Заигрывание с Европой
- Подробности
- 4514
- 24.12.2015
- Амиржан КОСАНОВ, специально для «Новой» — Казахстан»
За фасадом демократии по-казахстански: «сертификат безопасности», громкие политические процессы, атака на оппозиционные СМИ
Интересно у нас официоз расставляет акценты в своих сообщениях. Вот две разные подачи информации о визите Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини в Астану.
Официоз: «21 декабря 2015 года в Астане подписано Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским союзом». В сообщении отмечено, что «Казахстан и Евросоюз выражают готовность активизировать взаимовыгодное партнерство в 29 сферах». И приводится их список: «…В число направлений сотрудничества входят экономика и финансы, транспорт, энергетика, охрана окружающей среды, образование и исследования, а также защита данных, миграция, верховенство закона и борьба с коррупцией. Стороны намерены также усилить сотрудничество в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью, содействовать международной и региональной безопасности и стабильности».
И ни слова о правах человека и демократии.
Теперь версия от Euronews. Там те же факты, но есть чрезвычайно важное уточнение. Телеканал приводит слова Могерини, сказанные ею в Астане: «Это соглашение будет поощрять развитие взаимной торговли и инвестиций, документ также охватывает такие важные области, как развитие демократии, права человека, основные свободы, устойчивое развитие, развитие гражданского общества (выделено мной – А.К.)».
Думаю, что такая разная интерпретация не случайна и вполне соответствует духу Акорды, которая привыкла показывать события в нужном ей ракурсе, замалчивая нежелательные для нее моменты.
Поэтому меня напрягает тот факт, что дискредитировавший себя в глазах общества телеканал «Хабар» ранее объединился с Euronews Network: вот уж воистину в одну телегу запрягли коня и трепетную лань! Не знаю, какие сюжеты будет использовать общеевропейский канал от абсолютно однобокого (потому не интересного для западной аудитории) «Хабара», но то, что «Хабар» теперь будет влиять на информационную политику Euronews в Казахстане, – всем понятно (хотя бы не допуская в эфир неугодные Акорде сюжеты).
Отмечу, что опыт заигрывания с Европой у Акорды большой. Вспомните хотя бы события вокруг председательства Казахстана в ОБСЕ, когда нашей властью были даны шикарные демократические обещания, вплоть до намерений провести политические реформы! Или пресловутый план «Путь в Европу», подписанный самим елбасы. О нем никто после его презентации и не слышал.
Все это позволяет сделать вывод, что и это Соглашение будет использовано Акордой исключительно в пропагандистских целях и выстраивании своих отношений в других союзах и коалициях. Я имею в виду в первую очередь ЕАЭС, ШОС и ОДКБ. Но как оно будет реализовано на практике? Особенно в условиях, когда Россия (главный фигурант ЕАЭС) все больше проседает под тяжестью западных санкций. Есть также внешнеполитическая сторона евразийской медали. Например, позиция Казахстана по Сирии или Турции, где у той же России обозначен безапелляционный и ярко выраженный антиевропейский и антитурецкий вектор.
Надо сказать, что Акорда «хорошо» подготовилась к приезду «политического ревизора» из Брюсселя. Аккурат в день приезда Могерини в Астану в южной столице начался резонансный судебный процесс над общественными активистами Серикжаном Мамбеталиным и Ермеком Нарымбаевым. Именно в этот день в 7 утра были проведены обыски в квартирах сотрудников сайта «Накануне.кз». У одной из журналисток якобы нашли подозрительную траву (наркотики) – такое ощущение, что власть уверена в том, что критиковать ее могут только… наркоманы.
Все в таком же перманентном состоянии блокировки популярные сайты «Зона.кз» и «Ратель.кз». А газета с почти вековой историей «Жас алаш» все еще разбирается в судебном порядке с одиозной личностью, которая захотела от редакции ни много ни мало 400 миллионов тенге за моральный ущерб (правда, суд первой инстанции в 10 раз уменьшил неимоверные размеры аппетита истца).
Именно в этот день в СМИ была опубликована информация о том, что начиная с января власти Казахстана собираются прослушивать весь пользовательский трафик, включая зашифрованные соединения. Официальное оправдание тотальной слежки – угроза национальной безопасности. По мнению независимых экспертов, Казахстан намерен пойти по пути Китая, то есть полная слежка за действиями пользователей в сети. Пекин разработал и внедрил на каждое устройство, способное выходить в интернет, национальный сертификат безопасности – так называемый «Золотой щит». Казахстан также создает «сертификат безопасности», который, по официальной версии, защитит пользователей от угроз, но на самом деле станет контролировать каждое действие. Пользователей обяжут загрузить и установить на все устройства правительственный сертификат, через который будет проходить весь трафик зарубежных веб-сайтов.
Хотя 18-ю статью Конституции, гарантирующую каждому гражданину «неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и достоинства», никто пока не отменял. Согласно этой статье, «каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений».
Был в моей оппозиционной биографии один интересный период. Я назвал бы его «периодом романтических отношений с международными демократическими институтами и идеализации их демократических возможностей в части влияния на недемократический казахстанский режим». Замысловато? Но зато верно передает прежние настроения части казахстанских демократов. Мы часто ездили за рубеж, выступали с высоких трибун ОБСЕ, ЕС, ПАСЕ, Конгресса и Сената США, в бундестаге ФРГ, в МИДах ведущих стран Запада. Говорили о ситуации в стране и регионе с демократией и правами граждан. Защищали коллег, которых судили за политические убеждения. Требовали выполнения Астаной взятых на себя демократических обязательств.
Ныне такой эйфории относительно возможности (способности и желания) западных демократических институтов повлиять на Акорду в части соблюдения прав и свобод граждан ни у кого нет. У меня – особенно. По этой причине, несмотря на озвучивание Могерини (и другими западными политиками) формальных демократических заявлений, не стоит обольщаться по этому поводу: установление демократии в Казахстане – дело рук самих казахстанцев.