Тернистый путь к вере

Полемический взгляд в поисках вечных истин

«Так хочет Бог!..»

Человечество на протяжении всей истории цивилизации всегда удивляло: как, каким образом змея находит путь по пескам, скалам и водам; как, каким образом птицы в ночном небе прокладывают путь по Млечному пути — и вечные, вечные вопросы в себе и к себе, как и бездонное небо над головой…

Тысячи и тысячи вопросов… Не всегда верные ответы… Хотя и разбредались наши пращуры по Земле с одного места – с альковного сада и греховодной яблони, а навязываемые приоритеты как были, так и остаются вожделенным яблоком раздора. Сегодня, по истечении миллионов лет, несмотря на совместно преодоленные вызовы времени, мы как никогда далеки друг от друга.

.

Мы разные. По разрезу глаз. По цвету кожи. По обычаям и быту. По кулинарным предпочтениям. По материальным, духовным и научным достижениям. По опыту прожитых веков. По уровню цивилизаций. По видению мира и его обустройству. По мировоззрению и, наконец, – Вере.

Полемический взгляд в поисках вечных истин. Глазами Родена. Дорогами пилигримов. Тропами проводников. Зигзагами вожатых. Путями поводырей и меридианами миссионеров. Млечными путями Провидения. Божественными путями Истины. Особыми путями Лидеров! Дорог много, но только одна – к Богу, к себе, друг к другу, к людям! А мы все умудряемся оставаться на перепутье, рефлексируя в смертельных объятиях Сомнений, тщетных Терзаний и непреодолимых Искушений.

Крестовые походы – несимволические войны за Символ

…26 ноября 1095 года. Римский Папа Урбан II выступает перед паствой на Клермонском соборе. Послушно внимающей аудитории он открывает «чудовищную» правду: в Палестине оскверняют христианские церкви, там страдают христиане и пилигримы, а сельджуки (эта ветвь огузов из племени кынык относится к западным тюркам) идут походом на Константинополь. Напомню, что в свое время этот город был столицей Византийской империи, главным городом христианства. И именно в Константинополе за 30 лет до проникновенного спича понтифика христианская церковь раскололась на римско-католическую и православную. Город стал столицей православия – своеобразным противовесом католицизму. Для понтифика беспокоиться за тех, кому вчера только отправил отлучительную грамоту, кого предал анафеме, – неразумно, не правда ли?..

В своей пламенной речи Папа Римский призывает воинов к походу на Восток. Своей пастве он обещает не только отпущение всех грехов за участие в ратном деле, а погибшим в бою и паче того – вечную награду на небесах. Урбан II также умело расписывает привлекательность потенциальной добычи мародеров – Иерусалима: «Идите ко гробу святому. Освободите ту землю из рук язычников и подчините ее себе. Земля та течет млеком и медом. Иерусалим – плодоноснейший пуп земли, второй рай».

Едва он останавливается, чтобы перевести дух, многотысячная площадь откликается сперва отдельными выкриками, а затем — и слаженным ревом: «Так хочет Бог!».

Своим выступлением понтифик инициирует беспрецедентные в мировой истории крестовые походы за Веру. Надо признать, духовный пастырь весьма ловко смог манипулировать чувствами верующих.

«Пусть каждый отречется от себя и возьмет свой крест!» – эту цитату из Евангелия, что так вовремя вворачивает в свою речь понтифик, рыцари реализуют буквально. Выступая в поход против еретиков, они прикрепляют крест из красной материи себе на грудь, а по пути домой уцелевшие в походе украшают им свои спины.


Крестом и мечом. Зарождение еще одной колыбели Веры…

200 лет волна за волной один крестовый поход сменял другой. Но в итоге двухвековая кампания завершилась катастрофическим разгромом христианского войска мусульманами. Сарацины уничтожили войско крестоносцев в битве при Хаттине (1187 г.), и самый главный символ – Святой Крест, тот самый, на котором был распят сам Иисус Христос, достался победителям. Переговоры о его возвращении вел с султаном Саладином легендарный Ричард Львиное Сердце (он был предводителем одного из крестовых походов). Безрезультатно. Проигравшему – горе и позор за утерю религиозной святыни…

Примечательно, что католическая церковь нашла все же замену Святому Кресту: то тут, то там по всей Европе стали появляться чудным образом «спасшиеся» от рук еретиков обломки реликвии, привлекая паству и опустошая ее карманы.

Европейские носители христианства потерпели фиаско и лишились Святой земли вместе с главной реликвией, более того – они не устояли и от скрытой, но тем не менее мощной и успешной культурной экспансии мусульман. Началось проникновение в Западную Европу достижений более высокой материальной культуры стран Востока, мощный толчок в развитии получили математика, медицина, астрономия, мореплавание и торговля.

Самый наглядный пример «культурного вторжения» явили собой символы. Арабские цифры, впервые пришедшие в Европу накануне крестовых походов, а затем широко распространенные в своих странах крестоносцами, помогли в итоге Европе, а затем и всему миру избавиться от громоздких и мудреных римских значков на письме. Иначе мы бы до сих пор обозначали, к примеру, величину поступлений в бюджет РК в первом полугодии 2010 года не так – 2036,7 млрд тенге. А вот так: II XXXVI DCC M M.

Что же до Константинополя, то главный город христианства, он же Византий и Царьград, все же пал под натиском тюрков в 1452 году, став столицей новой – Османской империи. Ататюрк переименовал его в 1930 году в Стамбул. Этот крупнейший турецкий мегаполис – культурная столица Европы 2010 года, сакральная жемчужина как для христиан, так и для мусульман. Двуединый символ истовой Веры.

Здесь надо признать, что роль Стамбула в истории цивилизации, в истории развития тюркского мира, в истории становления, формирования и развития Веры, в том числе и как мирового бренда, и его повсюду распространяющегося влияния, не понято, не оценено современниками, историками, теологами. В отличие от многих вальяжных теократических государств – радетелей Веры – именно Турция выступает в авангарде мировых процессов, успешно представляя на ее арене и нехристианский мир. То есть сегодня можно с натяжкой утверждать, что если Вера родилась и встала на ноги в арабской колыбели, то ее дальнейшее развитие и продвижение, как и светского бренда в том числе, происходит благодаря представителям тюркского мира. И помешать этому не может даже вездесущее давление меркантильных ценностей глобализации.

В результате умозрительную духовную линию Мекка-Медина по праву можно замкнуть Стамбулом, образуя сакральный треугольник оплота исламской Веры.

К слову сказать, и мировые инициативы президента Нурсултана Назарбаева, являясь светскими по характеру, также способствуют расширению умозрительных границ тюркского мира.


Стать на равных с Создателем?

Символы и эмблемы нужны человеку, чтобы отыскать себя в этом призрачном мире и зафиксировать собственную личность и собственное мировоззрение. Чтобы не падать духом. Чтобы отыскать стабильную и неизменную опору, возвращаясь к ней в тяжелой ситуации взглядом и мыслями в поисках ответа и покоя. Чтобы утвердить себя в мире, становящемся все более хаотическим. Мир эмблематики помогал колеблющимся и сомневающимся: нужно стойко переносить трудности, учиться с умом использовать своих врагов, верить в Бога и добродетель, ни в коей мере не пренебрегая собственными интересами.

Эта попытка создателей символов и эмблем в понятом, лаконичном и запоминающемся образе ответить на извечный вопрос человечества: кто мы, откуда и куда идем, – порой давала им даже призрачную надежду уподобить себя самому Богу.

Одним из древнейших, еще с дохристианских времен символов стал крест. Сначала это был универсальный символ космоса – две пересеченные линии указывали на четыре части света. В Передней Азии сакральный знак креста был символом счастья, в доколумбовой Америке – жизни и плодородия, в Вавилоне – знаком четырех фаз Луны, для жителей Сирии он ассоциировался с четырьмя основными элементами мироздания (вода и воздух, огонь и земля).

Только после знаменитой казни на Голгофе крест обрел свою нынешнюю зловещую и жертвенную символичность. С тех пор он обозначает искупительную жертву Христа, стал знаком вечной жизни и избавления от страданий. Однако, как уже я упоминал, эту самую главную свою реликвию – Святой Крест, на котором распяли Иисуса, христианский мир утерял, тщетно пытаясь огнем и мечом обратить мусульман в христианство. В этой утрате может скрываться глубокий трагический символ для христианства. А если пойти чуть дальше в собственных рассуждениях, подчеркивая при этом, что крест – рукотворный, а полумесяц – ровесник мироздания, то не в этом ли кроется успешность и вечность исламской веры и перспективы ее расширения по повальному охвату душ и сердец мирян?..


Образ Азии –  желтый цвет на голубом

В XVII столетии эмблематику берут себе на вооружение масоны и иезуиты. Она становится одной из главных для придворных,  а порой и основной наукой для царедворцев. Своеобразный «умственный стимул», эмблема примерила на себя обличье светской забавы. Когда еще не было ни Интернета, ни фотографий, ни дагерротипов, ни устоявшихся «визитных карточек» государств (Париж – Эйфелева башня, Нью-Йорк – статуя Свободы, Лондон – Биг Бэн и пр.), путешественникам приходилось устно обмениваться впечатлениями о далеких землях с художниками. А уже те на основании образных рассказов фиксировали воспоминания искателей приключений на холстах и пергаменте. В 1705 году уже и в книжном варианте вышел сборник «Избранные Емвлемы и Символы».

Отдельной главой стали «Иконологические описания знатнейших государств с их гербами».

«Каждое государство, каждая страна, область и город имеют свои особливые черты от разных изображений, эмблем и символов заимствуемые, знатнейшие из них следующие. Аравия отличается верблюдом, кадильницею, испускающею благовонное курение, и древом, приносящим ладан... Империя Турецкая, Турция изображается в мужеском виде, одетом в длинное восточное платье, в чалме, увенчанном полумесяцем, и с двумя пуками перьев по сторонам, с висящею саблею на правом боку, герб ее и есть новая луна… Иудея представляется женою, облеченную в длинную одежду, держащую в руках пальмовую ветвь или упирающеюся на оную, либо сидящею пред пальмовым древом, покрытою покрывалом, с опущенными вниз руками в знак ее бессилия. Империя Римскаяимеет в гербе черного двуглавого орла, парящего или летающего в золотом поле… Азияизображается в виде жены, облеченной в голубую одежду и в желтую епанчу, зардевшейся, показывающей на лице гордость и суровость, сидящей на верблюде; плеча, грудь и левая рука ее обнажены, глава ее покрыта белою чалмою с желтыми полосами и украшена перьями цапли; в одной руке ее ящик с благовонными зельями, а другою она упирается в щит, на средине коего изображен полумесяц. По сторонам ее стоят сосуды, наполненные душистыми растениями и кадильница. Пред ней лежат знамена, литавры, барабаны, бубны, сабли, луки и стрелы. Иногда представляется стоящей на корабельной корме с якорем в руках и увенчанною высокою или городовою короною».

В созданном три с лишним века спустя современном казахстанском флаге была сохранена (случайно или – нет?) эта цветовая гамма Азии – голубой и желтый цвет. Однако полумесяц исчез, его место заняло солнце. Естественным образом исчезла из символики и фигура человека – в мусульманстве (в противовес европейской культуре) изображение человека человеком запрещено – «харам». Это дело лишь Всевышнего – изображать и создавать свои творения.

Свою эмблему получила Политика – «дочь корысти и любочестия, представляется в образе жены задумчивой, быстрого и проницательного взгляда, с весами в руках. Философия или любомудрие изображается женою важною и размышляющею в величественной Диадеме, сидящею на белом мраморном стуле, держащею две книги в руках, а иногда и скипетр… История представляется в виде жены, стоящей, величественного и важного вида и в великолепной одежде, очами зрящей назад, держащей в руках книгу и перо или трость; или сидящей в лавровом венце, облокотившись на около лежащие книги и держащей в руках книгу и трубу. Иногда около нее бюсты и медали героев находятся. Иногда в образе Сатурна крылатого, пишущего по великой книге»


Гаммированный крест. Опороченный символ двух религий

Выбор и девиза, и символа – весьма важный момент в истории как человека, так и целых государств. Примером тому стала история со свастикой – безобидным когда-то и очень популярным символом. Однако сегодня просто его изображение уже грозит уголовным преследованием в цивилизованнейших странах мира.

У креста – богатая и насыщенная предыстория, весьма сочный бэкграунд. В православии в противовес Ватикану и Папе распространение получили шести- и восьмиконечный кресты. К традиционной форме латинского четырехконечного креста была добавлена перекладина в нижней части – «подножие» (так появился шестиконечный крест). Две тысячи лет назад распинаемые жертвы опирались на это подножие во время казни, облегчая (казалось бы) себе страдания, – но на самом деле только продлевая собственные муки. Теперь же наклонной перекладине приписывают более глубокий смысл: ее опущенный вниз край символизирует низвержение души, отягощенной грехами. Приподнятый вверх означает стремление души ввысь, к Богу. (Правая нога Христа на распятии опирается на приподнятый край – значит, он направился к Богу.)

Затем у православного креста наверху тоже появилась короткая горизонтальная перекладинка – «титл». На ней римляне указывали имена распинаемых и кратко описывали их вину. Евангелист Матфей упоминал, что у Спасителя титл гласил: «Сей есть Иисус, царь Иудейский».

Свастика – гаммированный (гамматический), то есть напоминающий греческий символ «гамма» крест — в буддизме символизирует совершенство и носит название «мандзи». Вертикальная перекладина свастики отражает единение Земли и Неба, горизонтальная – единство и борьбу противоположностей мужского и женского начала («ин» и «янь»).

У масонов свастика выполняла роль охранного символа, истребителя зла. В христианской религии две свастики – лево- и правосторонняя – обозначают, соответственно, добро и зло, жизнь и смерть, созидание и разрушение.


Полумесяц для православных и мусульман

Полумесяц символизирует прирост и возрождение, напоминая о смене лунных фаз. Два рога полумесяца – это удвоение («рог изобилия»). В Малой Азии он олицетворял космические силы, в Древнем Египте, совмещенный с кругом, он выражал божественное единство. У античных народов он обозначал девственную чистоту – поэтому его изображали в прическах лунных богинь – Артемиды (у греков) и Дианы (у римлян).

Для Византии еще с IV века до н.э. полумесяц символизировал божественное покровительство и безопасность. Его византийцы стали боготворить после одного исторического события. В 338 году до н.э. Македония подчинила себе Грецию, и ее армия уже была готова разорить упомянутый нами богатый Византий. Ночной штурм города сорвался, агрессор оставил окрестности Византия, едва на небе засиял ясный месяц. В честь богини лунного света Гекаты византийцы стали изображать спутник Земли на мозаике, чеканить монеты с изображением полумесяца и звезды. В православной Византии цата – полумесяц – символизировала царскую власть.

Цата и сегодня венчает православные храмы по всей планете. Полумесяц находится в основании накупольного православного креста. Расположенный у подножия креста полумесяц вовсе не символизирует «попрание мусульманского символа» или «победу над еретиками». Отнюдь: межрелигиозные войны начались гораздо позже появления цаты на куполах. Считывая смысл цаты, христиане разглядели в ней Вифлеемскую люльку, в которую положили Богомладенца Христа. Замечают в ней и евхаристическую чашу, в которой находится его тело. Проводят ассоциации с крещальной купелью. В цате видят даже весь церковный корабль в целом. Полумесяц можно встретить и на иконах Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы, а на иконах с Девой Марией он обозначает ее чистоту и непорочность.

Вслед за османами, которые с завоеванием Константинополя на правах победителя закрепили полумесяц в качестве своего госсимвола,  мусульманские государства одно за другим воспринимают и закрепляют его в своей официальной символике. Изображенный вместе со звездой полумесяц выступает аллегорией рая. Здесь появление полумесяца в качестве символа Веры объясняют еще и красивой легендой, рассказывающей, как Пророк на глазах неверующего снял с неба луну и разрезал ее ножом.

В теологическом плане, с точки зрения скрупулезного богослова, это изображение за исламом на самом деле вроде и не закреплено. Однако в Коране луне посвящена 54-я Сура «Аль-Камар» – «Луна»:

1. Пришел Час, и раскололась пополам Луна единая.

2. И если увидят они знамение чудесное, скажут: «Это колдовство сильное».

3. Они опровергали и следовали своим желаниям, но всякое деяние укрепляет их в раю либо в адском пламени.

Клятва Аллаха «Луной восходящею, // И ночью уходящею, // И утром, Землю освещающим» приводится и в 74-й Суре «Аль Мудассир».

Полумесяц («Луна восходящая») приобрел среди правоверных особое, мировоззренческое и магическо-астральное значение. И всей мусульманской уммой, и неистовыми апологетами, и поборниками других конфессий, атеистами и прочими неопределившимися – этот сакральный символ прочно закреплен за исламом и мусульманским миром. Закреплен навечно, как минимум, на уровне общественного сознания.


Перстневые печати – главный символ казахской степной власти

Самые ранние атрибуты верховной власти в традиционном обществе кочевников-казахов – флаг и печать – появились почти одновременно с образованием этнополитического объединения тюркоязычных номадов – Казахского ханства (1466-1822). Печати казахских ханов имели каплевидную (миндалевидную) форму, ими заверялись внутриполитические документы и международные договоры. Это был главный знаковый символ казахской государственности. Обладатель такой перстневой печати принадлежал непосредственно к правящей верхушке номадов. Он располагал легитимным правом выступать внутри и за пределами  своей страны от имени союзов родов и племен, жузов, и главное – принимать персонально на себя правовую ответственность за выполнение его подданными подписанных лично им соглашений.

Принимая присягу на верность российской короне казахских ханов Абулхаира, Семеке и Абулмамбета, а также влиятельного султана Аблая с подвластными им родоплеменными группами казахов Младшего и Среднего жузов, царское правительство настойчиво требовало от них подтвердить свои подписи оттисками прикладных персональных печатей.

Охранные грамоты с оттиском перстневой печати властителя помогли восстановить и транзитную торговлю в Степи, прерванную джунгарским нашествием и внутренними распрями казахов. В смутное безвременье, в 1732 году, их вновь начал выдавать для караванбаши Абулхаир-хан, как это делали в свое время и его предки. Количество грабежей сократилось, торговля на Шелковом пути ожила.


Тамга. Символы степных родоплеменных мирозданий

У казахских старшин печати были овальной, круглой или четырехугольной формы, но они их практически не использовали: при необходимости ставили на документ родовую квадратную тамгу («көк тамға» или «ал тамға» – соответственно, синего или красного цвета). Таким образом, если и не вправе был автор письма заявить о своем титуле хана или султана, то он идентифицировал себя адресату как представителя своих многочисленных сородичей.

Одно из первых подробнейших исследований тамги сделал около 100 лет назад Мухамеджан Тынышпаев, талантливый исследователь, депутат II Государственной Думы.

Свою самобытную версию истории тамги явил миру в красочном сборнике оригинальный и признанный мастер кисти, основоположник собственного течения в изобразительном искусстве Казахстана Абдрашит Садыханов. В числе самобытных, «штучных» мастеров, претендующих на собственную школу, – Е. Сидоркин, А. Аканаев, Б. Тюлькиев, А. Дузельханов, Ж. Шарденов, А. Кульбатыров…

Возвращаясь к Мухамеджану Тынышпаеву, надо упомянуть,  что благодаря собственной энергии и харизме он смог пробиться сквозь многочисленные тернии к диплому Петербургского института железнодорожного транспорта имени императора Александра II и стать первым казахским инженером. Он описал ураны (боевые кличи) и тамги казахских родов и подродов. Еще со времен гуннов и скифов тамгой  (это тюркское слово переводится как «тавро», «клеймо», «печать») помечали верблюдов, лошадей, оружие, керамику, ее изображение встречается и на монетах. Каждый казахский род выбирал для себя подходящий символ, чтобы отличаться от других родов. Название тамги – Срге, к примеру, дало имя целому роду – Сргелі (Ұлы жүз). Древняя тамга «Шанышқы» – изображение остроги («вилки») для ловли рыбы – дала имя подроду Шанышқлы. Тамга «Бағана» дала имя казахам-бағаналы, «Балта»– «Балталы» (Орта жүз). С появлением письменности применение этих родовых знаков постепенно уменьшалось, тотемные знаки превращались в гербы, священные символы, элементы орнамента.

Следуя капризной моде, одна из казахстанских ювелирных компаний планирует в 2011 году выбросить на рынок украшения с выгравированными родовыми знаками – тамгой. Сегодня мастера засели за учебники истории, разбирая смысл и построение тотемных символов…


В непреодолимых   тенетах китча

Весьма странно, что и сегодня, в годы независимого и сильного Казахстана, многие исследователи вовсе не торопятся усеять «белые пятна» истории зрелыми посевами открытий. Исходный исторический материал рассредоточен по архивам всего СНГ. Собрать его – труд не одного года. Сфрагистика – наука о печатях – до сих пор среди казахстанских ученых не в почете, однако труд кандидата исторических наук, доцента, признанного знатока казахской истории Ирины Ерофеевой «Символы казахской государственности» смог ответить на многие вопросы.

По словам автора, не скрывающего своего восхищения этими символами казахской государственности, «во внешнем облике их черных каплевидных щитков, изящно рассеченных светлыми витиевато-извилистыми знаками наста’лика (персидского письма. – Авт.) и затейливо украшенных причудливыми белыми орнаментами и розетками, внимательный читатель с образным мироощущением и развитым художественным чувством непременно увидит слабый отблеск таинственного мерцающего в дали веков «серебряного порога» казахской элитарной культуры. Она почти бесследно канула в небытие в бурном потоке времен, расстаяв в вязкой массе расхожих китчевых стилей. Но извлеченные из сумрачной глубины архивов на белый свет оригинальные образцы казахской чингизидской сфрагистики далекого прошлого вновь обращают к нам сквозь толщу веков ее особенный, неповторимый лик, воплощенный в серебряных перстнях работы безымянных степных ювелиров».

Эти горькие слова о современном китче всплывают в памяти, когда стоишь в Астане напротив творения современных архитекторов – громадного каплевидного перстня, украшенного нейтральным симметричным узором (классический «қошқармүйіз» – орнамент в виде бараньих рогов). Места для традиционной летящей росписи вязью на тюрки в сегодняшнем дне не нашлось... Можно было бы понять и попытаться принять такое торжество китча в нашей новейшей истории, если бы Казахстан и сам был бы порабощен более сильным соседом и утратил свой эксклюзивный облик.

Великолепная и ослепительная Византия была поглощена Османской империей – турки в знак победы укрепили на своем государственном флаге один из ее символов – полумесяц. Иван Грозный, разгромив татар, в качестве победителя перенял их символ – двуглавого орла, так гласит одна из легенд. Вот и упомянутые «строители нового мира», большевики, перетянули в первые годы Советской власти символ поверженного царизма – свастику. Но ведь нас, казахов, никто не поработил и не переломил хребет через колено. Нас одурманивают безвкусица и китч, симметрия и нейтральность...


При подготовке публикации были использованы выдержки из книг:

«Энциклопедия знаков и символов», Вовк О. В. (М., 2006); «Коран». Смысловой перевод профессора Б. Я. Шидфар (М., 2003); «Эмблемы и символы. Печать недвижных дум». Махов А. Е.  (М., 2002); «Символы казахской государственности». И. Е. Ерофеева (А., 2001); «Абай. Книга слов». Перевод К. Серикбаевой и Р. Сейсенбаева (А., 1993); «Избранные Емвлемы и Символы на Российском, Латинском, Французском, Немецком и Английском языках объясненные, прежде в Амстердаме, а потом во граде Святого Петра 1788 г., с приумножением изданные Статским Советником Нестором Максимовичем-Амбодиком. Новым исправленным изданием печатано в Санкт-Петербурге в Императорской Типографии» (С.-П., 1811).


Читайте в следующем номере:

  • Как сделать точный выбор между религиями?
  • Кто мы сами в этом бесконечном мироздании: мусульмане, христиане, тенгрианцы, безбожники? И стоит ли вообще выбирать?
  • Какой символ может стать для Казахстана сакральным и счастливым?
  • Кто зажжет путеводную звезду для ослепших в нравственных скитаниях соотечественников?