Вениамин ИЛЯСОВ: «Я как слепой котенок — снимаю интуитивно. Иногда — бац, и получается!»

На открытом фестивале кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «КиноШок-2013» маститые кинематографисты и критики заприметили 20-летнего казахстанца Вениамина Илясова.

На кинофестивале «Бастау» приз за лучший короткометражный неигровой фильм Вениамину Илясову присудил известный кинорежиссер Андрей Эшпай (слева), который два года назад не принял его во ВГИКОн представил на конкурс короткометражку «Тая Миша Лариса», на съемки которой затратил всего 500 рублей. А на днях в Алма-Ате студент 3-го курса Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ) за свою картину «Телевизор» получил приз «За лучший короткометражный неигровой фильм» на III Международном кинофестивале студенческих фильмов и киношкол «Бастау» и дал эксклюзивное интервью корреспонденту КазТАГ.

Приза на «КиноШоке» я пока не получил, но реакцию вызвал, – рассказывает Вениамин Илясов. – Многие поздравили меня с дебютом, сказали, что работа хорошая, что за нее голосовали. Я даже растерялся от того, что мне уделили столько внимания. Наверное, мэтрам моя картина приглянулась из-за того, что я полностью ее сделал сам. Денег не было вообще, и я был оператором, режиссером, монтажером и художником. А 500 рублей я потратил на бензин. Играли в фильме непрофессиональные актеры.


.

– Расскажите, чем вы еще занимаетесь, помимо учебы?
– Пытаюсь подрабатывать и набираться опыта везде, где только можно. Помогал известному художнику и культурному деятелю Владу Мамышеву-Монро. Я работал бы с ним и дальше, но он, увы, погиб. Сейчас многому учусь у режиссера Кирилла Серебренникова в театре «Гоголь-центр». Он пригласил меня на должность ассистента художника по костюмам спектакля «Пробуждение весны». До чего мне интересно там! Сначала я просто сидел на других спектаклях, смотрел, присутствовал на читке ролей, прогонах, изучал техническую часть. Потом приступил к закупке тканей, объезжал торговые точки. На всех примерках бегаю, наблюдаю – ага, у актрисы задирается платье, значит, нужно купить телесное белье, а для такой-то ткани такая-то подкладка нужна, чтобы костюм лучше сидел...
– Вы что, и шить умеете?
– Да. Юбку вот недавно сшил и блузку. На швейной машинке. А что вы смеетесь?
– Вас с вашей брутальной внешностью меньше всего можно представить сидящим за швейной машинкой.
– Ну а что, пошел, купил габардинчику и склепал юбочку из двух клиньев, тесьмой отделал (смеется). У меня есть машинка с ножным управлением, а еще я попросил родителей, чтобы они мне подарили на день рождения машинку электрическую. Мне она необходима. Меня пригласили в Грузию работать художником по костюмам на короткометражном фильме.
Счастливый момент — приз на кинофестивале в родном Казахстане– Вы хотите одновременно на нескольких стульях усидеть: режиссируете, сценарии пишете, снимаете, рисуете, шьете. Не боитесь распылиться?

(Смущенно.) Я же горю всем этим… И как раз, когда я молод, мне все интересно, а там уже определимся.


– Вам 20 лет, но вы выглядите гораздо старше. Наверное, много думаете о жизни?


– Это так, и это обидно. Я все-таки внутренне еще не вырос, но общаюсь с людьми, которым за 30, и они относятся ко мне как к взрослому человеку. Никто не делает мне скидку на возраст. А работать мне надо много, потому что хочу после МГУКИ поступить на высшие курсы сценаристов при ВГИКе. Мне нужно три миллиона тенге, чтобы заплатить за учебу. Одно я точно знаю: никогда не буду зарабатывать, снимая свадьбы.


– Почему бы и нет? Между прочим, это тоже искусство.
– Один раз снял свадьбу брата, и уже год монтирую (смеется). Я держу ориентир на профессиональное кино. Лучше буду листовки на улицах раздавать.
– Так, а как же деньги?
– Противно…
– В вас говорит юношеский максимализм.
– И он тоже. Мне неинтересно. Я не могу снимать так, чтобы это было красиво: молодые в вальсе кружились, кольца надевали, прочую фигню. Зато мне интересно снимать, как гости выпивают, как пьяные люди дерутся, как невеста заходит в пышном платье в узкий туалет и не может там развернуться.
– Вы циник, Вениамин. Поэтому и выглядите старше своих лет.
– Да. Но я такой!
– О чем будет ваш следующий короткометражный фильм?
– Об аульной девочке, которая хотела стать певицей, но родители ей не позволили. Таких самородков на просторах страны тьма, и выхода у них нет. Обреченность полнейшая. Девочки, даже если и получат образование, все равно будут домохозяйками, а мальчики – баранов пасти.
– Эта тема очень актуальна. В советские времена культурные деятели ездили по селам и станциям, искали талантливых детей и привозили в город.
– Да, занимались ликбезом, культпросветом. А сейчас кому интересно искать детей с хорошей растяжкой или музыкальностью и двигать их вперед? Смешно. На все нужны деньги. Те же Бибигуль Тулегенова, Роза Рымбаева – талантливые девушки из народа, которых просто заметили. Вот об этом и будет мой фильм. Кстати, я снял документальный фильм о Бибигуль Тулегеновой. Познакомился на «КиноШоке» с Натальей Аринбасаровой, она мне помогла наладить контакт с Бибигуль Ахметовной. Правда, доволен только одним процентом от того, что снял. Когда я только пришел, она была очень естественная, супом меня накормила. Но как только я начал съемку, она очки надела, бусы, причесалась, села, начала со мной на вы разговаривать. И все – она уже как в телевизоре…
– Вы сами можете сказать о своих слабых сторонах?
– Я не могу снимать реалистическое кино. Обязательно нужны детали, нюансы. В короткометражке «Тая Миша Лариса» выделяются некрасиво накрашенные губы и странные люди. Я не могу снять диалог. Если я его и снимаю, мне нужно, чтобы на дальнем плане росли розы. Без них неинтересно. Мне откровенно не хватает знаний, академизма. Я как слепой котенок, тыкаюсь везде, снимаю интуитивно. Иногда – бац, и получается!
– Опасный подход. Так можно остаться дилетантом.
– Я читаю, смотрю фильмы. Учусь! А дилетантов много, вы правы. И конъюнктурщиков тоже много. Но в МГУКИ я могу снимать все, что хочу, а во ВГИКе был бы зажат в рамки. Но сериалы снимать не буду ни за что!
– Вениамин, все-таки какая ипостась искусства вам ближе?
– Однозначно – кинорежиссура. Но могу пока работать художником на фильмах, ассистентом художника по костюмам. Так и говорят мне: «Веня, сиди, учись». Вот посмотрю спектакль Кирилла Серебренникова и неделю хожу в трансе: не фигней ли я занимаюсь?