По ком плачут колокола?

Земля, до востребования: бунт цивилизаций

(Окончание. Начало в № 10)

Смертельное радушие дракона

Сегодняшний успех Поднебесной – не только результат упорного труда ее жителей внутри страны. Это итог, в первую очередь, странового пиара «хуацяо», приоритетной государственной программы поддержки китайцев, проживающих за пределами КНР. Менталитет их таков, что независимо от цвета паспорта китаец всегда будет лоббировать интересы своего государства в стране нынешнего проживания: он по-прежнему живет ее интересами и ее болью. Вступление КНР в ВТО и лояльная политика США по отношению к тотальному пиратству интеллектуального продукта в Китае – это итог именно лоббирования хуацяо..

Закрепившись за рубежом – будь то запад США (где китайцев особенно много), Юго-Восточная Азия, Дальний Восток РФ или Казахстан, – эта 60-миллионная диаспора никогда уже не покинет завоеванных позиций. И если до сих пор волны истории, набегая на побережье нашего Бытия, откатывались прочь, назад, то даруя, то отбирая суверенитет у разных государств, подвергшихся в разное время порабощениям, то в случае с выходцами из Поднебесной все куда жестче и однозначней. Та земля, на которую ступила нога китайца, становится китайской навек: они приходят раз и навсегда, и никогда – в гости. Дайте только время! А оно всегда работает на Поднебесную. (Этот собственный сиюминутный афоризм был рожден автором под влиянием философии Конфуция и многочисленных фактов международной миграционной действительности...)

И если у нас в Казахстане противостояние оппозиции и власти, власти и общества разрешимо в рамках национального диалога, то близорукая политика в отношении Китая будет иметь губительные последствия не только для власти, но и для казахской государственности в целом. Будущим поколениям завтра, – а не сегодняшней госбюрократии, к сожалению, – придется расплачиваться сполна за все те многомиллиардные кредиты Поднебесной (и не только!), которые нынче скоропалительно, на голубом глазу, оформляют наши доморощенные финансово-сырьевые гуру.

И значит, нынешний кабинет министров, до того как покинуть подмостки политической авансцены, должен детально отчитаться перед обществом: когда, как, в ущерб чему будут казахстанцы возвращать одолженные китайские миллиарды? Уже сегодня, – необремененные пока необходимостью прямо сейчас отдавать эти и прочие кредиты, – мы отправляем за пределы страны 73 из 80 млн тонн казахстанской нефти! Выходит, за вычетом экспорта на собственные нужды оставляем себе 7 млн тонн собственных углеводородов – при потребности в 13 млн (!). А что же будет завтра, когда грянет расплата? Еще урежем собственный паек, готовя фитиль?!


Почему бы не вспомнить нашим самодовольным чиновным вельможам ставший хрестоматийным диалог Валери Жискара д’Эстена (президент Французской Республики в период 1974 – 1981 гг.) и Мохаммеда Риза Пехлеви (последний шах Ирана в период 1941 – 1979 гг.)?  Глава республики в 1975 году с удивлением воспринял намерение своего высокого собеседника импортировать в Иран технологии мирного атома: зачем вам АЭС – вы же спите на океане нефти? «Эта нефть принадлежит будущим поколениям», – достойно ответил Царь Царей и Солнце Ариев (так переводятся его титулы «Шахинишах» и «Арьямехр»). Вот тебе и затерянный мир, вот тебе и мракобесие религиозной страны!

Члены правительства Масимова, включая самого премьера, на каких бы участках они в дальнейшем ни работали, в какой бы стране ни проживали, обязаны взять на себя персональную ответственность перед казахским народом и казахской государственностью – без срока давности – за официальные договоры с Китаем и их неофициальное содержание, а главное – вытекающие из них необратимые, губительные последствия.


Опоздавшее Время

…Если же обратить свои взоры на Магриб, где оттачивается новое западное оружие массового поражения молодежного сознания – социальные сети Facebook и Twitter, то трудно пройти мимо очевидных вещей.

Раскачав ситуацию из безопасного далека, через Интернет, западный мир понял, что ни регулировать ее, ни тем более выиграть в этой кровавой неразберихе он не в состоянии. Классические «демократические» схемы не сработают в Ливии – по той же причине, по какой они уже дискредитировали себя в Афганистане. Родо-племенная система отношений в принципе не укладывается в западные лекала. И пока Муаммара Каддафи (или, соответственно, Хамида Карзая) рьяно пытается свергнуть одна часть ливийских (афганских) племен, другая часть – единокровники – столь же истово встают на защиту своего лидера.

Далеко ли Казахстан ушел от родо-племенных приоритетов в построенной им политической системе – не декоративной, а истинной? Ответ на этот далеко не праздный вопрос позволит заглянуть в наш тревожный, завтрашний день.

А пока патриархальная цивилизация бедуинов, которую лихорадят нынче стихийные революции, оказалась в сложнейшей ситуации. Болезненно лопается нарыв множества социальных, экономических, религиозных, политических и культурных противоречий. Страны Аравийского полуострова – те самые, что еще вчера напоминали собой застывшие красивые картинки прошлого на фоне реликтовых пальм, – сегодня, словно в страшных кровавых родовых потугах, мучительно ищут свое место уже в современном мире, запрыгивая на ходу в последний вагон Цивилизации под равнодушный и беспристрастный перестук колес Времени.

Этот процесс идет драматически, – ведь автором сюжета является запоздавшее и нагоняющее само себя Время, по замыслу которого на осколках и в застывших мазках архаичного бедуинства должен родиться новый панарабский мир, воплощая замыслы и романтические заветы курчавого Ленина арабского мира – Гамаля Абделя Насера. Мечты сбываются! И рецепты этих событий были выписаны общим ходом самой истории, но спровоцированы назойливым модератором и регулятором международного правопорядка.


Седая история мелируется кровавой арабской вязью

Если отбросить все общественные теории в сторону, которые, безусловно, имеют место, но только как описательные и причинно-следственные характеристики, то цивилизационно-методологическую причину мы уже приводили. Повторимся.

Одна из концептуальных причин революционных событий в странах Северной Африки – де-факто теократических государствах – в том, что патерналистская ментальность подданных их величеств по отношению к правителю-отцу сменилась у молодого поколения гражданским сознанием и, как следствие, претензиями на обретение гражданских прав. Испытываемые к своему правителю верноподданнические чувства сменились на гражданское чувство ответственности за свое настоящее, будущее своих детей и Родины. Разница между подданным и гражданином – такая же, как между рабом и свободным, это совершенно разные мировоззрения и психология. Это разные векторы развития. Вот оно – диалектическое влияние демократической Европы, полученного там образования, вот оно – влияние необратимых цивилизационных процессов!

К этому нашему объяснению необходимо добавить также и консолидирующую на уровне подсознания, незримую, не озвученную никем, но еще одну системную, концептуальную причину — Израиль! Начиная с исторической резолюции Генассамблеи ООН № 181 (от 29 ноября 1947 года), – той самой, что на правах страны-победительницы продавил Сталин, и последовавшего за ней провозглашения государства Израиль (14 мая 1948 года) – и по сегодняшний день – само существование этого государства, являющегося своеобразным родовым пятном на теле арабского мира, его успешное и поступательное в своем развитии движение вперед, его очевидное доминирование в международной политике, игнорирование им некоторых международных решений, бедственное положение братьев-мусульман в Секторе Газа, номинальность Палестины, статус Иерусалима – все это факторы, уничижающие арабское самосознание и самобытную историю арабов. Унижением до поры до времени было для рядовых арабов и то же штрейкбрехерство недавно рухнувшего египетского режима. Опять же подавление – не менее жесткое и жестокое, чем в Ливии, – гражданских демонстраций в Йемене как-то не попало на первые полосы СМИ. Ведь именно Ливия «посмела сметь свое мнение иметь», как и кому продавать свою нефть – вопреки указаниям мирового гегемона. Потому и попала страна под раздачу сначала медиа, а потом и «томагавков» — при весьма лояльном, кстати, отношении дяди Сэма к событиям вокруг проамериканских режимов в Бахрейне, Катаре и Йемене...

И эти – на первый взгляд спонтанные по форме, но давно созревшие по сути и по содержанию – революции в странах Магриба косвенно являются тем счетом, что выставили к оплате молодые, словно проснувшиеся от летаргического сна Средневековья, сограждане своим правительствам, в том числе и за предательскую и соглашательскую политику компромиссов по «израильскому вопросу». Очевидное противоречие между высокодоходной ресурсной привлекательностью этих стран и прожиточным минимумом в полтора-два доллара у среднего араба на контрастном фоне патерналистской политики Израиля по отношению к каждому еврею на всех широтах и меридианах земли вызывает острую зависть и социально-политическую раздражительность у его арабских соседей. Но Голиаф – в сравнении с Землей Обетованной – просыпается, тая в себе нереализованную многовековую кинетическую энергию и разрушения, и созидания. Фактически сегодня, в начале третьего тысячелетия, мир стоит на пороге Ренессанса арабского самосознания, помимо собственного расцвета грозящего и необратимыми последствиями для его главного регионального оппонента. И тайники подсознания, словно в сюрреалистическом сне, вырисовывают трагическую картинку будущего: гибель новоявленной Помпеи под потоками раскаленной лавины старожила-Везувия.

А значит, совсем недалек и тот час, когда вслед за американскими «миротворцами» на Синайском полуострове, которые встали на израильско-египетской границе, такие же темно-оранжевые береты появятся и на границе Израиля с Ливией, с Ливаном... Напомню, что темно-оранжевым беретам многонациональных сил и наблюдателей пришлось надолго прописаться на Синае после того, как голубые каски ООН, верные своим продекларированным демократическим ценностям, категорически отказались там показываться.


Параллели и коллизии

На фоне этих трагических событий на севере Африки возникает тревожный вопрос: насколько обоснованы сомнения и параллели, насколько корректны прогнозы?

При анализе событий в соседней Киргизии мы уже писали, что для Казахстана стабилизирующим фактором стало наличие «жировой прослойки» в социальной структуре общества, которая появилась не благодаря власти и не культивировалась ею, а вопреки. А может быть – неловко произносить! – эта «жировая прослойка» и есть следствие безуспешной борьбы власти с коррупцией?!

Второй фактор, а точнее удивительный феномен, чью природу можно понять чувствами, но трудно объяснить разумом: в нашем обществе, причем в его наиболее маргинальной части, существует парадоксальный патернализм казахского народа к своему отцу-правителю.

Гримасы генетики?

Или атавизм коленопреклоненных чувств, завещанных Тенгри?

Скорее – следующее...

Тот изрядно подзабытый дух степной – даже не демократии, а вернее сказать, взаимной ответственности народа перед властью и власти перед народом, –  что был заложен еще в сакральной клятве казахских ханов перед единокровниками, которые трижды поднимают своего предводителя на белой кошме, сегодня у нас в остром дефиците и едва ощутим забитыми смогом повседневности органами чувств. Но он есть и останется в наших генах навсегда, объясняя вышеприведенный патернализм народа к своему президенту – Нурсултану Назарбаеву.

Выброшенный за борт рыночной экономики, буквально выживая на грани дозволенного, именно казахский народ, а не номинальная Ассамблея, эдакий анахронизм современной юридической мысли, и не корпус депутатов – государственных мужей, мученически, с репутационными потерями для себя выполняющих роль фигового листа, прикрывающего недостатки исполнительной власти, в который раз в сложнейший момент своей истории проявляет мудрость, здравый смысл, терпение и понимание в сложнейшей ситуации.


Только один в поле – и воин!

Глядя на нашу госбюрократию, которая не краснеет, когда ворует, не бледнеет во время выволочки, устраиваемой главой государства, не препинаясь всуе, поучает менторским тоном народ, не проваливается в преисподню, куря тошнотворный фимиам президенту, эдакая псевдонациональная элита, которая вопреки всему сладко спит и сытно ест, чьи фантазии ограничиваются вожделенными купюрами долларов и негой Лазурного берега, приходишь к риторическому вопросу: все ли нормально в королевстве Датском?

Отмечая отдельные системные издержки некоторых представителей госбюрократии и части национальной элиты и творческой интеллигенции, находящихся под неусыпной сенью двуликого Януса, римского бога дверей, начинаешь понимать аллегорическую подо-плеку метафоры Наполеона: «Лучше иметь сто овец, возглавляемых львом». И действительно, лучше иметь одного льва – как в нашем казахстанском случае и получилось!..

Мы все в долгу перед братьями-казахами из сельской глубинки, перед «шаныраками», «ужетами» и «кок-кайнарами» – и здесь топ-менеджменту страны не стоит прятаться за ритуальными заклинаниями: ФИИР, «100 школ, 100 больниц» и бесконечное количество шагов «навстречу простым людям». Эти аббревиатуры и слоганы выполняют только роль убаюкивающих мантр или занавеса, за которым народ в зрительном зале следит отнюдь не восторженным взглядом. Авторам таких программ за кулисами мест все равно не хватит, а остаться безымянными в новейшей истории им также не удастся.

Удары метронома все громче отдаются в сердце каждого казахстанца, впрыскивая адреналин глубокого разочарования и осознания упущенных возможностей в цивилизационном развитии.

Однако, хвала Всевышнему, срабатывает инстинкт самосохранения и инстинкт выживания у всех здравомыслящих членов общества. Все понимают, что вертикаль власти выстроена под одного человека, и переформатировать ее безболезненно, без хирургического вмешательства под следующего в кратчайшие сроки не удастся. И это вынуждает всех объединиться вокруг главы государства. Ведь фортуна всегда благосклонна к сильным и удачливым. Но предстоит сыграть еще третий акт и подготовить цивилизованный сценарий Эпилога. И предстоящие выборы с этой точки зрения – пустая формальность. Они будут выиграны Нурсултаном Назарбаевым, и не важно, с каким процентом. А руководство и контроль Н. Нигматулиным за организационно-пропагандистским управлением выборного процесса и его исполнением позволит, скорее всего, добиться необходимого результата пристойными средствами. И поэтому очень важно рационально использовать драгоценное время для успешного построения гражданского общества, эволюционно передавая ему многие функции контроля, распределения, согласования…

Чтобы нетленные трагедии как жанры литературы и человеческие драмы как исторические коллизии и параллели Уильяма Шекспира – «Генрих ІІІ» и «Генрих IV» – оставались самыми яркими и актуальными, но по-прежнему – лишь художественными иллюстрациями, раскрывающими природу Власти и Общества, в качестве лишь назидания и памятника литературы.

Электоральный цикл, неспешно переваливший за экватор, лишенный драматургических коллизий и скупой на прогнозы, но богатый на добрый, умилительно-саркастический смех, который вызывает ну очень серьезное пребывание в образе претендентов, нюансы которого досуже обсуждают и обыватели, и политологи, и общественность страны, на фоне тектонических сдвигов, проходящих в альма-матер Исламской Веры, обязывает если не гадать на кофейной гуще, то хотя бы искать алгоритм приоритетов предложенного президентом и одобренного конституционными органами – следующей сакральной кандидатуры.

Любой возможный кандидат должен ставить своей благородной целью служение народу при всех его гуманистических издержках, а институт президентства ему надо рассматривать при всей ее (Власти) вожделенности как инструмент достижения этой, безусловно, романтической цели. Много ли у нас политиков общенационального масштаба (за исключением президента), готовых неритуально преклонить колени перед народом, консолидировать все социальные слои общества, обозначить понимание окружению главы государства и успокоить бизнес-сообщество, обеспечивая заслуженный иммунитет и преемственность вектора развития, заложенного Нурсултаном Назарбаевым? Увы... Вот и я знаю, возможно, только одного, а Вы, дорогой читатель?

А иначе вместо умного, опытного и достаточно снисходительного к своим политическим соперникам и оступившимся соратникам человека, с жесткими латентными авторитарными качествами, с восточным прищуром, припрятанным за благожелательной улыбкой, холодящей кровь, – к власти могут прийти банальные властолюбцы, которые погубят страну, как в свое время погубили Рим те, кто пришел на смену Гаю Юлию Цезарю. Ведь и его убийца Брут, и его вдохновитель Кассий пламенно выступали именно как радетели и защитники романтических идеалов свободы в Вечном Риме, сегментированном на патрициев, плебеев и рабов. Эти коллизии, навеянные оригинальной версией и собственным видением Уильяма Шекспира, причин разложения и падения Великого Рима на те конкретные события.

Несколько иная, чисто литературная трактовка тех же событий есть и у Бернарда Шоу. Однако масшатабы драматургов и их подходы несравнимы.


«Приют комедиантов» и юристов

К слову сказать, нынешний электоральный цикл запомнился еще и тем, что избирательная кампания в стране дала «приют комедиантам» от безработных до народных целителей, которые раз за разом, юродствуя,  примерялись к сакральному трону, но становились калифом на час. За их ужимками, на удивление снисходительно и даже порой поощрительно хихикая, следили и благообразные мужи из ЦИКа, преисполненные важностью исторического момента! Хотя шанс мелькнуть в СМИ таким кандидатам подарило именно неумение ЦИКа (или того хуже – его нежелание?) синхронизировать собственную законодательную базу даже не то чтобы с требованиями времени, но хотя бы с банальным здравым смыслом. Ну не вправе уважающее себя общество выдвигать кандидатами на высший пост в стране  человека, о котором никто дальше собственной родни и слыхом не слыхивал! И на эти очевидные вещи надо обращать внимание вельможной номенклатуре, что олицетворяет для нас с вами выборный процесс в Казахстане. Выдать красную карточку достойному экс-сенатору Уалихану Кайсарову, дерзнувшему повторно заявить о своих обоснованных претензиях на президентское кресло, – это еще далеко не соломоново решение!.. Включить зеленый свет безработному на борьбу за пост главы республики, чтобы «дать ему шанс», – это вовсе не политкорректность, а просто плевок на достижения новейшей истории и сообщества достойных граждан. Еще вчера за тунеядство советская система заводила на таких уголовное дело, а сегодня в независимом Казахстане безработного едва ли не готовятся поднять на белой кошме. Вот это кульбит или девальвация общественных ценностей!.. Или издержки казахского государственного строительства!

И при обилии дипломированных знатоков юридической мысли, мы практически – страна непуганых юристов. Помимо собственно правоохранительного блока есть они и на государевой службе. И в депутатском корпусе. И – не поверите – большой процент их среди безработных. По числу же кандидатов и докторов юридических наук мы впереди планеты всей.

Вместе с тем трудно мириться с фактами: как при выбросе в публичное поле судьбоносных документов прошлого (Лидер нации, Доктрина национального единства), так и нынешнего года (лопнувший проект референдума – к примеру) – общественность выявила серьезные огрехи. Они основательно компрометируют законотворческие палаты и ставят под сомнение легитимность в долгосрочном плане многих документов, по которым живет страна. Они даже не нуждаются — они вопиют о срочном совершенствовании и модернизации. Все это вынуждает к переоценке многих институтов власти и общества, чтобы первые же форс-мажорные обстоятельства не оказались бы последними...

Можно было бы обойтись умолчанием, если бы комедианты (нонсенс!) и особенно юристы, убаюканные двадцатилетием общего благоденствия, не дискредитировали бы власть и институт президентства, едва поспевая за новыми политическими трендами неспокойного Времени.

Определиться с сущим

Многие лидеры и граждане исламских стран идентифицируют себя мусульманами, но ведут себя в несвойственной мусульманам манере. Когда правительства исламских стран проводят свою политику, основываясь на немусульманских ценностях, нельзя говорить о возможности или успехе достижения интеграции между исламскими государствами.

В этом смысле – насколько нам будет комфортно председательствовать в ОИК? Ведь у нас, в Казахстане, религия формально отделена от государства, а вера представляет собой некий симбиоз, находящийся в схоластике, киче и эмбриональном состоянии...

Противоречия, в том числе и теологические, касающиеся сакральных чувств – Веры, раздирающие казахстанское общество, мешают нам определиться во многих концептуальных вопросах современности. Еще совсем недавно, весной 2006 года, телерадиокомпания «Казахстан» подверглась самому детальному изучению на предмет лояльности и чистоты помыслов, а ее руководители лишились своих постов после пресловутого скандала вокруг темы суфизма в Казахстане. В те апрельские дни оставил свой пост председатель правления республиканской ТРК, заслуженный деятель Казахстана 46-летний Галым Доскен, а в феврале того же года ушел со своей должности один из самых молодых политиков, 30-летний замакима Алма-Аты Галым Бокаш (лауреат премии президента в области СМИ, а также «Алтын Жулдыз» и государственной молодежной премии «Дарын»). Под давлением не в меру ретивых чиновников они оказались выдавлены из общественно-политической жизни республики и покинули пределы страны. Хотя глубиной своей эрудированности оба они могли принести еще немало пользы обществу и президенту.

И вот спустя пять лет во время нынешнего визита в Туркестан 
президент Назарбаев напомнил казахстанцам: необходимо изучать и пропагандировать наследие великого выходца из Южного Казахстана Ахмеда Яссауи. Значение этой исторической личности в национальном самосознании, по мнению главы государства, должно стать сродни роли Конфуция в Китае, которого называют символом и духовным наставником китайской нации.

Если духовное наследие великого суфия будет и в самом деле поднято до уровня Конфуция в Китае, то это фактически уже уровень национальной идеи, вокруг которой объединятся казахстанцы!

Не факт, что последует моментальная реабилитация двух не в меру пытливых умов, талантливых и просвещенных личностей, но очень хотелось бы, на фоне отсутствия ярко выраженной интеллектуальной составляющей общества, чтобы страна не разбрасывалась своими не самыми последними сынами. Ведь неоднократно и многими уже сказано о готовящейся к 20-летию новейшей истории страны амнистии огромного полка заключенных. И все выглядит именно так, что историческое выступление главы государства в Туркестане стало публичным прощением тех – то ли заблудших, то ли не так понятых, а если углубляться в их предысторию, порой просто с чьей-то подачи «неправильно интерпретированных» – оппонентов современной общественной мысли и идеологии республики. Похоже, так велит Бог!

Во главе ОИК: в поисках Истины, или Диалектика текущего момента

Если уж Старый Свет – много повидавшая и испытавшая на своем нелегком веку вельможная Синьора аристократических кровей – на миру потакал нашим капризам (ОБСЕ), то и пробуждающийся арабский мир, вынужденный, подобно музыкальному настройщику, прислушиваться к своим внутренним инстинктам и рефлексии, особых проблем и головных болей председательствующему в ОИК Казахстану не создаст.

Что же касается экономической сферы жизни, то, не имея серьезных положительных результатов в достижении региональной интеграции, арабские страны подвергаются угрозам со стороны глобальной рыночной экономики. В настоящее время именно глобализация устанавливает правила экономической политики, которые должны быть приняты странами этого региона. Главная дилемма состоит в том, что арабские страны часто соперничают друг с другом, вместо того чтобы сотрудничать.

Сегодня как никогда арабские государства крайне нуждаются во взаимном доверии и создании собственных блоков с целью установления некоего экономического равновесия в эпоху глобализации. Страна, действующая в одиночку, не может рассчитывать на успех в противостоянии с большими экономическими блоками, созданными в развитых государствах.

Определяющее значение в развитии любой страны имеет образование. В арабском мире в какой-то мере произошло  увеличение числа образованных людей, выросло и число университетов. Однако большое количество арабских ученых вынуждено защищать свои диссертации за границей из-за отсутствия развитой научной базы. Количество арабских студентов, проходящих обучение за рубежом, по некоторым данным, достигает 250 тысяч. «Утечка мозгов» в страны Общего рынка составила за последние 10 лет более 500 тыс. человек.

Таким образом, происходит неконтролируемый отток пока «невозобновляемых» ресурсов, а именно – профессиональных кадров, которые не нашли шанса для самореализации на родине. И все это происходит в регионе, который был способен достигать наивысших результатов развития в определенные исторические периоды. Речь идет, прежде всего, о Средневековье, о котором принято вспоминать с ностальгией и гордостью.

Но возвращение в страны Магриба молодых, образованных арабов, внуков Насера после обновляющих потрясений даст новый, мощный импульс возрождения древней арабской культуре. И это позволит, я надеюсь, снять базовые, притянутые за уши обвинения в организации терроризма во всех уголках человеческого общежития. И арабский этнос займет достойное место в человеческой палитре нашего общего дома – Земли, символизируя собой и колыбель цивилизации.

Современный арабский мир, по существу – изнанка мира, с заскорузлыми социальными язвами и гнойниками — это и парадигма, и матрица высокоразвитых стран Европы и США. Государства арабского мира имеют очень маленькую производственную базу, и транспорт, средства связи, производство основных продовольственных и промышленных товаров, электроэнергии, очистка и распределение воды – все это напрямую зависит от импорта.

В силу этого в арабских странах участились политические кризисы, которые в основе своей имели именно религиозный фактор. Так называемые исламские движения извлекают пользу из паралича интеллектуальной элиты и политического истеблишмент, с тем чтобы выступить в качестве единственной альтернативы существующей власти. (Совсем как у нас!) Таким образом, протестный электорат был во многом взлелеян неудачными попытками существующих режимов провести ряд экономических и демократических реформ, наряду со стремлением к независимости от западного доминирования.

Ожидается, что к 2050 году население ближневосточного региона удвоится. Уже сегодня становится очевидным, что молодое население не желает жить в тисках теократических режимов прошлого, безжалостно разрывая Время и кроваво сокращая Расстояние.

Подстегивает их и то, что в нынешний век IT-технологий средства массовой информации создают в мире крайне негативный образ региона и обычно сурово критикуют ислам, характеризуя его как религию, в которой попирается достоинство человека. При этом мусульмане часто представляются ими как террористы, берущие в заложники невинных людей, забывая, что в недалеком прошлом инквизиторы католической церкви с богообразной улыбкой на лице носили под сутаной окровавленные ножи, а сейчас установление демократических ценностей под рев «стелсов» и шум турбин авианосцев беззастенчиво увязывается с наличием нефтяных залежей. Чудеса словесной завесы и иезуитской риторики!

Пытаясь противодействовать созданию ложных представлений об исламе, мусульманах и арабском мире в целом, в новых исторических условиях редкие представители интеллектуальной элиты арабского мира высказывают свои точки зрения на процессы, происходящие в современном мире, и события, которые не оставляют никого равнодушными. Однако искусственно насажденный негативный арабский стереотип не может поколебать ни яркая и нестандартная «аль-Джазира», ни принципиальный Гейдар Джемаль. Но пока их глас не находит отклика. Увы, нет в их рядах современных талейранов, бжезинских, киссинджеров, соросов или даже ертысбаевых.

Тем не менее, как считает упомянутый выше известный американский политолог Збигнев Бжезинский, «политическое пробуждение» стран арабского мира способно повлиять на современное соотношение сил в мире. Если Америка окажется не способна не только принять это явление, но и возглавить его, то существует опасность, что«глобальное политическое пробуждение обратится против нее».

В течение долгого времени одним из главных аргументов Запада в «общении» с развивающимися странами было отсутствие или неразвитость демократических институтов в этих странах. Бжезинский обращает внимание на то, что подобная категоричность в оценках уже неприемлема в общении с другими государствами мира: «Человеческое достоинство подразумевает свободу и демократию, но идет дальше этого. Оно также включает социальную справедливость, равенство полов и, сверх всего этого, уважение к культурной и религиозной мозаике мира». Поэтому подчас насильственное «осчастливливание» незападных народов инструментами «продвинутой демократии», новейшими технологиями и т.п. уже не может привести к результатам, на которые ранее рассчитывали или в некоторых своих частях продолжают рассчитывать США.

Океанские приливы и отливы цивилизаций

Следующей цивилизацией, которую вслед за странами Магриба ожидают столь же кардинальные трансформации, станут, без сомнения, государства Центральной Азии. Здесь налицо и  иконостас центральной власти, и идолопоклонство чиновной касты, и упование на непогрешимость корпоративных решений без персональной ответственности, и, наконец, ресурсное проклятие – совсем по ливийской кальке.  И ментальность у кочевников – та же, что и у бедуинов: неторопливая, созерцательно-философствующая, кумулятивно накапливающая протестный потенциал. Тот же способ разрядки накопившегося напряжения: площадный, желтоксановский, что в крайних точках, в экстремуме в мгновение ока рвется наружу и рвет все, что снаружи, а затем – также стремительно летящий к нулю, в бездну отстраненности и абстрагированности. О чем тревожно и надрывно плакали колокола...

При подготовке материала были использованы следующие издания: Iris Chang.The rape of Nanking: the forgotten holocaust of World War II (1997); С. Куттыкадам.Служение нации (2009)