Под номером 0001

Как закрывали Семипалатинский ядерный полигон


19 октября исполнилось 35 лет со дня последнего ядерного взрыва на казахстанской земле, что стало волеизлиянием многонационального народа Казахстана, вдохновленного активными действиями и энтузиазму МАД «Невада-Семипалатинск».

Как известно, Международное антиядерное движение «Невада-Семипалатинск» было образовано знаменитым поэтом и общественным деятелем Олжасом Омаровичем Сулейменовым 28 февраля 1989 года на митинге общественности около здания Союза писателей в столице Казахской ССР.

16 мая 1989 года согласно Указу Президиума КазССР «О порядке образования и деятельности самодеятельных общественных объединений» исполком Советского районного совета народных депутатов г. Алма-Аты зарегистрировал движение «Невада-Семипалатинск» как добровольную массово-общественную организацию, осуществляющую свою деятельность в соответствии с Конституцией СССР. Также были зарегистрированы устав и программа Движения, утвержденные его оргкомитетом. В начале июля 1989 года Олжас Сулейменов выступил на I cъезде народных депутатов Верховного Совета СССР, где сообщил о целях и требованиях созданного в Казахстане антиядерного движения. В том же месяце он впервые вместе с журналистами посетил Семипалатинский полигон. Так был рассекречен военный городок Курчатов: благодаря публикации в журнале «Огонек» о нем узнали в стране и мире.

За первые полгода-год деятельности Движение организовало мощную волну митингов, маршей и других мирных акций протеста. В том числе и мероприятие в поддержку 44-й годовщины трагедии Хиросимы и Нагасаки, состоявшееся 6 августа 1989 года с участием многих международных организаций. 9 сентября движение «Невада-Семипалатинск» провело научно-практическую конференцию по проблемам вследствие ядерных взрывов в Казахстане. 4 октября ТАСС сообщает об очередном испытании.

В ответ в знак протеста был проведен митинг в Москве у здания Министерства обороны СССР, где Олжас Сулейменов призвал президентов Советского Союза Михаила Горбачева и США Джорджа Буша объявить двусторонний мораторий на ядерные испытания. По предложению депутатов Андрея Сахарова и Олжаса Сулейменова в Верховном Совете СССР была создана независимая парламентская группа «За безъядерный мир». 9–10 октября представители Движения приняли участие в работе 9-го международного конгресса «Врачи мира за предотвращение ядерной войны». И здесь звучал призыв — остановить испытания ядерного оружия. В своей книге «Так было...» Олжас Сулейменов так вспоминает проведение конгресса и то, что было после: «...Общая атмосфера конгресса, насыщенного кислородом чистых намерений, поступков и надежд. Нам было дано на себе это почувствовать. Мы, не скрываясь, участвовали в создании нового мира и его надежд. Не забыть вдохновением наполненный зал конгресса избирателей и парламентариев! Ни одного занудного доклада, ни одной речи по бумажке. Никаких обвинений, жалоб, проклятий. Говорили профессионально и экспромтом о новой данности – «Дело за нами!».

Затем по инициативе Сулейменова был создан Международный антиядерный Альянс. Движение подарило миру шанс отказаться от своего ядерного конца – продолжить свой маршрут в будущее. Неслучайно архивы «Невады» были включены в Реестр документального наследия человечества «Память мира».



Среди первых побед Движения, которыми могут гордиться Казахстан и все антивоенное сообщество мира — в 1989 году на СИЯП было остановлено 11 ядерных взрывов из 18 запланированных. Удалось осуществить только семь, последний прогремел 19 октября. Этот успех — результат народной воли и гнева.

Так, 130 тысяч шахтеров Караганды провели митинг и приняли резолюцию: в случае продолжения испытаний начать бессрочную забастовку. Их поддержали рабочие Семипалатинска, Павлодара, Усть-Каменогорска и Жезказгана, а также Верховный Совет КазССР, выступивший 14 ноября 1989 года с Обращением к правительству и народным депутатам СССР, где звучала настоятельная просьба о немедленном прекращении ядерных взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне (СИЯП). И 20 ноября 1989 года Верховный Совет страны принял постановление, в рамках которого были остановлены ядерные взрывы на Семипалатинском и Новоземельском полигонах.

Участники Движения пошли дальше — они требовали полностью закрыть Семипалатинский полигон и его инфраструктуру. Их и здесь поддержал Верховный Совет КазССР. 10 мая 1990 года в Алма-Ате прошло заседание его Комитета по вопросам экологии и рациональному использованию природных ресурсов с участием представителей Совета министров республики, Минздрава, Госкомприроды, институтов Ядерной физики и Географии.

На повестке дня была информация о Семипалатинском полигоне. Заслушав членов Движения и других присутствующих лиц, участники заседания приняли единогласное решение: внести на сессию Верховного Совета КазССР вопрос о запрещении ядерных испытаний на СИЯП; добиться доступа к секретной информации и создать компетентную комиссию по изучению медико-биологических и экологических последствий полигона; выйти с предложением в Верховный Совет и Правительство СССР о разработке общегосударственной программы по экономической, экологической и социальной реабилитации четырех областей Казахстана (Семипалатинской, Карагандинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской), наиболее пострадавших от многолетнего функционирования СИЯП.

Следующим шагом стало принятие Постановления Верховного Совета КазССР от 22 мая 1990 года о прекращении испытаний на Семипалатинском полигоне и мерах по охране здоровья населения и окружающей среды региона. Документ требовал от Правительства СССР принять решение не только о немедленном и полном прекращении ядерных испытаний, но и выплаты материальных компенсаций и предоставления льгот населению за нанесенный ущерб. А также — одобрить внесенные Правительством республики предложения об улучшении условий медицинского обслуживания и снабжения товарами народного потребления жителей территорий, прилегающих к полигону, и обеспечении их материально-техническими ресурсами; рассмотреть вопрос по дальнейшему народнохозяйственному использованию научно-производственного потенциала Семипалатинского полигона.

Совет министров КазССР поддержал решения Верховного Совета народных депутатов республики. 31 мая 1990 года было подписано Постановление правительства, в котором одобрены деятельность движения «Невада-Семипалатинск», его программные цели и основные направления. Совмин республики постановил всем местным органам и ведомствам оказывать Движению и его областным отделениям содействие и практическую помощь в проводимой работе. Упор был сделан на укреплении материально-технической базы, в т.ч. выделении необходимых помещений, республиканскому филиалу Внешэкономбанка СССР — открыть специальный валютный счет для зачисления средств от зарубежных спонсоров, МИД КазССР — оказывать содействие в приеме почетных иностранных гостей и делегаций. Эти меры очень помогли в дальнейшем становлении Движения. Однако не все требования невадовцев были исполнены.

Через некоторое время — 10 июля 1990 года — Совет министров СССР принял распоряжение о дополнительных мерах по ускорению экономического и социального развития Семипалатинской области КазССР. Ряду союзных и республиканских ведомств было поручено разработать программу и поэтапно, с III квартала 1990 года, начать работы по комплексному изучению санитарно-гигиенической и радиационной обстановки и состояния здоровья населения, проживающего вокруг полигона, особенно в 1949–1963 годах — во время воздушных и наземных ядерных испытаний. Предусмотрены строительство больниц, поликлиник, других медучреждений на местах и создание в Алма-Ате Института радиационной медицины и экологии с филиалом в Семипалатинске. Однако в Справке от 20 августа 1990 года, подготовленной казахстанской стороной, отмечено, что в распоряжении Совмина СССР не учтены основные предложения республики. Их игнорирование и затягивание решения поставленных вопросов дестабилизируют обстановку в четырех пострадавших областях, что может привести к обострению ситуации и к непредсказуемым последствиям. Возможно, на такие настроения Казахстана повлиял ветер перемен в общественном сознании, и в то время это был очень смелый вызов. Надо ли говорить, что вся эта работа и вышеназванные обращения в Центр готовились не без участия «невадовцев» и их единомышленников в республике и за рубежом.



Активисты Движения ни на минуту не останавливали борьбу за реализацию своей главной на тот момент цели — закрытие Семипалатинского полигона. Были задействованы все силы, в том числе и СМИ: на экраны выходят документальные фильмы «Аманат», «Невада-Семипалатинск», «Полигон» и многие другие ленты. Стала издаваться газета Движения «Избиратель». И через 46 лет после проведенного США в 1945 году первого в мире ядерного взрыва смертоносный, четвертый по своей мощности, полигон был закрыт.

29 августа 1991 года Президент тогда еще Казахской Советской Социалистической Республики Нурсултан Назарбаев подписал Указ за номером 409 «О закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона». По существу, это был вызов не только военно-промышленному комплексу СССР, но и остальным членам Ядерного клуба, в который также входили США, Великобритания, Франция и Китай. Это был действительно мужественный шаг малоизвестного на тот момент народа, обретшего свою независимость буквально через четыре месяца. Закрытие СИЯП вошло в новейшую историю человечества и перевернуло сознание граждан многих стран мира. МАД «Невада-Семипалатинск» достигло такого успеха, впервые в мире применив новую модель — взаимодействие народной и парламентской дипломатии. Каждый из его участников мог вправе сказать: «Нами сделано то, что мир и мы сами в полной мере еще не оценили. Казахстан, еще не появившийся на то время на карте мира как отдельное государство, совершил то, что было не по силам и великим державам — сделал первый реальный шаг к всеобщему разоружению, остановив ядерные испытания в Советском Союзе».

Как было указано выше, Международное антиядерное движение «Невада-Семипалатинск» — первая неправительственная организация Казахстана. Она была зарегистрирована Министерством юстиции республики под номером 0001. Свидетельство датировано 21 октября 1991 года. Как показало время, Движение внесло огромный вклад не только в и развитие гражданского общества в Казахстане, но и в формирование внутренней и внешней государственной политики новой независимой страны.

Казахстан, первым закрыв ядерный полигон на своей территории, также первым в мире, добровольно и в одностороннем порядке, объявил себя безъядерным государством. Затем были и другие мирные инициативы, выдвинутые лидером первой НПО страны Олжас Сулейменовым на самых высоких трибунах мира. Окидывая взглядом историю казахстанской антиядерной организации, можно смело признать, что неустанные усилия МАД «Невада-Семипалатинск» и всего мирового сообщества в области ядерного разоружения и сохранения жизни на Земле уже принесли ощутимые плоды. В первую очередь, это касается ядерных полигонов. Уже много лет молчат пять исторических суперполигонов мира. Один из них — Семипалатинский — закрыт навсегда. На остальных четырех — на Новой Земле в России, на атолле Муруроа (Франция), близ озера Лобнор в Китае и в штате Невада (США) — пока действует объявленный этими странами мораторий. К сожалению, мир не смог остановиться на этих благоприятных моментах в своей истории. Бесконечные военные конфликты на планете привели к тому, что сегодня уже около 20 стран на планете владеют ядерными технологиями. И учитывая нынешнюю ситуацию с гонкой вооружений в мире, полигоны могут снова «заговорить» в любой момент. Мир находится на грани третьей мировой войны. И поэтому опыт борьбы Казахстана за безъядерный мир должен найти отклик во всех странах планеты. Каждая знаковая дата деятельности МАД «Невада-Семипалатинск» должна напоминать о возможности народа любой страны противостоять злу губительного использования ядерных технологий в военных целях.

На Республиканской конференции, посвященной 35-летию последнего ядерного взрыва на казахстанской земле ее участники единогласно приняли обращение к руководству страны с просьбой включить дату 19 октября в календарь памятных дан нашего независимого государства. И это будет очередным примером для антиядерщиков других стран не допускать испытаний ядерного оружия на своих территориях.