Члены правительства в частном порядке

В дефектных трубах на Кашагане есть доля вины казахстанских министров

Фото с сайта ru.wikipedia.org

В дефектных трубах на месторождении Кашаган есть доля вины казахстанских министров. По крайней мере, речь идет о двух действующих членах правительства, компания которых непосредственно участвовала в подготовительных операциях перед коммерческой добычей нефти.
Как сообщает атырауская газета «Ак Жайык», работы по укладке и сварке трубопроводов, которые оказались дырявыми, проводили компания Saipem и ТОО «ЕРСАЙ Каспиан Контрактор» — подразделение Lancaster Group, основанное Нурланом Каппаровым и Ерболатом Досаевым, оба нынешние министры в правительстве Казахстана. Трубы поставлялись разными компаниями, одной из которых был японский металлургический гигант Sumitomo.
Вот что об аварийной ситуации рассказал источник этого еженедельника, находящийся непосредственно на месте аварии: «Ситуация осложнена еще и тем, что прибрежная часть Каспийского моря, где проходят нитки трубопровода, представляет собой болота. Техника вязнет. На данный момент ведутся работы по извлечению труб двух ниток – нефтяной и сернистого газа. Первая версия, что авария произошла из-за некачественной сварки стыков, – не подтвердилась. Все извлеченные трубы лопнули вдоль, словно их аккуратно разрезали «болгаркой». Менять придется практически все трубы, из которых сложен трубопровод протяженностью 95 км от Кашагана до Карабатана. Тут грязи по самую крышу. Недавно в трясине утонули два новых экскаватора Hitachi – их извлекли и отправили обратно на завод-изготовитель. Полноценную работу можно провести либо зимой, либо в сильную жару в середине лета. Вынуждены огорчить министра нефти и газа Узакбая Карабалина, который надеется, что завод «Болашак» будет запущен в нынешнем году. Тут работы на полтора-два года…».

На минувшей неделе появилась информация (см. №14 от 10.04.2014) знакомого с ситуацией журналиста Стива Ливайна о том, что гигантское нефтяное казахстанское месторождение Кашаган может быть закрыто. Согласно источникам, близким к проекту, казахстанский Кашаган будет закрыт, по меньшей мере, на два года. Во время закрытия трубопровод будет модифицирован таким образом, чтобы он мог противостоять эффекту токсичных газов.
Для экономики Казахстана, бюджет которого зависит от нефтяных поступлений, начинаются серьезные испытания. Нынешние проблемы добычи объясняются высоким (до 19%) содержанием сероводорода (H2S), который во взаимодействии с водой разъедает трубы. Судя по реакции компаний и подрядчиков, на то, чтобы понять сложность разработки и вред от сероводорода, потребовалось целых 17 лет. Была еще одна версия – некачественные работы по сварке труб и вследствие этого микротрещины, из-за чего вся трубопроводная конструкция и дала течь.
Если дело в трубах, то операторам проекта, а у истока стояли итальянский Agip, а затем NCOС, следует признать свой непрофессионализм. Почти два десятка лет они делали ставку не на те необходимые по параметрам материалы. Значит, они не проводили полевых испытаний, не прислушивались к мнению, а порой игнорировали предупреждения химиков и металлургов. Если дело коснется корпоративного расследования, то в результате это выльется в миллиардные штрафы. Страховые компании и акционеры Eni, Total, Exxon Mobil, Inpex, Royal Dutch Shell могут легко выиграть дело и требовать компенсацию за недальновидный менеджмент.
Кто возместит ущерб от давших трещину трубопроводов, определит комиссия, которая, по нашим сведениям, должна завершить свою работу на следующей неделе. Основным подрядчиком по укладке и сварке трубопровода была компания Saipem – совместное предприятие итальянской Eni и казахстанского ТОО «ЕРСАЙ Каспиан Контрактор».
Интересно, что «ЕРСАЙ» принадлежит Lancaster Group, где значительная доля у министра охраны окружающей среды Н. Каппарова и министра экономики и бюджетного планирования Е. Досаева. Оба не только коллеги по правительству, но и бизнес-партнеры. У Lancaster Group было еще подразделение Lancaster Petroleum, но его бизнесмены благополучно продали китайским компаниям. У совместного холдинга есть еще ряд других проектов – гостиница во Французской Полинезии, «Казинвестбанк», Lancaster Invest, телекоммуникационная IPNet, фармацевтическая Abdi Ibrahim Global Pharm, горнорудная «Сырымбет», логистическая Senko-Lancaster, рекламная РТС-Деко, еще две нефтесервисные — Cape Caspian (СП с британской Cape) и SITEK Caspian (СП с итальянской SITIE).
Никто не возражает — есть возможность, развивай бизнес. Но здесь налицо конфликт интересов: ситуация с разработкой Кашагана во многом зависит от решений правительства, а личный бизнес министров зависит от разработки Кашагана. Поэтому не стоит удивляться тому, что гибель тюленей в непосредственной близости от Кашагана в большей мере будет связываться именно с нефтедобычей, а не с версией экологов, что животные умирают от старости.
В свое время наши коллеги выражали тревогу по поводу строительства терминала «ЕРСАЙ» для судов на воздушной подушке. Напомним, что журналисты выражали озабоченность, что маршрут этих кораблей будет пролегать через заповедную зону для целого ряда птиц, занесенных в Красную Книгу, и через места массового размножения тюленей. Этот камешек опять в огород природоохранного ведомства.
Поэтому, так как члены правительства в частном порядке связаны с Кашаганским проектом, доверие в отношении результатов экспертизы находится под вопросом. Но неоспорим сам факт того, что укладка-сварка трубопровода была осуществлена ненадлежащим образом.
Когда этот материал готовился к выпуску, газета «Ак Жайык» опубликовала новую информацию о том, что с июня этого года установку по комплексной переработке нефти и газа «Болашак», являющуюся частью Северо-Каспийского проекта, законсервируют на два года. Причина: полная замена трубопроводов на Кашагане.
На заводе останется минимум людей, в основном профессиональные операторы, которые задействованы только для того, чтобы периодически делать перезапуск установок, чтобы они не заржавели, говорят источники, работающие в подрядной компании Agip на Карабатане.
Таким образом, длительная консервация завода «Болашак» — серьезное подтверждение неофициальной информации о переносе добычи нефти на Кашагане, как минимум, на два года. Об этом редакции в приватных беседах прямо говорят и иностранные специалисты, покидающие Атырау.
Пресс-служба NCOC, куда редакция обратилась с запросом по поводу переноса добычи нефти на два года и полной замены труб, ответила следующее: «Ждем результаты расследования. Комментировать будем, базируясь на результатах».
Напомним, на заводе «Болашак» кашаганская нефть должна была очищаться до товарного состояния. С начала запуска Кашагана успели добыть примерно 320 тыс. баррелей нефти, которая хранилась в резервуаре на территории завода. Успели ли ее переработать и отправить на продажу – неизвестно. Что касается трубопроводов, скорее всего, речь идет о замене двух ниток протяженностью 96 км каждая: нефтепровод и газопровод. На этапе диагностики выяснилось, что целые километры труб — дефектные. В прошлом месяце департамент экологии по Атырауской области за различные нарушения выставил штраф Agip и NCOC на Т134 млрд. Однако иностранные компании, понимая, что это сигнал недовольства с казахстанской стороны, не испугались обострения ситуации и обратились в суд с просьбой признать действия департамента незаконными. В настоящее время в экономическом суде идут слушания.
Источник редакции, работающий на острове D, рассказал, что сейчас на Кашагане полно мертвых чаек и плавающих кверху брюхом рыб. С вопросом, как можно проверить эту информацию, обратились к начальнику департамента экологии по Атырауской области Ерболу Куанову.
«Если мы сейчас туда поедем, то они за 10 км увидят наш катер и все уберут, – говорит он. — Любое наше присутствие, начиная с вылета, фиксируется. Единственный выход – пускай снимут камерами мобильных телефонов, но чтобы на снимках можно было доказать, что это действительно остров D».
Комментарии, как нам кажется, здесь излишни...


Тем временем

КазТАГ

Досаев отрицает причастность его компании к сварке труб,
а на Кашагане утверждают обратное

Ерболат Досаев отрицает причастность компании «ЕРСАЙ Каспиан Контрактор» к поставкам и сварке дефектных труб на месторождении Кашаган, где добыча нефти приостановлена на ближайшие два года.
«17 апреля будет проходить встреча с главными инвесторами по поводу проводимой работы, что необходимо сделать в рамках 2014 года. Они должны нам предложить детальный план, что необходимо менять, а что нет. Если вопрос по поводу «ЕРСАЙ Каспиан Контрактор», то он участвовал в работе (на Кашагане — КазТАГ), но к вопросам сварочных работ и поставкам труб отношения не имел. Поэтому я хотел бы, чтобы вы этот вопрос задали один раз, и больше мы не будем повторяться», — сказал министр экономики и бюджетного планирования Казахстана Ерболат Досаев после брифинга в службе центральных коммуникаций в минувший понедельник.
Налицо почти полное отрицание причастности компании, которой он вместе с партнером по бизнесу и коллегой по правительству — министром окружающей среды и водных ресурсов Нурланом Каппаровым владеет, и которая, как нам стало известно, имеет непосредственное отношение к аварийной ситуации на месторождении. Если для министров уход от ответа на прямой вопрос — защита чести мундира, то для нас поиск истины — профессиональное правило.
Поэтому наше агентство еще пять дней назад направило официальный запрос руководству «ЕРСАЙ Каспиан Контрактор» с подробным перечнем вопросов, связанных с остановкой добычи из-за некачественных труб. Ответ за подписью заместителя генерального директора Ян Чана пришел быстрый и грозный.
Всего в письме три абзаца. В первом утверждалось, что компания не является поставщиком труб. Во втором — была настоятельная рекомендация обратиться к компетентной стороне и проверить источник информации. И в последнем — предупреждение о защите своих интересов и деловой репутации. Редакция так и поступила. Решили перепроверить наши источники и обратились к компетентным органам. В этом нам оказали содействие наши коллеги.
Вот что получила редакция газеты «Ак Жайык» на свой запрос от пресс-службы оператора Кашаганского проекта, где сообщается о том, что NCOC наконец озвучил марку стали, используемой на кашаганских трубопроводах, и названия компаний, которые поставляли трубы, занимались их укладкой и сваркой.
Приводим ответ: «Состав стали соответствует спецификациям Х60. Трубы поставлялись разными компаниями, одной из которых была компания Sumitomo. Работы по укладке и сварке трубопровода проводила компания Saipem (совместное предприятие, куда входят ТОО «ЕРСАЙ Каспиан Контрактор» — подразделение Lancaster Group и итальянская компания Saipem)».
Теперь обратимся к журналистскому расследованию, которое провел деловой еженедельник «Курсив». В распоряжении редакции оказался «Акт проверки», который появился благодаря местным экологам и компетентному органу — департаменту комитета национальной безопасности по Атырауской области.
В нем, в частности, указывается: «...при проверке обнаружено 63 места потенциальных трещин. Последние трещины обнаружены британскими специалистами. Сама компания о них даже не подозревала. Из 32 трещин на момент проверки 29 приходилось на сварные швы. Сварку вел генподрядчик проекта — итальянская компания Saipem и ее подрядчик «ЕРСАЙ Каспиан Контрактор».
Проверяющие заявили о безответственности и злостной халатности, допущенной подрядчиками при проведении строительно-монтажных работ. Журналисты еженедельника показали этот акт проверки специалисту — начальнику одного из подразделений компании «КазТрансОйл». Реакция его было бурной: «Если бы я построил такой трубопровод, то меня сразу бы посадили!».
17 апреля в Астане соберутся все те, кто имеет отношение к проекту века — Кашаганскому месторождению. Возможно, они определят потери и вновь попросят у властей Казахстана отсрочку коммерческой добычи. Вряд ли иностранные инвесторы уедут с побережья Каспия — слишком лакомый кусок на кону нефтяной игры. Яркое свидетельство этому и то, что, не дожидаясь итогов расследования аварийной ситуации на Кашагане, уже объявлен тендер на поставку и монтаж новых труб...