Футболь

Начало нового чемпионата Казахстана по футболу показало, что победить иногда не помогают ни деньги, ни эпатажное поведение, ни идеология осажденной крепости. В то же время и хронические болячки турнира тоже никто не удосужился вылечить

К концу прошедшей недели в чемпионате страны по футболу было сыграно три тура, а сборная провела два товарищеских матча. Как и предполагала «Новая» – Казахстан», уже с самого начала клубы столкнулись с массой типичных проблем – где-то надуманных, где-то достаточно серьезных.

 При этом финансовая составляющая не стала большой проблемой для команд – по крайней мере, пока и, по крайней мере, в тех масштабах, которые виделись предыдущей осенью. Тремя командами, открыто заявляющими о финансовых проблемах уже на старте, стали чемпион страны «Астана» (хотя это утверждение кажется кокетством, но проблемы у спортклуба были и в прошлом году), уральский «Акжайык», бюджет которого изначально не был предназначен для Премьер-лиги, и главный трендсеттер сезона – ФК «Актобе», заявлявший о финансовых проблемах еще с прошлого года. Другие команды молча работают с тем, что есть, и открыто не жалуются – во всяком случае, до сегодняшнего дня.
Впрочем, практика первых трех туров показала, что даже наличие больших денег в команде совсем не гарантирует положительный результат – и первая отставка может произойти там, где ее вообще не ждали.

И Аршавин не помощник

Неожиданный результат показал алма-атинский «Кайрат», после первых трех туров плетущийся ближе к концу турнирной таблицы. Ничья и два поражения – явно не тот результат, на который рассчитывали поклонники «народного клуба». И импульсивное заявление главного тренера Александра Бородюка об отставке уже после третьего тура, которая была принята, свидетельствует не столько о его собственной слабости, сколько о том, что даже он не ожидал такого провала.
Ситуация, возможно, не выглядела бы тяжелой – все-таки только третий тур, но «Кайрат» начисто потерял свою игру. Бледной тенью выглядит лучший бомбардир прошлого сезона Жерар Гоу, команда никак не может войти в ритм и упускает очки там, где брать их нужно по определению. Вполне вероятно, что проблема решится сама собой («Кайрат» пока не провел еще ни одной домашней игры), но, учитывая амбиции владельца команды Кайрата Боранбаева, любая следующая осечка может стать предварительным приговором на планах коллектива на сезон.
Разумеется, самая обсуждаемая фигура «Кайрата» сейчас – приехавший из «Кубани» Андрей Аршавин, некогда знаменитый, а теперь нещадно осмеиваемый футболист из России. Первое появление Аршавина случилось в минувшее воскресенье в Уральске, где «Кайрат» гостил у местного «Акжайыка». Алмаатинцы пропустили в начале второго тайма с пенальти, достаточно быстро отыгрались, затем так же быстро пропустили снова. А в конце Аршавин заработал пенальти, но удар игрока «Кайрата» взял вратарь «Акжайыка» Роман Багаутдинов. Сказать, что бывший капитан сборной России отбегал вхолостую все 90 минут, нельзя, однако тренерский штаб, очевидно, остался им недоволен.
Тут нужно отметить, что никаких вопросов к Аршавину бы не было, если бы не муссируемая в прессе зарплата футболиста. Издание «PROСПОРТ» со ссылкой на свои источники заявило, что речь идет о 120 тысячах долларов в месяц или половине миллиарда тенге в год. Возможно, финальная цифра несколько ниже, но порядок чисел наверняка недалек от истины. В стране, где в регионах средняя зарплата не всегда дотягивает даже до 80 тысяч тенге, такие заработки для одного человека, лучшие годы которого остались позади, – детонатор всенародной нелюбви. И «Кайрат», подписав Аршавина, в итоге получил мину замедленного действия в своем клубе. Если бывший капитан сборной России не начнет забивать по два гола за игру, на финише сезона болельщики – в первую очередь, болельщики «Кайрата» – обязательно припомнят руководству безумные траты на одного игрока, зарплата которого больше бюджета всего «Акжайыка».


12 разгневанных Васильевых

Другой клуб с эпатажными свойствами составляет «Кайрату» конкуренцию по подвалу турнирной таблицы, но его проблемы – совсем другие. Команда «Актобе» стараниями своего гендиректора Дмитрия Васильева, о котором «Новая» – Казахстан» писала неоднократно, превратилась в коллектив, за которым интересно наблюдать не столько на футбольном поле, сколько за его пределами. Дмитрий Васильев, окружив себя группой лояльных работников (это часть его стратегии), успел за четыре месяца своего пребывания на посту генерального директора поругаться со всеми, с кем это только было возможно.
Первыми под раздачу попали журналисты местных изданий (некомпетентны, по мнению Васильева), затем досталось некоторым работникам клуба (Васильев сам утверждал, что его не интересует всё, что было до его прихода, в том числе, видимо, и люди). Дальше гнев Васильева переметнулся на «псевдоболельщиков-халявщиков», из-за которых якобы сорвалось соглашение с титульным спонсором. Со спонсором история вообще получилась прелюбопытнейшая: Васильев захотел получить
300 квадратных метров в одном из торговых центров города – якобы под фан-шоп (но обозленные выходками Васильева журналисты и болельщики полагают, что под торговлю джинсами). За это гендиректор был готов нанести на футболки игроков логотип сети закусочных «Баурсак бала». Такая идея не очень понравилась акиму Бердибеку Сапарбаеву, и тогда Васильев решил подговорить болельщиков саботировать решение акима. Большинство болельщиков, понимая, как издевательски выглядит название спонсора на футболках, идею не только отвергло, но еще и всячески высмеяло. В итоге «Баурсак бала» от спонсорства отказался, а взбешенный Васильев пообещал привлечь болельщиков (тех самых халявщиков, хотя болельщики клубу ничем не обязаны вообще) чуть ли не к суду за потерю 120 миллионов тенге. Деньги, напомним, в этой сделке не фигурировали вообще.
Васильев вообще любит махать судебной системой перед носом своих недругов (он называет их «негодяями»), как нью-йоркский гопник машет дубинкой перед зашедшим не в тот район интеллигентом. В конце прошлой недели Васильев ожесточенно высказался против Профессиональной футбольной лиги Казахстана. Та не позволила перенести матч с талдыкорганским «Жетысу» из Актобе в Талдыкорган, и в официальном заявлении клуба это названо «антиактюбинским актом», а угадываемый за заявлением автор с фамилией, как у главной героини примитивных детективов Донцовой, тоже намекнул на суд. В ПФЛК в ответ лишь пожали плечами: мол, судитесь. «Сейчас «Актобе» ищет миллион причин – и все вокруг виноваты», – заявил в интервью vesti.kz глава ПФЛК Олжас Абраев.
Самое печальное, что создавая вокруг идеологию осажденной крепости (у «Актобе» нет друзей, кроме болельщиков – философия Васильева), гендиректор не только повторяет политическую стратегию лидера страны, откуда он приехал, но и откровенно дискредитирует сам клуб. Раздраженные болельщики и журналисты с удовольствием собирают любую информацию о гендиректоре и нередко экстраполируют ее на команду. А зря: «Актобе» не выглядит совсем безнадежным аутсайдером, хотя о четвертом месте пока остается только мечтать. Если в итоге команда сможет попасть хотя бы в шестерку лучших, это точно будет не благодаря действиям Васильева, а вопреки.


Все как всегда

В целом же, если оценивать начало чемпионата, можно констатировать, что все проблемы казахстанского футбола, наблюдавшиеся в прошлом году, плавно перетекли и в текущий. Уже после второго тура от работы до конца мая был отстранен судья Александр Гаузер (за ошибки, совершенные в матче «Тараз» – «Актобе»). Некоторое недовольство решениями судей наблюдалось и после матча «Ордабасы» – «Астана», а после матча «Ордабасы» – «Актобе» Дмитрий Васильев и вовсе спровоцировал большое обсуждение момента с пенальти в ворота команды из Западного Казахстана.
Ну, а то, что некоторые стадионы страны до сих пор не готовы к приему больших матчей, уже стало притчей во языцех казахстанского футбола. В этом смысле обещания Федерации футбола Казахстана рано или поздно обеспечить страну футбольными манежами для игры в неприятную погоду выглядят типичной «нью-васюковщиной». Впрочем, ничего нового: ряд руководителей казахстанского футбола и связанные с ними друзья-товарищи (которые, не таясь греха, хвалят друг друга, как в одной очень глубокомысленной басне Крылова) часто говорят одно, а делают совсем другое.