Рукотворный кризис
- Подробности
- 4984
- 03.12.2015
- Амиржан КОСАНОВ, специально для «Новой» — Казахстан»
В своем ежегодном Послании президент Казахстана назвал истинные причины краха экономической политики страны
Все 105 минут я сидел возле телевизора и внимательно конспектировал очередное Послание елбасы народу и понял, что никакого кризиса в стране нет, а есть крайне непрофессиональная и неэффективная экономическая политика нашего правительства, которая привела к разбазариванию и разворовыванию гигантских бюджетных средств. Но я написал «неэффективная экономическая политика» и осекся – это смотря для кого: для чиновников и окружения елбасы она, напротив, очень эффективная.
Вот, например, президент критикует деятельность трех монстров государственного капитализма – «Самрук-Казына», «Байтерек» и КазАгро: «Активы «Самрук-Казына» составляют более 40% внутреннего валового продукта, включают более 500 «внучек» и «правнучек». Холдинги «КазАгро» и «Байтерек» превратились в неэффективных посредников между бюджетом и банками. Все это сопровождается тем, что во всех этих предприятиях, малых «внучках» и «дочках» раздутыми штатами, тратами огромных бюджетных ресурсов. В то же время – это приводит к вытеснению инвестиций и инициатив».
Это для государства они «неэффективные посредники», а для владельцев банков и всяких «дочек» и «внучек» госхолдингов – очень эффективные: в последние годы самое популярное понятие у них – аутсорсинг, то есть выполнение работ третьими (как правило, аффилированными с руководством госхолдингов) лицами за большие бюджетные деньги. Поэтому президент вынужден был признать, что в государственном секторе на сегодня находится более 7 тысяч предприятий, и «необходимо пересмотреть ряд положений Закона о государственном имуществе и Гражданского кодекса, сократить перечень стратегических объектов, не подлежащих приватизации. Поручаю правительству разработать новую программу приватизации, включить в нее все организации, находящиеся в государственной собственности, в том числе входящие в «Самрук-Казына», «Байтерек» и «КазАгро». И после приватизации все эти три управляющих холдинга должны быть преобразованы в компактные организации, которые будут делом заниматься. Если окажется, что дел у них нет, нужно их ликвидировать». Но тут есть одно «но» – согласно закону Паркинсона наши чиновники от госбизнеса обязательно найдут, чем заняться этим структурам!
Кстати, о приватизации. Уверен, что на этот раз борьба за наиболее лакомые куски казахстанской экономики станет ожесточенней. Ибо говоря, что «приватизация должна осуществляться по справедливой рыночной стоимости, открыто и конкурентно», президент поручил правительству «лишить акционеров приватизируемых компаний преимущественных прав на приобретение акций данных предприятий». Уже сейчас можно предугадать вал судебных исков и разбирательств этих самых акционеров! Интересно, кто подсунул такой «революционный» проект елбасы, который к тому же может рассорить его с отечественным бизнесом?
Сколько копий два года назад было сломано вокруг неэффективного объединения частных пенсионных фондов в единый государственный – ЕНПФ. Говорят, что бывший тогда главой Нацбанка Григорий Марченко (который в 90-х вместе с тогдашним премьер-министром Акежаном Кажегельдиным проводил пенсионную реформу) был категорически против этого слияния, считал его ошибкой и, в частности, из-за этого ушел в отставку. Но для инициатора этой идеи, Келимбетова, слияние, по всей видимости, было очень эффективным. И вот теперь, отправив Келимбетова в отставку, елбасы как ни в чем не бывало заявляет, что «в 2016 году пенсионные активы должны быть переданы под управление частным казахстанским или иностранным компаниям. И в целях повышения доходности пенсионных накоплений надо пересмотреть подходы к инвестированию пенсионных средств». Похоже, пенсионные деньги становятся у нас жертвами политических и экономических интриг: не секрет, что в мутной воде пенсионных фондов легче всего ловить вожделенную золотую рыбку.
В очередной раз напомнил елбасы и о необходимости привлечения иностранных инвестиций. Но их и не будет, пока в Казахстане не будет суда, по-настоящему независимого от всех ветвей власти. Ибо вкладывая свои кровные в экономику Казахстана, инвесторы должны быть уверены в том, что в случае конфликта с властями беспристрастный и объективный суд защитит их капитал от незаконных посягательств. Пока же такой уверенности у них нет, и все решается через личные контакты инвесторов с высокопоставленными чиновниками, которые, как известно, бескорыстными не бывают.
Хотя, согласно президентской программе «100 шагов», в Казахстане планируют создать на примере опыта Дубая этакий не то оазис, не то заповедник цивилизованных бизнес-отношений – международный арбитражный центр AIFC, с включением в его состав авторитетных международных арбитров, и финансовый суд международного финансового центра города Астаны, где рассматривать споры будут иностранные судьи на английском языке и на принципах английского права. Правда, дело, по словам юристов, застопорилось: для реализации этой идеи нужны изменения в Конституцию. Но что мешает необходимые изменения в Конституцию внести и таким правовым бизнес-заповедником сделать всю территорию Казахстана?
Пока же, в силу указанной выше причины, иностранные инвесторы не спешат вкладывать свои деньги в экономику Казахстана, и, видимо, поэтому елбасы снова поднял тему возврата из-за рубежа денег наших чиновников и олигархов, попавших туда в большинстве своем через «дочек» и «внучек» госхолдингов: «Я обращаюсь ко всем не потому, что нам позарез нужны эти ваши деньги, которые вы возвратите. Нам не хочется заводить уголовные дела на наших людей, делать из них беженцев, которые прячутся за бугром, в Лондоне где-то бегают все. Все было за эти годы, всякое. Первичные накопления не всегда бывают честными, да».
Последняя фраза елбасы про первичные накопления очень симптоматична, то есть то, что в цивилизованных странах считается (по закону) уголовным преступлением, у нас (по понятиям) оправдывается издержками капиталистического роста, за которые не последует наказания: верни (деньги) – я все прощу, иначе мы все равно вас достанем за бугром, у нас есть соответствующие договоры со странами, где вы все «бегаете», а «с 11 января 2017 года вступит в силу всеобщее декларирование доходов и расходов. После этого будут приняты меры по раскрытию счетов, активов, где бы они ни находились». И для выяснения происхождения не легализованных доходов будут применяться лучшие силы как Казахстана, так и ОЭСР, добавил елбасы.
Что же касается механизма возвращения «блудных» денег в страну, то этим очень успешно и эффективно последние годы занимается опальный казахстанский экс-премьер Акежан Кажегельдин, который публично обратился с этой идеей к нашей общественности и власти. Что мешает нашей власти привлечь его к этой работе?
Все эти внезапные (и порой необъяснимые), противоречащие вчерашним утверждениям изменения приоритетов экономической политики подвигают меня к мысли, что неспроста елбасы много (и правильно!) говорил об уважении к Человеку труда. «Все создано руками человека. Мы стали забывать об этом в последние годы. Надо осваивать рабочие профессии. Вот окончили школу, поступили в университет, колледж, армию... Но остается еще процентов 30. Что делать? Пойти получить профессию. Потом будет и университет, колледж, все потом будет... Я думаю, нелишне напомнить, что в свое время я начал с рабочей спецовки, стоял у горнила доменной печи, в руках у меня была лопата – 40х40 см – надо было больше брать и дальше кидать. И в таком обмундировании, не отходя от горнила, я работал девять лет».
Хотя такой реверанс ну никак не смотрится на фоне только что подписанного елбасы Трудового кодекса (ТК). В нем, по словам независимых профсоюзов (которые как раз накануне принятия ТК были лишены перерегистрации!) и экспертов, еще больше ущемляются права этого самого человека труда, и он де-юре и де-факто становится абсолютно бесправным перед работодателем!
Возможно, елбасы прав, ностальгируя по своему рабочему прошлому, но именно его руками создана уродливая система, когда рабочий человек по всем статьям фактически выживает на обочине жизни. И при нынешней политической системе вряд ли рядовой горновой в ближайшей перспективе сможет стать президентом Казахстана: взращенные и воспитанные президентом олигархи не дадут.
Итак, повторюсь: слушая елбасы, я понял, что у нас рукотворный кризис – мы не единственная страна, сидящая на «нефтяной игле»: Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Норвегия – все они в какой-то мере пострадали от падения цен на нефть, но ни в одной из них не было такой обвальной девальвации, как у нас. В этой связи показателен пример Норвегии, где доходы от нефти и газа аккумулируются сначала в государственном бюджете, а затем используются для покупки самых надежных в мире акций и гособлигаций, а также вкладываются в лучшие, наиболее устойчивые мировые валюты, а не оседают на оффшорных счетах чиновников и олигархов, как у нас, куда в промышленных масштабах утекали и утекают из нашей страны бюджетные, а возможно, и пенсионные средства. И пока были высокие цены на углеводороды, эта утечка была не так заметна.
Рефреном же всего Послания послужила фраза от елбасы: «Никогда ранее наш народ не жил так хорошо, как мы живем сейчас». В связи с этим вспомнил один советский анекдот. Идет очередной съезд КПСС. Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев с трибуны, заканчивая читать доклад, заявляет: «Мы еще никогда не жили так хорошо!». И тут из зала раздается робкий голос одного из делегатов: «А мы?»...