Послушай Келимбетова и... поверь

На брифинге во вторник председатель Национального банка РК Кайрат Келимбетов сообщил:

«Поскольку Казахстан проводит сбалансированную внешнюю политику — вы знаете, что недавно глава государства присутствовал в Брюсселе, когда было подписано расширенное партнерство с Европейским союзом, и Европейский союз поддержал окончательно вхождение Казахстана во Всемирную торговую организацию, и в то же время недавно был подписан закон о создании Евразийского экономического союза. В целом это предполагает, что Казахстан уверенно проходит свою дальнейшую экономическую траекторию, и этот геополитический фактор в меньшей степени или косвенно будет влиять, и поэтому я бы говорил о смещении коридора паритета казахстанского тенге по отношению к российскому рублю в сторону укрепления казахстанского тенге, то есть это в коридоре 3,5-4,5. Вы помните, паритет составлял 4,5-5,5 тенге за 1 рубль. Сегодня мы видим, что, несмотря на большую схожесть наших экономик, и в том числе и зависимость от возможного снижения цен на нефть, очень сильный фактор различает сегодня ситуацию в Казахстане и в Российской Федерации. Это прежде всего санкционные войны, которые идут вокруг России сегодня, говорят о том, что российский рубль больше находится в том числе во влиянии фактора геополитической напряженности». 


Мы попросили нашего постоянного автора, авторитетного казахстанского экономиста Петра СВОИКА, известного своим скептическим отношением к событиям на нашем финансовом рынке, прокомментировать эти оптимистические высказывания главы Нацбанка.

— Кайрат Келимбетов объявил о переносе коридора реагирования на курс российской валюты с 4,5-5,5 до 3,5-4,5 тенге за рубль. И опять подтвердил, что девальвации не будет.
Ну что же, вопреки устоявшейся традиции, на этот раз ему можно верить. Курс рубля – важный, но не главный маркер для курса тенге. Да, начиная с российского дефолта в августе 1998 года и нашей девальвации 1 апреля 1999-го, тенге неизменно повторял все курсовые эволюции рубля. Но это более психологически подражательный фактор, нежели жестко детерминированная экономикой обязательная привязка. Ну, получают сейчас российские поставщики, вследствие ослабления рубля, дополнительные конкурентные преимущества на казахстанском рынке — так местных производителей на нем все равно мало, чтобы ему сильно пострадать. К тому же товарооборот с Россией по мере движения к ЕАЭС как назло падает — в этом году будет существенно меньше, чем в прошлом. Так что опережающая девальвация рубля статистику улучшит – пусть не экономический, а политический, но тоже важный аргумент.
В целом же политически властям Казахстана сейчас крайне важно показать, что в экономике все в порядке, и что к их заверениям можно относиться серьезно. Технически же не опускать курс тенге есть все возможности: счет текущих операций платежного баланса – в плюсе. Да, октябрьское падение нефтяных цен и ослабление рубля эту ситуацию ухудшат, но золотовалютных резервов, чтобы «не дергаться» и ожидать развязок дальнейших событий, у Акорды достаточно даже не на месяцы, а на пару-тройку лет. Поэтому до нового года можно спать спокойно.