Цена банки пива – кровавая талгарская трагедия
- Подробности
- 7625
- 14.10.2024
- Амиржан КОСАНОВ, член Общественной палаты Мажилисе РК, специально для «Новой—Казахстан
Почему Акорда теряет контроль над регионами?
Все последние дни страна - в шоке от ужасной трагедии, которая случилась в городе Талгар Алматинской области: группой отморозков за банку пива был убит 16-летний Шерзат.
Коротко остановлюсь на хронике событий:
Двое мужчин зашли в продуктовый магазин. Взяли пиво, но не расплатились. Между хозяином магазина и мужчинами завязалась словесная перепалка. За отца заступился сын Шерзат.
Один из покупателей позвонил приятелям и позвал их на подмогу. Они приехали на двух машинах. По словам отца погибшего подростка, их было, вооруженных ружьем и ножами.
Завязалась драка, во время которой Шерзат получил ножевые ранения в сердце и легкие. Подросток скончался в реанимации больницы, куда его привез отец.
Учитывая, что официоз до сих пор хранит непонятное (или понятное?) молчание по поводу ряда конкретных обвинений со стороны общественности (все они есть в нескольких независимых СМИ и социальных сетях), видимо, можно говорить о некоторых очевидных вещах.
Налицо беспомощность правоохранительных органов перед организованными преступными группами, которые безнаказанно творят. что хотят.
Самый наглядный пример таков: после убийства подростка министр внутренних дел заявил, что берет под личный контроль ситуацию в районе, а на следующий день… в ответ поджигают дом семьи погибшего! Я всегда был уверен, что настоящие офицеры должны отвечать за свои слова. По сути, поджог дома после заверений министра - это откровенный и дерзкий вызов не только ему, но и Акорде!
Налицо сохранившаяся со времен старого Казахстана бандитская сущность власти. В ряде СМИ пишут о некоем Хасане, который якобы решает все проблемы в регионе. И ни одно ведомство до сих пор не прокомментировало разговоры о том, что у бандитов есть родственники в местных органах власти. Или долгое молчание – знак согласия?
Эти слухи рождаются не на пустом месте. Ни для кого не секрет, что у нас во власть идут, чтобы, в первую очередь, решать свои личные вопросы и своего ближнего круга. Потому разговоры о влиятельных родственниках тех или иных правонарушителей, которые позже избегают должного наказания – реалии не только Талгара. И по этой простой причине люди охотно верят такой версии.
Важно также иметь в виду специфику Алматинской области, как родины и вотчины семьи Нурсултана Назарбаева. Многие говорят о его покойном брате Болате Назарбаеве, который буквально приватизировал ее.
Но свою алчную длань на привлекательный во всех отношениях регион положили и другие члены назарбаевского клана, среди которых называются имена детей, зятьев, сватов и иных соплеменников экс-елбасы (у казахов хватает разновидностей родственных отношений).
Не в Акорде ли находятся те, кто довел район до такого состояния? Не этим ли обстоятельством связаны издержки информирования о ситуации с убийством и самого хода расследования? И если бы мы уповали исключительно на официальную информацию и государственные СМИ, то, скорее всего, и не узнали бы об этой трагедии: слишком уж много примеров, когда власть хотела бы замолчать то или иное резонансное событие, которое, по ее мнению, может негативно отразиться на ее имидже. Но благодаря независимым СМИ и социальным сетям обществу стало известно о произошедшем и власть вынуждена была реагировать.
«Аузы күйген үріп ішеді» («обжегшись на молоке дуют на воду») гласит казахская мудрость: слишком уж часто расследования такого рода резонансных преступлений не доходили до своего логического завершения, становясь заложниками несправедливости, лжи, сращивания государственных структур с криминалом, желания защитить неких высокопоставленных чинов или их отпрысков. Понимая это, разгневанное общество заранее бьет тревогу и «раздает всем сестрам по серьгам», называя конкретных виновных: что ж, Акорда пожинает плоды своего поведения.
Думаю, что ее обитателям не гоже вести себя как страус, закопавший свою голову в песок, а честно признать свои просчеты, вскрывать застарелые постназарбаевские язвы, иначе они в общественном сознании будут именоваться токаевскими.
Талгар – всего лишь один из городов и районов необъятной страны. Не сомневаюсь, что такие гроздья гнева зреют и в других регионах.
У нас же каждый аким – Бог и царь, полновластный князек в своей округе. Поэтому нужно создавать не государственную, а общественную комиссию по расследованию трагедии в Талгаре
Не секрет, что в обществе, в том числе, и в достаточно осведомлённых кругах, начали сомневаться в способности Акорды эффективно контролировать регионы. Причин этому много: текучесть кадров, приход к руководству областями и районами случайных людей. Центральная власть фактически забыла про такую основу государства, как районы и села. Часто ли президент или премьер посещают районные центры и аулы, и видят там не «потемкинские деревни», а реальную жизнь?
Ведется ли Акордой скрупулёзный и объективный анализ общественных настроений и тенденций в регионах, в первую очередь, там, где назревают конфликтные перспективы? Не покрывают ли вышестоящие чиновники по всем известным (клановым, трайбалистским, коррупционным, родственным и иным) причинам темные делишки местных царьков и иные неприглядные обстоятельства и факты?
Да, Акорда объявила о выборности районных акимов. Идея, заслуживающая поддержки. Но будут ли честными их выборы в условиях полной подчиненности избирательных комиссий исполнительной власти? Ведь зачастую в акимы проходят в основном акординские креатуры и ее партии, не оставляя ни малейшего шанса независимым кандидатам.
Почему буксует ранее заявленная реформа МВД? Мы где-то слышали о новой форме для полицейских, и больше ничего!
Думаю, что причина такого торможения в том, что полиция всегда была кровно (и не только) связана с верховной властью. У них особые, специфические отношения. Полиция нужна авторитариям для наведения порядка (в первую очередь, политического!), подавления акций протестов, усмирения неугодных, возбуждения дел против оппонентов и т.д.
Почему мы не говорим о реформе Совета безопасности и КНБ, которые должны быть в курсе реальной обстановки в регионах и действовать превентивно, чтобы предупреждать такого рода преступления?
У этого события есть и свой идеологический, воспитательный аспект. Кто у нас кумиры молодежи? Кто у нее в почете? Те, кто имеет неформальные связи с властью и может «решать вопросы». Именно они в реальном авторитете, к ним все идут со своими проблемами.
Получается, что все эти, потраченные на развитие и обновление духовной сферы миллиарды тенге (та же программа «Рухани жаңғыру» и ей подобные, призванные «сеять доброе, разумное и вечное» и воспитывать у молодежи благородные чувства), не стоят одной банки пива, из-за которой и произошло жестокое убийство.
ПОД ТЕКСТ
«Братанская» культура
«А тем временем, выяснилось, что в паре десятков километров от крупнейшего города страны уже много лет существует организованная банда. Что ей руководят криминальные авторитеты. Что традиции этой банды передаются из поколения в поколение. Что выходцы из нее служат в полиции. И что именно поэтому многочисленные преступления, которые эта группа совершает уже много лет, остаются безнаказанными. Их отлично знают жители города, причем по именам. У них есть привычка носить с собой оружие и пускать его в ход по любому поводу. Они занимаются рэкетом и «крышуют» местный бизнес». – пишет на своей странице в Фейсбуке юрист Ержан Есимханов (Yerzhan Yessimkhanov).
Местные жители говорят о том, что выходцы из банды служат в местной полиции, а брат главаря банды (некоего Хасана, – ред), занимает высокую позицию в акимате района (якобы - руководитель аппарата акима Талгара Аслан Касымбаев, его можно обнаружить на сайте eGov.kz официально - ред). Именно это объясняет многолетнюю неприкосновенность банды, ее полную свободу и безнаказанность, с которой она действует.
Уголовные дела, которые ранее открывались по поводу преступлений, совершенных членами банды, закрывались за примирением сторон. Так могло бы случиться и в этот раз. Поджог дома явно направлен на запугивание родных Шерзата. Его отец ранее заявлял о том, что ему поступают звонки с угрозами.», - уверен Есимханов и считает, что в Талгаре орудует мафия. Она запугивает и терроризирует местных жителей. И личный контроль со стороны министра внутренних дел ее не волнует совершенно. И она намерена запугать родственников Шерзата, чтобы те перестали выносить дело на всеобщее обсуждение, чтобы его можно было замять на местном уровне».
В подтверждение этих слов журналист Серик Абикенулы на своей странице в Facebook приводит еще один пример: «В 2008 году в Талгарском районе пропал парень, а через 8 месяцев нашли его закопанные кости. Установили, кто это был, и пока его брат занимался похоронами и поминками, преступники подъехали на двух-трех машинах и обстреляли объятый трауром дом. Вот так они решили наказать родственника, который решил по-людски похоронить их жертву. В ходе перестрелки была убита женщина, помогавшая на похоронах. Один парень получил травму. Событие вызвало большой резонанс, о нем вышел сюжет на ТВ. 15 лет прошло с тех пор, ничего не изменилось»…
То, что случилось в Талгаре, не типичный криминал. В каждой стране совершаются убийства по разным мотивам и причинам. Но есть некие признаки, которые отличают типичность от крайности. Убийство подростка кучкой отморозков на глазах родителей даже не демонстрация или бешеный натиск «стаи» - это признак вырождения определённого слоя нашего населения.
«Ещё в середине 2000-х до нас доходили слухи об ужасающих вещах, которые творили «хозяева алма-атинской области». - вспоминает журналист и общественный деятель Гульжан Ергалиева в своем посте в соцсетях. - Люди Болата Назарбаева крали старшеклассниц прямо на дороге, которые приглянулись «хозяину». Потом родственников жертвы задаривали подарками, а полиции велели молчать».
У нас лет 15 назад в газете «Свобода Слова», вспоминает Ергалиева, вышел материал о беспределе, который творили в Енбекши-Казахском районе братья генерала Касымова (дяди Коли). Тогда ко мне приехал другой генерал из МВД, и мы побеседовали неформально в его машине. Я твёрдо его уверила, что все доказательства у нас есть. Однако никакой реакции не последовало.
Такие преступления касались не только родни Назарбаева, подчеркивает Ергалиева, беспределом - как должностным, так и бытовым - занимались все мало-мальски причастные к власти. Особенно махновщина процветала в области и районах, где вся власть была «своя», покрывавшая друг друга и все группировки: «Таким образом, здесь сформировалась некая «братанская» культура, охватившая большую часть загороднего населения. Мало того, эта «культура» вводила свои законы. Расправа над чеченской семьёй в Маловодном, куда нагрянула большая вооружённая банда и просто расстреляла дом Махматовых. Полиция приехала через несколько часов. Намеренно опоздала. А еще - резня в дунганском поселке Масанчи - десятки убитых людей и сожженных домов. Полиция подстраховывала налёт на въезде в село». – напоминает общественный деятель.
А всему населению дали понять, что настоящий закон здесь он - Хозяин. Таких «хозяинов», по сведениям Ергалиевой, по области было немало, и они делились по рангам. Снизу - вверх до самого главного Базаркома, который лично назначал акимов, начальников силовых структур, судей и всю остальную власть: «Поэтому здесь царили свои правила и сложилась своя иерархия. Иногда, раз в год, Хозяин одаривал своих крепостных. Например, сбрасывал с вертолёта пятитысячные купюры на головы изумленных подданных или устраивал байгу в степи с бесплатным пловом на 5 тысяч человек. И люди ликовали, потому что их сознание было сломленным».
Сегодня некоторые говорят «при Назарбаеве такого не было». Было - уверяет Ергалиева - все было: «Только изнасилованным закрывали рты прямо в полиции. На рейдерство прокуроры давали отрицательные заключения. В судах выносили приговоры не судьи, а «агашки». Везде шло методичное вырождение власти и населения, превращенное в крепостных».
Убийство в Талгаре – это, по мнению Ергалиевой, иллюстрация той самой «братанской культуры»: «Случись это при назарбаевых, мы об этом либо не узнали бы вообще, либо нам это преподнесли как обыденное хулиганство с трагическим концом. Но то, что за годы независимости, а вернее за годы назарбаевской морали, выросло новое поколение беспредельщиков и их жертв, которые считают этот образ жизни нормой, настоящая трагедия национального масштаба. Мы не просто потеряли «поколение независимости», а вырастили многих из них монстрами, которые даже не подозревают, что они - монстры.