Алиев может остаться без протекторов

Уголовный суд Мальты наложил запрет на любые перемещения и продажу активов беглого олигарха и его жены

Мальтийская одиссея Рахата Алиева, возможно, подошла к концу. Медленно, но верно адвокаты различных истцов, преследующих беглого казахстанского олигарха по всей Европе и требующих от местных блюстителей закона восстановления справедливости и возмещения ущерба, предположительно нанесенного им Алиевым, раскрутили шестеренки правосудия на средиземноморском острове, и в результате 25 февраля уголовный суд Мальты постановил наложить запрет на любые перемещения и продажу  выявленных на острове активов Рахата и его жены Эльнары Шораз. Список этих активов вышел весьма внушительным.
Собственно, сам ответчик немало поспособствовал такому развороту событий, поскольку дважды проигнорировал повестки о явке на судебные заседания – в середине января и теперь. При этом лица, представлявшие его интересы, вроде бы заверяли власти, что он обязательно придет. Как сообщил автору информированный источник, самого Алиева на Мальте нет и искать его по всей Европе власти не станут, но если он вернется туда, по головке его не погладят. Правда, тот же источник высказал мнение, что решение о запрете на движение активов умелые адвокаты могут со временем отменить.

Кстати, об адвокатах. Когда в 2010 году Алиев объявился на Мальте, среди наблюдателей прошел слух (который одни сочли удачной шуткой, а другие восприняли с полной серьезностью), что олигарх вознамерился занять своими делами всех адвокатов на острове, чтобы технически лишить возможных истцов каких-либо шансов обратиться здесь за защитой. В самом деле, адвокат не может одновременно представлять интересы и истца, и ответчика.
Однако сейчас тем адвокатам, кто связался с Алиевым, вряд ли позавидуешь – жизнь им предстоит неспокойная. На Мальте наиболее выпукло это проявилось на примере Пио Валетты, который, согласно сообщениям местных СМИ, распоряжался частью активов семьи Шораз и решал для Алиева различные проблемы, в том числе добивался для казахстанского олигарха вида на жительство на острове.
За что ему было обещано солидное вознаграждение (впрочем, злые языки утверждают, что не только ему, но и некоторым высоким чиновникам на Мальте). А вскоре стало известно, что уже Алиев и Валетта судятся друг с другом – последний утверждает, что с задачей, на него возложенной, он справился, а вот гонорар Алиев зажал.
Эта история, о которой в ноябре 2012 года уже писала «Новая» — Казахстан», немало навредила и главе МИД Мальты, но сегодня она оказалась в тени более крупного скандала. Его действие разворачивается снова в многострадальной Австрии, куда Алиев сбежал из Казахстана и откуда стартовал на Мальту. А герой, чьи связи с бывшим послом Казахстана в Вене привлекли внимание прессы, — не кто иной, как новый глава министерства юстиции Вольфганг Брандштеттер. Как сообщает австрийская и немецкая пресса, он выступал в качестве адвоката Алиева вплоть до 2011 года, причем, как утверждается, именно на его вилле олигарх некоторое время находился в тревожном ожидании решения вопроса о статусе своего пребывания в этой стране.
Припоминают министру и другую историю. Газета Standard утверждает, что в ее распоряжении имеются документы, свидетельствующие о том, что летом 2008 года банк Austria Creditanstalt AG известил соответствующие ведомства о случае, который наводит на подозрения в отмывании денег. В ячейке этого банка при смене абонента новый владелец ключа обнаружил позабытые его предшественником несколько упаковок банкнот на общую сумму в миллион долларов. Фокус в том, что этим предшественником был Алиев, а имя Брандштеттера фигурирует в переписке сотрудников уголовной полиции Австрии по этому поводу. Кстати, деньги тогда были Алиеву возвращены и положены на счет в том же банке, а нынешний адвокат олигарха в Австрии, Отто Дитрих (ранее работавший с Брандштеттером в одном адвокатском бюро), объяснил находку просто: Алиев деньги в сейфе забыл.
Но эти штрихи создают лишь фон для истории, за которую взялись не только журналисты, но, судя по публикациям, и следователи. Речь идет об алиевских офшорах, которые всплыли в Лихтенштейне. Сейчас следователи в Вадуце заняты проверкой деятельности этих офшоров и, в частности, некоей компании Innings Establishment, через которую осуществлялись миллионные транши, вызывающие подозрения. Так вот, Брандштеттер значится в качестве некоего наблюдателя или посредника (в оригинальном звучании — «протектор») со стороны Алиева в этой компании, утверждает Standard. Сам министр говорит, что реально никакими текущими делами фирмы не занимался. Тем не менее издание Format в разделе «Тема дня» опубликовало развернутую статью под заголовком «Протектор», а в подзаголовке сообщается о развернутой сети фирм-«почтовых ящиков», созданной Алиевым в Лихтенштейне с помощью австрийской знаменитости – министра юстиции!
Пока трудно сказать, как отразится только разгорающийся скандал вокруг Брандштеттера на его карьере – в этом контексте его близость с таким тяжеловесом австрийской политики, как Михаэль Шпинделеггер, может оказаться как успокоителем, так и, напротив, катализатором. Но ясно одно: постепенно все, кто входил в деловое соприкосновение с  Алиевым, оказываются втянуты в трясину расследований. Австрийские журналисты уже начали проявлять повышенное внимание к деятельности в коммерческих структурах Шоразов тех или иных живущих на Западе адвокатов, журналистов и членов их семей. При этом обращает на себя внимание то, что сам Алиев, изображающий из себя коммерсанта и революционера, кочуя в Европе из страны в страну и жертвуя одними активами, при этом создавая другие попутно, может еще долго оставлять с носом ищущих его истцов. Тем же, кто с ним был связан, но не готов к такой же подвижности и «жертвенности», придется куда сложнее.