«Дело Челаха» как «дело Дрейфуса»?

У казахстанского общества решительное недоверие к политическим играм элит

Дело пограничника Владислава Челаха, по сути, по-настоящему не начавшись, мгновенно захватило умы общественности. О нем уже много написано, вокруг него возникает широкая полемика.

По своему накалу это напоминает дело капитана французской армии еврейского происхождения Альфреда Дрейфуса, обвиненного в 1894 году в шпионаже в пользу Германии. Как выяснилось позже, по ложному обвинению, основанному на поддельном документе, созданном в недрах военного министерства Франции, Дрейфус был приговорен к пожизненному заключению на Чертовом острове в Кайенне, куда он и был отправлен в 1895 году.

.


Однако во Франции нашлись общественные деятели, не поверившие обвинению, которое, впрочем, шилось поначалу белыми нитками. В тогдашних СМИ появились публикации, доказывавшие невиновность капитана.

Элита страны и без того расколотая на лагеря после революции 1871 года, поражения в войне с Германией и лишившаяся Эльзаса и Лотарингии, в связи с этим делом резко поляризуется: мобилизуются «государственники», националисты, резко усиливаются антисемитские настроения, даже «демократы» той поры, а именно социалисты, распадаются на группы в зависимости от взгляда на виновность или невиновность Дрейфуса.

Крупный писатель Эмиль Золя в 1897 году обрушивает на общество знаменитое письмо президенту Франции «Я обвиняю», где доказывает невиновность Дрейфуса и вину военного руководства Франции, сознательно переведшего стрелки с истинного шпиона Эстергази на еврея Дрейфуса, и способствовавшего разжиганию шовинистических настроений. За это Золя сам попадает под суд и вынужден бежать в Англию. Помимо судебных репрессий, на него обрушивается гнев значительной части французского общества, разделяющего взгляды «антидрейфусистов». Даже признание создателя фальшивки, служившей главным документом обвинения - полковника Анри и его самоубийство не сломило сопротивления военных и их союзников в борьбе против пересмотра дела, хотя из-за этого в отставку должен был уйти тогдашний кабинет министров.

Лишь в 1903 году в руки лидера социалистов Жореса попал документ, свидетельствующий о планомерном обмане, проводившемся в отношении Дрейфуса, и в 1906 году разжалованный капитан был оправдан, восстановлен в чине и награжден орденом Почетного легиона. Справедливость с большим опозданием для Дрейфуса, но не для истории, восторжествовала, имя настоящего шпиона теперь известно всем. Но и рубцы на теле общества это дело оставило столь глубокие, что сегодняшние историки видят корни сильного фашистского движения во Франции первой половины ХХ века отчасти в формировании антидрейфусистского лагеря той поры.

А теперь вернемся в Казахстан. Да, солдат Челах – не капитан Дрейфус. Не еврей, а русский. Не шпион, а человек, совершивший, как утверждается, пятнадцатикратное убийство. И Казахстан – не Франция с ее бурной послереволюционной общественной жизнью, сильной оппозицией, с ее элитой, перенасыщенной яркими личностями, с ее традициями политической борьбы… Но  сегодня мы наблюдаем в Казахстане резкий подъем рабочего движения, видим решительное недоверие общества к политическим играм элит. Именно поэтому общество мгновенно восприняло в штыки официальную версию о виновности Челаха в гибели заставы «Арканкерген» в мае этого года.

Если не все общество в целом, то самая «продвинутая» его часть понимает, что в данном случае речь идет не о некоей интриге в борьбе между разными политическими элитами, а о чем-то совсем ином, пока не совсем ясном, но выходящем за пределы обыденного произвола – возможно, о некоем прецеденте погребения существующей государственной машины в своих интересах. Первые очевидные свидетельства, что сработала иммунная система общества – это отказ ведущего новостей читать соответствующий текст о вине Челаха в эфире, это создание общественного комитета по рассмотрению этого дела под руководством режиссера Болата Атабаева. Наконец, это то внимание, которое в течение двух недель проявили к нему представители интеллигенции, представив самые разные взгляды.

Виновен Челах – накажите. Но сначала докажите, как, в силу каких процессов простой рядовой превратился в настоящего ниндзю и смог бесшумно ликвидировать целую заставу и егеря. Докажите, причем теперь – со стократной убедительностью, которая снимет все сомнения. Не можете этого доказать –  честно и рьяно ищите истинных виновных. Тем более что общество уже указывает, где искать. Ошибается общество – тоже докажите. А ведь уже сейчас, по свежим следам, под подозрение попали и китайские контрабандисты, и исламисты, и близкий родственник президента страны, занимающий высокий пост в силовых структурах и вроде бы исламистам покровительствующий… (Покрывать бонзу в погонах – гадкая, но по крайней мере привычная для казахстанского общества ситуация, но если потянется «китайский след», то тут взрывной потенциал, заложенный под всю выстроенную систему отношений в республике, окажется огромен).

Как бы то ни было, история может довольно скоро расставить имена казахстанских участников «дела Челаха» на полагающиеся им места. Тому, кто хочет посмотреть, как это происходит, можно обратиться за примером к делу Дрейфуса. Правда, до этого казахстанскому обществу предстоит обнаружить и своего Золя.