Если колокол звонит в России, то обязательно отзывается в Казахстане

Главнейшим событием этого месяца стало решение Банка России отпустить 10 ноября рубль в свободное плавание

Принимая во внимание то, что экономика России (в том числе федеральный бюджет – КазТАГ) очень сильно зависит от цен на экспортные товары, и в первую очередь на нефтегазовые ресурсы, свободная конвертируемость рубля – это скорее хорошая шутка, чем реальность.

Жару добавляет также и противостояние России со всем остальным миром, что ни к чему хорошему привести не может.
Из сообщения ЦБ РФ следует, что регулятор отказался от ранее используемой стратегии валютного коридора и теперь границы курса определяются рынком. До определенного момента, пока не сформируется равновесный курс, так и будет. Скорее всего, потом ЦБ опять начнет его регулировать, как только будет найден курс, устраивающий текущих игроков.
Сомнительно, что сейчас курс доллара к рублю снизится, но самое вероятное – что в краткосрочной перспективе вырастет еще больше. Иначе в действиях главного банка России нет никакой логики.
Что это означает для казахстанцев? Давайте вспомним первые две девальвации. Каждая из них следовала за девальвацией рубля с определенным временным лагом. То есть решение ЦБ РФ – это первый удар колокола. Первая девальвация последовала за резким обесценением рубля, вторая – за ползучим обесценением российской валюты. Третья девальвация не следовала за рублем, и, принимая во внимание экономические условия, ее целесообразность была спорной. Но никто не мог предположить, что все будет настолько плохо. Скорее она была следствием узкокорпоративного соглашения правительства и крупных компаний.

Возвращаясь к решению Центрального банка России, логично полагать, что рубль упадет еще сильнее. В логике заявлений Национального банка Казахстана это означает, что пресловутые казахстанские производители продукции станут менее конкурентоспособными относительно российских аналогов.
Более того, председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов в разговоре с журналистом британской Financial Times не исключил, что «если рубль останется на прежнем уровне, власти Казахстана могут вслед за российским Центробанком отказаться от поддержки собственной валюты» (цитата в интерпретации британской ВВС – КазТАГ). Так как, вероятнее всего, курс рубля как минимум не укрепится, а вероятнее всего пойдет и дальше вниз, то Кайрат Нематович собственноручно звонит в колокол второй раз.
Если председатель Нацбанка и знает дату, когда он решит скорректировать тенге, он ее все равно не скажет. Люди ждут корректировки тенге в феврале, что может быть чересчур оптимистично. К февралю девальвационные ожидания вырастут лавинообразно, а Национальному банку важно предупредить развитие болезни, а не лечить ее в острой фазе.
На этом можно бы и завершить нашу точку зрения, но в минувший вторник президент Нурсултан Назарбаев выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана. Его речь можно охарактеризовать как подготовку населения к очередному кризису.
Более того, то, что президент дал добро на использование Национального фонда, не говорит ни о чем хорошем.  Сама идея направить деньги на структурные и долгосрочные инвестиции соответствует рекомендациям апологетов знаменитого Кейнса.
Это означает – вывести экономику из кризиса можно, сильно расширив государственные расходы и общее влияние государства на экономику. Идея хорошая, потому что результаты расходов останутся на территории Казахстана в общем пользовании. Проблема лишь в том, насколько качественно и сознательно эта идея будет реализована.
Возможно, увеличение трансфертов из Нацфонда в бюджет до $3 млрд ежегодно – единственная ложка дегтя в Послании. Использование нефтяных денег для финансирования краткосрочных обязательств может быть вредным для бюджетной дисциплины, так как до недавнего времени правительство стремилось формировать бюджет без нефтяных поступлений.
Но если налоговые поступления в бюджет сильно зависят от доходов экспортеров (такие симптомы были в 2008 году – КазТАГ), то нефтяные деньги будут использованы для замещения выпадающих объемов налоговых поступлений. Пессимистичное Послание также говорит о том, что правительство учится на своих ошибках 2008 года. Тогда кризис поставил правительство в неприятное положение, когда ни один сценарий не отражал актуального развития событий.
Отсутствие оптимизма у высшего руководства страны – третий удар в колокол по текущим сбережениям и будущим доходам рядовых граждан.