Ходят фейки по сетям…

В Казахстане ни власть, ни общество не готовы к валу сгенерированной искусственным интеллектом информации




«Жел болмаса, шөптің басы қимылдамайды» («дыма без огня не бывает») гласит казахская пословица.

Можно по-разному относиться к некоторым, чересчур уж тенденциозным утечкам (надо еще посмотреть откуда растут ноги такого рода предупреждений и кому конкретно они выгодны), но сообщение, которое было на днях распространено уважаемым мною КазТАГ, заставляет нас всерьез задуматься.

«В отношении независимых СМИ Казахстана и их представителей возможны провокации. Определенные структуры в настоящий момент начинают работу и «прощупывают» представителей независимых СМИ», — сообщил источник редакции КазТАГ. — Одним из вариантов обострения ситуации в информационном поле может стать провоцирование конфликтов и вовлечение в них независимых журналистов Казахстана».

Для исторической справедливости нужно напомнить, что казахстанская власть и соответствующие специфические органы имеют достаточно богатый опыт проведения устрашающих спецоперации в отношение неугодных СМИ и отдельных журналистов, используя огромный арсенал форм и методов, например, кнуты и пряники: начиная с банальной и бессовестной покупки независимых изданий (были у нас и такие, горестные и не совсем красящие оппонентов власти, случаи) до примитивного запугивания строптивых журналистов.

В недавние времена (еще до торжества Интернета и социальных сетей) некоторые независимые СМИ пользовались популярностью, имели солидные тиражи и по силе своего влияния были не слабее политических партий. Власть была вынуждена с ними считаться.

Да, ныне другие времена, мы начали жить при Новом Казахстане, президент выступил с инициативой «слышащего государства», выдвинут тезис «единая нация – разные мнения». Но можем ли мы однозначно утверждать, что позорный этап нещадного. староказахстанского преследования независимых СМИ пройден и мы вступили в прекрасную эпоху свободы слова и терпимости к инакомыслию? Увы, не могу ответить на этот сакраментальный вопрос утвердительно.

И тому немало примеров (особенно в регионах), когда неугодные для власти СМИ и журналисты по поводу и без оного испытывают на себе давление с разных сторон.

Для начала нужно понять, что мы живем в удивительное время, когда миром правят не только власти с соответствующими законными (а порой и не всегда законными) полномочиями и возможностями, а еще и — Ее Величество Информация!

Достаточно заезженная фраза «Кто владеет информацией — тот владеет миром», как ни странно, становится актуальной - роль всех, кто ее готовит и распространяет возрастает.

И в таком случае у власти есть две пути.

Первый — автократический, когда различными юридическими ухищрениями можно практически нивелировать Конституцию, в которой черным по белому написано: «Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом». За годы Независимости власть ввела столько запретительных законодательных норм, которые сводят на «нет» эти пафосные принципы Основного Закона.

Второй путь — демократический, когда власть вынуждена терпеть своих критиков, считаться со свободой слова. По большому счету, власть (если, конечно, она хочет иметь достоверную, не лакированную и подправленную нижестоящими чиновниками, картину должна понимать, что свободные СМИ — ее помощники, которые преподносят пусть и неприятную, но правду о состоянии дел в стране.

Власти впору задуматься: «Эффективна ли государственная информационная политика? Не превратились ли государственные СМИ, на которые ежегодно тратятся миллиарды тенге, в идеологический балласт, который не в состоянии конкурировать с новыми, технологически развитыми (подчеркну: доступными для всех!) формами распространения информации?».

Кстати, замечу что даже такие события, как войны, приобретают не только военно-технический, мобилизационный, но и всеобъемлющий, гибридный характер. Как тут не вспомнить знаменитого Левитана, к голосу которого («От Советского Информбюро!») прислушивались все советские граждане. По сути он, донося до сограждан соответствующую интерпретацию военных событий (побед и поражений), формировал соответствующие настроения всего советского народа. Кто скажет, что сейчас не ведется такая информационная война?! Правда, другими, весьма изощренными формами и методами.

В это связи необходимо обратить внимание на засилье в казахстанском информационном пространстве (при полном, возможно, заинтересованном, попустительстве нашей власти)«российского пропагандизма». Ибо надо понимать, что любое (!) мало-мальское упоминание о войне России против Украины с идеологическими, оправдывающими эту агрессию тезисами Кремля, как раз подпадают под строгую конституционную норму: «Не допускаются пропаганд а или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия». Но есть ли соответствующая политическая воля у акординских властителей, чтобы приструнить кремлевских «соловьев»?

Однако, развитие альтернативных форм передачи информации не только благо (чем больше ее источников, тем лучше для рядового потребителя - у него будет выбор), но и несет в себе и определенные риски. Один пример: звонят с малой родины родственники и рассказывают о какой-то сенсации. Спрашиваю: «Откуда эта удивительная новость?». Ответ стандартен: «В ватсапе же есть эта новость! Мне знакомый переслал».

Вера или неверие в потенциально фейковую информацию зависит от общего уровня образованности и культуры конкретного индивидуума. Но кто в нашем государств занимается архиважным делом - формированием критически мыслящего потребителя информации?

Одно дело, когда фейки распространяют отдельные лица (блогеры и иже с ними), желающие похайповать на ту или иную тему, увеличивая количество своих подписчиков. А что будет, если завтра в тех же мессенджерах будет распространяться информация, которая может нанести угрозу конституционным основам государства или целостности территории страны? Есть ли у государства превентивные антифейковые службы? А что завтра будет творить Искусственный интеллект, который уже стал реальностью? Готова ли наша законодательная база для упреждения тех же фейков со стороны ИИ?