволения (скажу больше – по поручению!).
В этот ряд договоренностей между Назарбаевым и Токаевым ложится и довольно лояльный, всепрощающий характер отношения новой власти к семье и близкому окружению экс-елбасы: такое ощущение, что их выводят из-под удара.
Но общество не может оставаться заложником тайных договоренностей между двумя гражданами – Назарбаевым и Токаевым. И посему, как бы трудно ему это ни было, нынешний президент, учитывая сложившиеся новые реалии, должен не оглядываться на некоторые ранее данные Назарбаеву обещания: на кону - будущее государства!
Тем более, что в обществе усиливаются разговоры о возможном реванше обиженных на Токаева «староказахстанцев» (читай: назарбаевцев). Вчерашние хозяева жизни, оставшись не у дел и, подвергшись частичной конфискации имущества, похоже не смирились с нынешним, непривычным для себя низким социальным и политическим статусом.
Похоже, время работает на них, реваншистов. Причина одна: несмотря на первоначальную эйфорию определенной части населения (включая и вчерашних оппонентов Назарбаева, к коим я отношу и себя) по поводу прихода к власти Токаева, и заявленной им идеи строительства Нового Казахстана, общественный оптимизм сходит на нет.
И дело не столько в плачевных социально-экономических показателях, и безответственной некомпетентности гламурно-глянцевой команды Токаева, которая оказалась не лучше назарбаевской (а в чем-то хуже и аморальнее), дело - в… экс-елбасы, который мешает обществу воспринимать, обремененного обязательствами, Токаева независимым и сильным президентом. Поверьте, такая беспомощность перед Назарбаевым, от которого пострадала страна и лучшие сыны и дочери казахского народа, никак не добавляет действующему президенту авторитета. Скорее, наоборот.
И подобные (как поездка в соседний Узбекистан) визиты, встречи и, возможно, сепаратные переговоры с тамошними действующими руководителями государств будут вновь и вновь будоражить общество: а что на уме у Нуреке? Что стоит за его очередным появлением рядом с президентом соседней страны? Назарбаев до сих пор держит страну в напряжении.