Призываю Евгению Беркович – проигнорировать обвинения Подрабинека

Отклик правозащитника и физика Борис Альтшулера на статью «Зона культуры и отдыха» («Новая-Казахстан» от 09.04.2025 года)



Уважаемая редакция «Новой газеты - Казахстан»!

Спасибо за статью Миры Ливадиной «Зона культуры и отдыха», из которой я узнал, что Евгения Беркович очень тяжело восприняла несправедливые обвинения Александра Подрабинека в ее адрес. Собственно, поэтому я и решил написать этот отклик с обращенной к Жене Беркович просьбой: пожалуйста, не переживайте, просто не обращайте внимания!

Отдавая должное мужеству Александра Подрабинека как правозащитника-ветерана, замечу, что такое заслуживающее уважения упорство зачастую, хотя и не всегда, идет рука об руку с неким психологическим максимализмом, включая сильный обвинительный уклон в адрес «отклоняющихся от линии партии».

Эпизод из прошлого. Когда в конце декабря 1986 года Горбачев вернул Сахарова из ссылки и предложил ему участвовать в ряде организованных властью мероприятий, и Сахаров на это согласился, Александр Подрабинек обвинил его в сотрудничестве с властью, сделал это в прессе и в достаточно резких выражениях. Напомню, что благодаря этому «сотрудничеству» в 1987 году вышли на свободу почти все советские политзаключенные, а в декабре того же 1987 года был заключен договор СССР и США об уничтожении ракет средней дальности с ядерными боеголовками, каждая из которых была способна сжечь Париж, Лондон или Москву.

Я тогда спросил Сахарова, будет ли он отвечать на обвинения Подрабинека? И Андрей Дмитриевич, улыбнувшись, кратко ответил: «Не буду. А зачем?». Вот я и призываю Евгению Беркович последовать этому примеру – проигнорировать.

И, конечно, меня, как и Александра Подрабинека, как и очень многих, волнует судьба Валерии Зотовой и других российских политзаключенных нашего времени, оказавшихся за решеткой в вопиющем противоречии с базовыми положениями Конституции Российской Федерации. О чем не раз заявляла Российская Хельсинкская группа, требуя безусловного освобождения всех узников совести России: Заявления - Российская Хельсинкская группа